Самые удивительные и красивые сады мира. Самые красивые сады в мире Самые известные сады мира

Когда вы путешествуете по разным странам, наверняка ваша туристическая программа включает не только посещение музеев, но прогулки по городу с осмотров природных красот города или местности. Множество городов готовы похвастаться красивейшими парками и садами, которые обязательно стоит посетить. Если удастся сделать это в хорошую погоду, вы получите массу положительных впечатлений и, разумеется, много ярких фотографий, которые останутся на память о незабываемом путешествии.

Итак, какие же сады и парки мира стоят того, чтобы внести их посещение в свой список путешественника?

Фотографии заимствованы из инстаграм-аккаунтов.

Парк Кёкенхоф (фото: @haniwandert)

Кёкенхоф – цветочный парк, расположенный в небольшом городке Лиссе на юге Нидерландов. Со своей площадью в 32 га он является самым большим парком цветов в мире. Парк открыт каждый год с середины марта до середины мая, в нем более 7 миллионов цветов и замечательный красочный декор, который послужит чудесным фоном для ваших фотографий. Тюльпаны становятся настоящими звёздами Кёкенхофа в весенний период.


Сады Альгамбры (фото: @piiagrekula)

В засушливой Андалусии сады дворцового комплекса Альгамбра в Гранаде – это спасительный оазис зелени и свежести. Обязательными для посещения являются сады Парталь и сады дворца Насридов. Не упустите возможности полюбоваться видами на холмы района Альбайсин.


Сады виллы Боргезе (фото: @ns.lidija021)

Обширные сады Виллы Боргезе занимают площадь в 80 гектаров и являются самыми зрелищными в Риме. Эти сады, иллюстрирующие любовь римлян к городским дворцам эпохи Возрождения и фонтанам теперь открыты для общественности.


Сад Боднант (фото: @mrpaulclancy)

Боднант – один из самых красивых садов в Уэльсе. Он расположен на юго-востоке террасного парка и выходит на реку Конви. Особенно прекрасен сад весной, в пору цветения рододендронов, магнолий и камелий.


Сады замка Вилландри (фото: @beatelouw)

Сады замка Вилландри в пышном стиле Эпохи Возрождения находятся на полпути между Туром и Азе-ле-Ридо. Они были восстановлены в начале XX века доктором Жоакимом Карвалло. Территория разделена на четыре главных сада: декоративный, водный, сад с множеством различных трав и сад-огород с геометрическими мотивами.


Сады Сучжоу (фото: @haoyiliu)

Классические сады Сучжоу называют одними из самых красивых во всем Китае, потому что они представляют собой настоящие шедевры китайского ландшафтного искусства с XI по XIX век. Девять из этих садов включены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.


Сады Бутчарт (фото: @so_0216)

Цветочные сады Бутчарт расположены в Брентвуд-Бей (Британская Колумбия), недалеко от города Виктория на острове Ванкувер. Это очень известная достопримечательность, которую ежегодно посещает более миллиона туристов.


Сад Мажорель (фото: @ahindbrown)

Субтропический сад Мажорель в Марракеше был основан в 1923 году французским художником Жаком Мажорелем. И хотя впоследствии сад был заброшен в течение десятилетий, в 1960 году его спас знаменитый кутюрье Ив Сен Лоран. Благодаря ему туристы, приезжающие в эту жемчужину Ближнего Востока, имеют возможность прогуляться по этому прекрасному саду, где соседствуют пальмы, кактусы, бугенвилии, банановые и лавровые деревья.


Сад Рикугиэн (фото: @beautiful_tokyo_walk)

Рикугиэн – традиционный японский парк, который является одной из главных достопримечательностей Токио. Он считается одним из самых красивых садов периода Эдо и представляет собой важный аспект японского искусства, где небольшой пруд в центре окружает множество красивых островков, деревьев, холмов.


Ботанический сад Кирстенбош (фото: @emsmout)

Кирстенбош расположен на восточном склоне Столовой горы в пригороде Кейптауна. Он был основан в 1913 году и сегодня включает площадь в 528 гектаров. Кирстенбош – один из самых известных в мире садов благодаря своей коллекции и своему уникальному расположению.


