Путешествие по Алтаю на машине: самый подробный путеводитель. Путешествие по алтаю Путешествие на алтай самостоятельно

Горный Алтай - это удивительный и очень красивый край, о котором уже сказано и написано множество восторженных слов. Алтай расположен в самом центре Азии, на юге Западной Сибири, и граничит с такими странами, как Китай, Монголия и Казахстан. Уверен, что нет на свете человека, который бы остался равнодушен к красоте здешних мест. Природа Алтая не просто разнообразна, она необычайно контрастна: таёжные леса быстро сменяются сухими степями, невысокие холмы и горы - заснеженными пиками (самыми высокими в Сибири), а реки здесь меняют свой цвет, в зависимости от времени года.
На Алтай было решено ехать на автомобиле, т.к. путешествовать на автомобиле по Алтаю очень удобно, основная дорога в идеальном состоянии, а за сравнительно небольшое время можно увидеть много всего интересного. В поездку я пригласил своего друга Альберта Беляева, увлеченного фотолюбителя и большого ценителя дикой природы.
Поездку наметили с 13 по 28 сентября. В маршрут по Горному Алтаю включили Мультинские озера, долину реки Чулышман, Курайскую и Чуйскую степь, Южно-Чуйский хребет.
Схема маршрута:

I. Путь от Москвы до Горного Алтая.
До Горного Алтая удобнее ехать по направлению: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. В первый же день мы преодолели более 2100 км, и остановились на ночлег где-то в 100 км. от Екатеринбурга. Хотя дорога от Москвы до Алтая очень длинная (практически проезжаешь треть территории России), но описывать я ее не буду, т.к. она достаточно скучная и однообразная. Если до Екатеринбурга дорога идет, в основном, через леса, то за Уралом начинаются сплошные поля, болота и лесостепи, которые сопровождают до самого Горного Алтая. Что касается качества федеральных и региональных дорог, то, на мой взгляд – самые лучшие дороги в Западной Сибири, а самые худшие - на участке Нижний Новгород – Пермь.
На третий день пути мы выехали на Чуйский тракт (федеральная трасса Новосибирск-Монголия). Это единственная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг. Во второй половине дня, мы, наконец-то, въехали в Горный Алтай! Степи сменились предгорьями алтайских хребтов.
Первой точкой маршрута были Мультинские озера. Для этого, нам нужно было сперва доехать до поселка Мульта, расположенного недалеко от Усть-Коксы. В поселке Черга мы свернули с Чуйского тракта по указателю на Усть-Коксу. Дорога представляла собой очень неровную грунтовку, а в некоторых местах, откровенно «стиральную доску». Заморосил дождь и двигаться быстрее 40 км/час не получалось. Начало темнеть, и нам пришлось остановиться на ночлег на одной поляне, проехав всего около 20 километров от Чуйского тракта. А поляна оказалась сплошь «заминирована» коровьими лепешками, и выходить из машины приходилось очень аккуратно. Первая ночь на Алтае была не очень радужной: под дождем и среди коровьих лепешек.

4-й день (16 сентября):
Встали очень рано, еще до восхода солнца. Длинные сентябрьские ночи позволили нам хорошо выспаться. Дождя не было, но свинцовые тучи вовсю гуляли по небу. Мы двинулись дальше, мимо зеленых лугов, лесистых гор и холмов. Дорога, вскоре, пошла круто вниз, и проехав меньше километра, пейзажи вокруг резко изменились. Перед нами открылись невиданные просторы, все вокруг стало напоминать сухие степи Монголии. Поразительно, всего 1 километр отделял зеленые и цветущие луга от голой степи! Это означало, что мы въехали в Канскую степь. Мягкий солнечный свет местами пробивался сквозь тяжелые свинцовые тучи, и Канская степь предстала перед нами в шикарном виде. Самое время делать первые кадры!



Миновав Канскую степь и въехав в Усть-Коксинский район, пейзажи вновь начали меняться. Появились леса, вокруг опять полно зелени, на лугах пасутся лошадки. Вообще, когда представляешь себе классический Алтайский пейзаж, в голове рисуется такая картина: зеленая трава, лошади, пасущиеся на лугу, и все это на фоне гор, окутанных облаками. А сейчас, эти пейзажи можно просто наблюдать из окна автомобиля!



В первой половине дня мы въехали в поселок Мульта, где нам удалось договориться о трансфере на Мультинские озера. До озёр оставалось всего 20 км по «сибирскому автобану», но этот путь преодолевался только за 3 часа на серьезной технике, типа ГАЗ-66. На Мультинских озерах не обязательно жить в палатках, теперь там есть несколько гостевых деревянных домиков с печкой, газовой плиткой и электричеством (имеется дизель-генератор). А значит, можно пожить в горах в комфортных условиях!

II. Мультинские озера
Разобрав вещи, мы сели в ГАЗ-66 и поехали к знаменитым озёрам, оставив свою машину на стоянке. Смотря на дорогу, по которой ГАЗ-66 медленно и уверенно полз вперед, и которая, местами, представляла собой жижу грязи с колеей около метра, с торчащими толстыми корнями и булыжниками, мне даже сложно было представить, что такую «дорогу» вообще можно преодолеть на какой-либо технике. Но ГАЗ-66 – великая машина, и за весь путь даже ни разу не пришлось использовать лебедку. Спустя 3 часа, мы наконец добрались до места! Домики оказались замечательными, отсюда до озера всего 300 метров.