Сад Клода Моне (фото: @murat_gurbuz)

Сад Клода Моне в Живерни (Нормандия) получил официальный статус Выдающегося, он представляют собой ожившую вселенную его картины «Нимфеи». Своды наземных растений окружают ослепительной массивный «водный сад» в тени плакучих ив. Ценители легендарного импрессиониста будут рады посетить этот в прямом смысле живописный сад.


Парковый комплекс Петергофа (фото: сайт)

102 гектаров парка Петергофа под Санкт-Петербургом включают Верхний сад во французском стиле с тремя большими фонтанами и Нижний сад в английском стиле, в который входит знаменитый Большой Каскад у Петродворца. В солнечную погоду парки Петергофа поистине ослепительны – как ослепительны статуи Большого Каскада, покрытые золотом.


Сад Инверью (фото: @nationaltrustforscotland)

Инверью – настоящий субтропический рай, расположенный глубоко в горах, весьма популярный у туристов в дождливой Шотландии. Здесь цветут голубые маки, калифорнийские эритроны и бесчисленные растения из Южной Америки, а также эвкалипты из Тасмании и Австралии.


Сады Эйриньяк (фото: @ju.laval)

Сады Эйриньяк, расположенные в самом центре исторической области Перигор, включают растительность в форме геометрических фигур, первоначально оформленных еще в XVIII веке. Эти сады состоят из деревьев с ослепительно зелеными кронами: кипариса, тиса, самшита. В 2004 году Министерство культуры Франции присвоило этим садам статус Выдающихся (Jardin Remarquable).


Сады Виллы Ланте (фото: @sailor.xbi)

В северном Лацио находится вилла Ланте с садами в стиле итальянского Ренессанса. Особенностью этих садов, классифицированных не иначе как Grandi Giardini Italiani (Великие итальянские сады), являются его водопады, фонтаны и каскады.


Парк Нонг Нуч (фото: @asifiwerealex)

Нонг Нуч находится недалеко от Паттайи и славится своими тропическими садами, изобилующими разными сортами орхидей, папоротников и прочих экзотических цветов. Здесь же есть много животных, которые заслуживают внимания иностранного туриста.


Парк замка Куранс (фото: @mickasuperspeed)

В 50 км к югу от Парижа расположился замок Куранс, построенный в стиле Ренессанса. Этот замок окружен парком, который можно назвать одним из самых красивых водных парков XVI века.


Парк дворца Хет Лоо (фото: @oscardeboer)

Парк, расположенный в Апелдорне, в провинции Гелдерланд в Нидерландах, разработан Клодом Дего, известным французским садовником, а также племянником и протеже известного ландшафтного архитектора Андре Ленотра. Парк по сей день сохраняется в том виде, в котором он был создан в момента своего основания в XVIII веке.

21 января 1945 года в Москве был основан Главный ботанический сад Академии наук СССР. Сегодня мы расскажем о нем и еще о 5 лучших отечественных ботанических садах.

21 января 1945 года было принято решение о создании в Москве нового ботанического сада. Главный российский музей живой природы, призванный сохранить уникальные зеленые массивы – Ерденьевскую рощу и Леоновский лес, занял территорию в 331,49 гектара. Свой современный вид наиболее крупный из ботанических садов старушки Европы приобрел благодаря стараниям ландшафтных архитекторов Петрова и Розенберга, сделавших акцент на наибольшем соответствии природным условиям. Московское царство растений собрало в своих пределах представителей флоры со всех климатических зон и континентов нашей планеты. В его коллекциях более 16 тысяч растений, включая 1900 видов древесных пород и кустарников, свыше 5000 всевозможных представителей растительного мира тропиков и субтропиков, обширный розарий и прекрасный сад непрерывного цветения. Экскурсии по дендрарию знакомят с интересными и полезными фактами о комнатном цветоводстве, многообразии, вреде и пользе тропических организмов, озеленении интерьеров.

Живописный садово-парковый ансамбль, созданный конце 19 века издателем “Петербургской газеты” Сергеем Худековым, – это отличное место для отдыха и прогулок, а также популярная достопримечательность для гостей Сочи. Каждая из частей Сочинского дендрария, разрезанного напополам Курортным проспектом, оформлена в собственном стиле. Центральная, воссоздающая зеленые зоны солнечной Италии, полна изысканных декоративных элементов, резных беседок и скульптур, описывающих сцены из мифов. Основная же часть ботанического сада – это настоящий английский парк, подчеркивающий естественную красоту живой природы. На территории дендрария всегда царит лето: очень многие из более чем двух тысяч видов редких и экзотических растений со всей планеты являются вечнозелеными. Здесь неспешно прогуливаются павлины, по живописно заросшим озерам плавают утки, лебеди и даже пеликаны, а на северо-западе живут страусы. Каждые 15 минут между Верхним и Нижним парком курсируют вагончики канатной дороги, облегчающие передвижение по великолепному царству тишины и покоя в сердце суетливого Сочи.

Зеленый уголок Санкт-Петербурга, появившийся на свет в 1714 году, прошел немалый путь от небольшого аптекарского огорода, обеспечивавшего лекарственными травами вооруженные силы Российской империи, до обширного комплекса из 26 оранжерей размером 22,9 га. В первые советские годы в и без того богатый Ботанический сад Петра Великого переселились тропические и субтропические растения из коллекций царских дворцов и особняков аристократии, а вот во время блокады Ленинграда дендрарий, естественно, пришел в упадок. Лишь в послевоенный период благодаря помощи из Сухуми и поставкам оранжерейных растений из Главного ботанического сада РАН он снова возродился в былых красоте и величии. Сегодняшний Ботанический сад Петра Великого славится самой роскошной в России коллекцией оранжерейных растений, ежегодно принимает более 150 тысяч гостей и проводит многочисленные экскурсии. С ноября в дендрарии проходит выставка “Осколки радуги”, представляющая множество цветущих орхидей и бромелий, а также познавательные мастер-классы по уходу за прихотливыми зелеными красавицами.

Самый северный в РФ ботанический сад, расположенный за полярным кругом, был открыт 26 августа 1931 года. Его работа – это один большой эксперимент, призванный изучить возможность существования растений из разных климатических зон в суровых условиях Крайнего Севера. За время существования дендрария здесь побывало более 30 тысяч всевозможных представителей флоры, примерно 3500 из которых сумели прижиться в земле Кольского полуострова. Не брезгует Полярно-альпийский ботанический сад и научными исследованиями: например, во время Великой отечественной войны тут был придуман способ добычи глюкозной патоки из лишайников. Среди зеленых экспонатов института свыше 650 видов мха, более четырех сотен разных растений, населяющих Мурманскую область, а также около тысячи видов «переселенцев» из тропиков и субтропиков. За год ботсад на территории Хибинских гор принимает свыше 2,5 тысяч посетителей, совершает обмен семенами и ростками с ботаническими садами более чем 30 стран мира. Среди уникальных коллекций дендрария – сад подснежников, каменистый сад и живой гербарий.

Ростовский дендрарий, созданный в апреле 1927 года, первоначально занимал лишь около 74 га, но со временем разросся более чем до 160 гектаров. Сад почти сразу вошел в состав Северокавказского государственного университета, ныне известного как Южный федеральный университет, и работал в основном как научно-исследовательское и учебное подразделение. В 1927 году в саду появился древесно-декоративный питомник, чуть позже сформировались отдельные коллекции плодово-ягодных растений, орехов, розарий и сирингарий, а следом возник фонд хвойных культур. В 1992 году Ботанический сад ЮФУ стал памятником природы регионального значения. Помимо большого собрания растений со всего света, насчитывающего 5 тысяч кустарников и деревьев и 1500 оранжерейных экземпляров, здесь находятся уникальный участок естественной степи и почитаемый православными христианами минеральный источник Серафима Саровского. Дендрарий предлагает неплохую экскурсионную программу, услуги по благоустройству территории и ландшафтному дизайну, реализует плодовые деревья и редкие цветы.

Прекрасный зеленый уголок Новосибирской области, существующий уже 68-й год, раскинулся на целой тысяче гектаров. Центральный сибирский ботанический сад насчитывает дюжину научных лабораторий и три филиала: на Алтае, в Чите и в Кемерово. Изумрудные массивы хвойных и березовых лесов рассекает живописная речка Зырянка, придающая саду некое естественное очарование. Коллекция сада собрала в себе более 7 тысяч разных растений, которые объединены в красочные зоны: Парк бонсай, каменистый сад, Вальс цветов, Сад непрерывного цветения. ЦСБС по праву гордится и лучшим в России гербарием, охватывающим полмиллиона листьев и более 1200 всевозможных семян. В ближайшее время здесь планируется открытые новой необычной экспозиции – царства знаменитых обитателей субтропиков, кактусов, о каждом из которых ее хранитель готов с удовольствием рассказать отдельную историю. Сибирский ботсад проводит экскурсии для детей и взрослых, продает саженцы для придомовых территорий, а также служит прекрасным местом для семейного отдыха.

Что вы представляете себе, когда слышите слово «Сад»? Несомненно, Сад - то место, где вы можете найти душевное спокойствие, вдохнуть аромат цветов, услышать щебетание птиц, дуновение свежего ветра. Это успокоительная среда, которая успокаивает вашу душу. Утренняя прогулка в саду - настоящее благословение и вдохновение на целый день. Здесь представлено 10 самых красивых садов в мире. Эти места созданы людьми, чтобы чувствовать красоту природы и в полной мере наслаждаться ею. Итак, представляем вам самые красивые сады со всего мира.

Сады Мирабель, Зальцбург

Это классический европейский сад в духе Версаля. Дворец Мирабель с его красивыми садами — памятник культурного наследия ЮНЕСКО и часть исторического центра города Зальцбурга. Дворец был построен принцем-архиепископом Вольфом Дитрихом фон Райтенау в 1606. Этот красивый сад перепроектировали в 1690. Мирабель полон красивых скульптур, фонтанов, цветочных клумб и карликовых растений.

Королевский Ботанический сад Мельбурна

Королевский ботанический сад Мельбурна является всемирно известным садом, расположенным в центре Мельбурна на южном берегу реки Ярры. Эти красивые сады простираются на 100 акрах парковой зоны, включая детский сад, тропу наследия аборигенов, открытый гербарий и обсерваторию. Здесь можно наслаждаться специальными мероприятиями, как Философия в Саду, Арфа в Саду, и Йога для Детей. Этот красивый сад — одна из наиболее популярных достопримечательностей в Виктории, с более чем 1.5 миллионами посетителей каждый год.

Сад Чжи Чхан Юань

Расположенный в парке Сихуэй, первоначально этот сад 16-го века в провинции Цзянсу был известен, как Сад Экстаза. Этот небольшой сад иллюзий занимает всего один акр, но производит впечатление глубины, широты и высоты. Искусственная гора кажется естественной частью холмистого пейзажа, окружающего сад, а длинный бассейн создает чувство натурализма. Красивый павильон словно нависает над водой, в то время как дальний конец бассейна пересекается Мостом Семи Звезд. Сад Чжи Чхан Юань распадается на большее количество отделений с павильонами и аллеями. Тот факт, что сад был полностью восстановлен в 19-м веке, не изменяет факт его необычайной красоты.

Сады Фина в Иране

Сады Фина расположены в Кашане, Иран и являются историческим персидским садом. Завершенный в 1590,Сад Фина — самый старый существующий сад и один из самых красивых садов в Иране. Сад занимает 2.3 гектара главного двора, окруженного крепостными валами и четырьмя круглыми башнями. Вода подается сюда с гор через подземную систему труб. В саду растут многочисленные кипарисы и другие растения.

Ботанический сад пустыни

Основанный Аризонским Обществом любителей Кактусов и Местной флоры в 1937, сад в данный момент содержит более 21,000 растений. В то время, как есть много прекрасных Ботанических садов по всему США, Ботанические сады пустыни Финикса можно назвать самыми красивыми. Они предлагают посетителям совершить уникальный вояж в мир флоры пустыни. Посетители должны быть готовы столкнуться с жарой и сухостью, но тур по обширному парку, окруженному ярко-красными скалами, определенно стоит того.

Сады Кэнрокуэн в Японии

Один из Трех Великих Садов Японии, Кенрокуэн является гаванью мира и спокойствия в Ишикаве. С площадью в 11.4 гектаров, сад расположен на высотах центральной части Канадзавы рядом с замком Канадзава. Семья Маеда, управлявшая имениями в феодальные времена, поддерживала сад из поколения в поколение. Из-за его масштаба и красоты, Кэнрокуэн по праву считается из самых красивых садов в Японии. Он особенно прекрасен в течение сезона вишневого цвета весной. В это время, в течение двух недель вход в сад абсолютно бесплатный.

Сады Версаля

Исторические сады в Версальском дворце — одни из самых впечатляющих во всей Европе. Эти красивые сады покрывают приблизительно 800 гектаров площади, благоустроенной в классическом французском стиле. Территория роскошного дворца Людовика XIV была объектом гордости для Короля Солнца, для которого сады были так же важны, как сам дворец. Посетители могут провести целый день в одних только садах, наслаждаясь цветами, фонтанами, вьющимися тропами и сценическими видами. Сады Версаля являются одним из наиболее посещаемых общественных мест во Франции, принимая более шести миллионов посетителей в год.

Сады Мажорель в Марокко

Сад Мажорель — двенадцатиакровый ботанический сад в Марракеше, Марокко. Его прекрасный синий оттенок позволяет отличить Мажорель от любого другого ботанического сада. Владельцем является легендарный модельер Ив Сен Лоран. Он даже назвал в честь сада оттенок лака для ногтей из роскошной линии косметики. Созданный в 1920-х живописцем Жаком Мажорелем, сад назвали одним из 50 самых красивых садов в мире и одним из самых популярных туристических направлений в Марокко. В саду также размещается исламский Художественный музей Марракеша, коллекция которого включает североафриканский текстиль из личной коллекции Сен-Лорана, а также керамики, драгоценностей и картин Мажореля.

Сад Клода Моне в Живерни

Один из самых красивых садов в мире — Сад Моне во Франции. Сад был собственностью Оскара Клода Моне, основателя французской импрессионистской живописи. Эти сады походят на его картины — ярко окрашенные участки, небрежные, но уравновешенные. Цветы действительно похожи на его мазки, немного дикие и небрежные, но являющиеся частью тщательно составленного дизайна. Живописец жил в своем доме во французской сельской местности в течение 43 лет, тщательно выращивая его цветники и развивая удивительный сад. Территория и дом открыты для посетителей с апреля до октября. Обязательно прогуляйтесь по собственности, сделайте фотографии известных кувшинок и посетите соседний Музей Импрессионизма, в то время как вы там. Этот сад, действительно владеет захватывающим местом в списке красивых садов.

Сады Кирстенбош в Кейптауне

Кирстенбош — всемирно известный национальный ботанический сад Южной Африки, раскинувшийся на фоне Столовой горы и Пика дьявола, дом более чем 22 000 местных растений. Кирстенбош по праву занимает первое место в списке самых красивых садов из-за его красивого расположения. Сад был основан в 1913, чтобы сохранить уникальную флору страны — на то время это был первый ботанический сад такого плана в мире. Особенно интересен для иностранных посетителей сад Протеи – витрина потусторонних растений в характерных темно-зеленых и коричневых оттенках. Кирстенбош — один из лучших ботанических садов мира, о которых есть отдельная подборка на LifeGlobe.

Если раньше ботанические сады и шикарные парковые комплексы, созданные талантливыми дизайнерами и архитекторами, были достоянием привилегированных особ, то сегодня миллионы людей могут свободно посещать самые красивые и уникальные сады в мире. Именно об этих о них мы и поговорим ниже.

Сад Эксбери в Великобритании

Сад Эксбери, находящийся в одноимённом поместье в Великобритании, по праву носит звание одного из самых красивых в мире. Созданный Лайонелом Натаном Ротшильдом, представителем известной в те времена династии баронов, сад имеет богатую историю. Во времена Второй мировой войны он был практически уничтожен. Вместе с поместьем барона Ротшильда, он был передан во владение военным. Однако, после войны, благодаря усилиям Эдмунда Ротшильда, сына основателя сада, он был полностью восстановлен и в 1950-х годах стал достоянием общественности. На сегодняшний день, в саду Эксбери растут редкостные виды деревьев и цветов – рододендроны, азалии, экзотические растения, секвойя, цветы, специально привезённые сюда с юго-востока Азии, ливанские кедры и много других уникальных растений.

Сады Боболи в Италии

История садов Боболи началась в далёком 16 столетии, когда они были посажены вокруг самого известного дворца Флоренции Палаццо Питти. Основателем этих чудесных садов считается герцог Козимо I Медичи, который подарил их своей молодой жене Элеоноре Толедской. Проектом садов и их созданием занимались самые известные в разные временные периоды того времени скульпторы и художники. Среди них – Фортини, Триболо, Джамболонья, сын и отец Париджи и другие. В саду есть очень красивый внутренний двор, где проходили самые значимые церемонии и торжества семьи Медичи.

На сегодняшний день, сады Боболи считаются самым выдающимся образцом садово-парковой архитектуры Ренессанса. Архитектура и дизайн садов настолько уникальны, что они послужили образцом для создания множества европейских королевских парков, включая известный парк в Версале.

Тропический сад Нонг Нуч в Тайланде

Тропический парк Нонг Нуч расположен возле знаменитого тайского курорта под названием Паттайя. Несмотря на то, что этому саду уже более 30 лет, он всё ещё продолжает привлекать туристов из разных стран мира. Своё название сад получил в честь его основательницы – Нонг Нуч Тансача. Изначально, на месте сада планировалось основать плантацию для выращивания овощей и фруктов. Однако, позже было решено основать здесь настоящий тропический рай.

Тропический сад Нонг Нуч был открыт в 1980 году, но и сегодня он принимает более 2000 туристов в день. Для создания максимально комфортных условий для отдыха посетителей, здесь хорошо развита инфраструктура. На территории сада можно найти бассейн, рестораны и кафе, а также увидеть самые разнообразные шоу-программы, в которых участвуют не только люди, но и животные.

Изюминкой сада является его подразделение на тематические зоны. Каждая из них уникальна и неповторима. К примеру, Сад керамических горшков предлагает посетителям выставку различных фигур, образованных из горшочков, а в Саду рощ можно полюбоваться необычными кустами и деревьями. Кроме этих зон, в тропическом саду Нонг Нуч находятся Сад бабочек, Сад сердец и зонтиков, Европейский и Французский сады, Сад орхидей, копия известного Стоунхенджа в миниатюре и множество других интереснейших объектов.

Парк в Богородицке под Тулой занимает особое место в истории русского садово-паркового искусства. Во-первых, из-за того, что создавался в тот переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал свое победное шествие по многочисленным усадьбам, разбросанным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том, будут ли они следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя прежде всего из местных природно-климатических условий, сложившихся национальных культурных традиций, богатого отечественного опыта садового зодчества.

Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Никольский A.С.

«Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде». Никольский A.С. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. История ленинградского Центрального парка культуры и отдыха начинается с 3 декабря 1931 г., когда ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем историческом решении о социалистической реконструкции Ленинграда решили создать на Елагином и Крестовском островах парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 г. ленинградский ЦПКиО развернул свою работу только на Елагином острове с его чудесным, хорошо сохранившимся парком. Крестовский же остров, эта голая, заболоченная, обдуваемая ветрами низменность, должен был еще получить свой парк.

Парк им. Кирова в Баку. Ильин Л.А.

«Парк им. Кирова в Баку». Ильин Л.А. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. Резко выраженные особенности географического положения Баку, сухие припустынные условия, трудные для паркового строительства, делают этот опыт не только интересным с точки зрения преодоления природы и одновременного ее использования, но и поучительным для практики парковой композиции в аналогичных и близких условиях. Парк расположен на склонах холмов и плато - наиболее высоких в пределах города отрогах Кавказского хребта при его выходе к Каспию. На всем побережьи к югу от Махач-Кала нет ни одной точки, где горы так близко и так рельефно подошли бы к морю.

Ансамбль Екатерининского парка Царского Села

Ансамбль Екатерининского парка: Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад). Садовая скульптура. Эрмитаж. Грот. Зал на острове Большого пруда. Гранитная терраса. Верхняя ванна. Нижняя ванна. Эрмитажная кухня. Адмиралтейство. Садовая набережная и Нижние пруды. Пейзажная часть Екатерининского парка. Башня-руина. Чесменская колонна. Кагульскнй обелиск. Морейская колонна. Крымская колонна. Турецкая баня. Палладиев мост. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад. Гатчинские ворота. Пирамида. Памятник А.Д. Ланскому. Концертный зал. Кухня-руина. Малый каприз. Вечерний зал. Чугунная беседка. Готические ворота. Ворота «Любезным моим сослуживцам». Кадетские ворота. Фонтан «Молочница».

Ансамбль Александровского парка Царского Села

Ансамбль Александровского парка: Регулярная часть Александровского парка (Новый сад). Китайская деревня. Большой каприз. Китайский театр. Крестовый мост. Скрипучая беседка. Китайские мосты. Александровский дворец. Пейзажная часть Александровского парка. Шапель. Белая башня. Ферма. Пенсионерские конюшни. Ламский павильон. Арсенал. Федоровский городок. Египетские ворота. Баболовский дворец и парк. Александровский парк, в силу различия природных ресурсов и исторических особенностей формирования, значительно отличается по своему характеру от Екатерининского парка. Старейшая часть Александровского парка - Новый сад - распланирована в регулярном стиле. Разбивка пейзажной части парка осуществлена лишь в начале XIX столетия.

Летний сад в Санкт-Петербурге

Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704-1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке...

Исторический очерк развития дворцово-парковых ансамблей Царского Села

Ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. В их формировании прослеживаются четыре этапа. Первый из них - 1710-1720 гг. Это время возникновения загородной царской резиденции - Сарской мызы, с небольшим каменным дворцом Екатерины I и регулярным садом. В середине XVIII в., после перестройки дворца, перепланировки и расширения парков, Сарская мыза превратилась в грандиозный ансамбль, превзошедший по своим размерам все другие дворцовые резиденции в России. Следующий период начался в 1760-1770-х гг., одновременно с возникновением в русской архитектуре нового стиля - классицизма. Осуществлявшиеся на этом этапе работы по созданию пейзажных парков на территории, прилегающей к старым регулярным садам, не были полностью закончены в конце XVIII столетия. Они продолжались и в первой половине XIX века.

Фонтаны Петергофа

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Ленинграда и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов - все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Начало строительства Петергофа датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра I видеть здесь в Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует»...

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами. С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I - видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место...

Усадьба Останкино

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля...

Павловский парк

Когда в Царском Селе уже сиял своим великолепием Большой Екатерининский дворец, на месте будущего Павловска еще стояли глухие леса, тишину которых изредка нарушали лишь придворные охоты. Павловский парк моложе царскосельского и других императорских резиденций в окрестностях Петербурга, он лучше сохранился. В нем в наиболее чистом виде отразился период расцвета русского классицизма, он был создан за довольно короткий срок - 50 лет - и отличается особой художественной цельностью своего ансамбля - садов, архитектуры, скульптуры. Это единственный в своем роде образец русского пейзажного зодчества, прославленный шедевр, в котором нашли самое полное выражение новые направления в садово-парковом искусстве...

Дворцово-парковый комплекс Царского Села

Загородная резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны Царское Село была основана в 1708 г., через 6 лет после освобождения Копорья от шведских войск. Она располагалась на месте бывшей шведской «Сарской мызы» в живописной и обширной местности, на пологом холме, у небольшой речки Вангази. Старые деревянные постройки, плодовый сад, пруд стали на первых порах ядром будущей усадьбы. После 1716 г., когда здесь была построена деревянная Успенская церковь, Сарская мыза («Остров-мыза») получила наименование Царского Села. К этому времени относится и создание здесь первых каменных палат, расширение хозяйственных построек. В отличие от дворцово-парковых комплексов Петра I имение Екатерины долго сохраняло вид русской усадьбы и отражало в своем облике традиционный и простой уклад жизни...

Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

Курган Славы увековечил ратный подвиг Советской Армии и партизан. Заложен он 30 сентября 1966 года. Земля Белоруссии смешалась в нем с землей городов-героев, других мест, прославивших себя боевыми и трудовыми свершениями. Воздвигнут мемориал к 25-летию освобождения Белоруссии от гитлеровцев. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года. Его авторы - скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич и инженер В. Лапцевич. Курган высотой 70 метров 60 сантиметров венчают четыре штыка, символизирующие четыре фронта, освобождавшие Белоруссию. У основания штыков, которые скрепляет лента-пояс двухметровой высоты,- мозаичные ордена Славы и Отечественной войны.

Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом.

Версаль. Parc de Versailles

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

Во-ле-Виконт - (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) - классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.

Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма, стилистически связанными с архитектурой дворца.

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Вилла д"Эсте. Вилла Тиволи. Villa d"Este

Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха.

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

На северо-восточной окраине Киото удалившимся от дел императором Гомицуно был распланирован ансамбль Сюгакуин с обширным садом-парком. Первая часть работ была закончена между 1656 и 1659 годами, но затем с перерывом работы продолжались еще несколько лет. Уникальность композиции Сюгакуин среди японских садовых ансамблей связана с его расположением на трех уровнях - террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы. Именно это определило общее пространственное построение ансамбля и конкретное решение каждой его части. В отличие от Кацура основной масштаб и основной эмоциональный тонус Сюгакуин был задан дальним планом - видом далеких силуэтов гор и деревьев (что носит название «саккэи»), а все искусственно построенные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Мемориальный парк Мира в Хиросиме

Один из первых общественных ансамблей послевоенной Японии - Парк Мира в Хиросиме (архитектор Кэндзо Тангэ, 1949-1956), задуманный и осуществленный как синтез национальных и современных пространственных и конструктивно-пластических идей. Парк расположен на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 12,2 гектара находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф. Ансамбль состоит из обширной площади для манифестаций (она засыпана белой галькой) с лаконичным и скорбным памятником-аркой (Монумент «Пламя Мира»), легких, поднятых на столбах зданий музея, административного корпуса и библиотеки. Виднеющийся на заднем плане остов одного из немногих строений, уцелевших во время атомной бомбардировки, также визуально включается в ансамбль.

о Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

Сад монастыря Дзёруридзи в предместьях Киото относится к редчайшему типу садов хэйаньской эпохи амидийского типа. Здание храма было построено в 1107 году, на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана. На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году. Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай. Планировка сада у храма - попытка найти и выразить в компонентах живой природы символическое выражение миропорядка, высшая точка которого - «Западный рай Будды Амиды». Подобно тому как не было принципиального различия религиозной и светской архитектуры, так близки по своим особенностям амидийские храмовые сады и сады дворцовые.

Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

Довольно значительные по размеру дзэнские пейзажные сады нередко возникали из дворцовых садов типа синдэн. Так, дворец Китаяма, построенный сегуном Асикага Ёсимицу в 1397 году, был затем переделан в храм Рокуондзи (Храм оленьего сада), или Кинкакудзи (Золотой павильон), а сад реконструирован в соответствии с эстетическими канонами дзэн школы риндзай. В отличие от более ранней японской архитектуры смысл такого произведения, как Золотой павильон, его содержательность раскрываются лишь в сопоставлении с природой, единстве с ней. Архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа естественная, художественно не организованная не могла войти в это единство, она должна была быть преобразована в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор-строитель.

Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн, официальное название храма - Дзисё-дзи), построенный в 1489 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу и позже ставший буддийским храмом. В истории японской архитектуры Серебряный павильон - явление переходное, он соединяет в себе черты стиля синдэн с новыми элементами жилой архитектуры так называемого стиля сёин. Как и Золотой павильон, он стоит на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сёин) непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Когда стены раздвинуты, это разделение исчезает и природа как бы входит внутрь дома. Такое слияние с природным окружением отразилось на пространственном решении интерьера и более того - на всей концепции архитектуры, ее новой связи с окружающей средой.

Сады монастыря Тофукудзи в Киото

Тофукудзи - буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Ворота храма саммон - самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии и являются национальным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра. На территории храмового комплекса расположены множество садов, самые крупные из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё. Мирэи Сигэмори, автор одного из самых известных современных храмовых ансамблей Комё-ин в монастыре Тофукудзи в Киото (1939). Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам (типа карэ сан-суй), но само применение общеизвестных символов, их сочетание и контраст в одной композиции отмечают мастера с новым видением и ощущением. Сигэмори, прежде чем стать садовым дизайнером, старательно изучил историю садового дела, провел обмеры и сделал планы более 500 садов.