Дикие и нетронутые высокогорные ландшафты, кедровые леса, кристальная чистота озёрных вод - это всё то, что заставляет возвращаться сюда снова и снова. Мультинские озёра прекрасны в любую погоду. Ни тучи, ни дождь, ни холод - ничто не помешает, по-настоящему, влюбиться в эти места. А вокруг – никого, кроме нас и егерей, что живут на берегу озера. Мультинские озёра - это каскад озёр, расположенных в горах, на высоте 1700- 2000 метров, в бассейне реки Мульта. Самое ближнее и самое большое озеро - Нижнее Мультинское. В 400-х метрах выше Нижнего, расположено Среднее Мультинское озеро. Между Нижним и Средним озерами бурлит порог, который называется Шумы. От наших домиков до Среднего Мультинского озера – всего 4 километра по тропе. Остальные озера (Верхнее Мультинское и Поперечное) расположены достаточно далеко (около 14 километров от Нижнего), поэтому планов идти туда не было. Решив провести на Мультинских озерах 3 ночи, мы договорились, что за нами вернутся 19 сентября.

5-й день (17 сентября):
Встали очень рано, по будильнику. Но вот погода в это утро не особо порадовала. Хоть дождя и не было, но все небо затянуло серыми тучами. Утреннего света сегодня можно было не ждать. Но в каждой погоде есть своя прелесть! В горах мне очень нравится, когда, медленно плывущие, серые тучи частично скрывают горные вершины и склоны. За этим можно долго наблюдать, и фотографии такого состояния природы притягивают взгляд. Собрав фоторюкзаки, мы отправились на разведку в сторону Среднего Мультинского озера. Тропа до Среднего озера идет вдоль правого берега Нижнего Мультинского озера. Примерно через час, мы вышли к порогу Шумы, здесь вода по огромным камням перетекает из Среднего озера в Нижнее. Но осенью, воды в горных реках (порогах) значительно меньше, чем летом. И теперь вместо бурлящего потока – небольшие ручейки. Сейчас этот порог можно перейти по камням, практически в любом месте. Мы застали такое время, когда «Шумы» не шумят!

Пошел мокрый снег. Мы вышли на берег Среднего Мультинского озера, и нашему взору открылась невероятная красота: спокойное изумрудное озеро с чистейшей прозрачной водой, вершины гор, спрятанные за серыми тучами. А вокруг тишина! Действительно, Мультинские озера прекрасны в любую погоду! А вода в озерах настолько чистая и вкусная, что пить ее можно без кипячения!



Будучи увлеченными созданием «фотошедевров», мы вдруг услышали рев медведя, который периодически раздавался со стороны ближайшего лесистого склона. Чтобы испугать медведя, мы принялись шуметь, громко разговаривать, кричать, хлопать в ладони. Вечером погода начала постепенно разгуливаться. За весь день, первый раз подсветило солнце.



6-й день (18 сентября):
Встали снова рано, до рассвета. Но то, что мы увидели вокруг, нас очень сильно поразило и обрадовало: все было покрыто 10-ти сантиметровым слоем снега. Создавалось такое ощущение, что мы попали в настоящую зимнюю сказку. Каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек были покрыты шапкой снега. Это вызывало полный восторг!



Подойдя к берегу озера, мы снова поразились открывшимся пейзажам. Облака в горах активно перемещались и постепенно растворялись, погода быстро менялась. Это утро оказалось незабываемым. Все, что мы снимали вчера, сегодня преобразилось до неузнаваемости, все заиграло новыми красками. Снег сильно украсил окружающие пейзажи.



Спустя два-три часа погода разгулялась и под солнечными лучами снег активно таял. С деревьев, один за другим, падали снежные хлопья, началась капель. Вся прелесть сказочного сентябрьского утра растаяла, вместе со снегом. «Настоящая весна!» - воскликнули мы с Альбертом. Утром была зима, сейчас весна, на солнечных участках лето, а на календаре осень. Вот такие чудеса Алтая! На Среднем Мультинском озере мы решили остаться на весь день. Во второй половине дня небо окончательно очистилось от облаков. Вдали полностью открылись белоснежные пики Катунского хребта.

Этот день был, по-настоящему, сказочным. За несколько часов мы пережили все времена года.

7-й день (19 сентября):
Утром за нами приехали. Вернувшись в Мульту, мы погрузили вещи обратно в свою машину и отправились в дальнейший путь. Следующей точкой нашего путешествия по Горному Алтаю была долина реки Чулышман. От Мульты до Чулышмана далеко, около 550 километров.

III. По Чуйскому тракту вдоль Катуни и Чуи.
Стемнело очень быстро, и на сам Чуйский тракт мы выехали уже в полной темноте. По пути, на тракте, достаточно много интересных мест, заслуживающих внимания. Одно из таких мест – Чуй-Оозы, место слияния двух великих рек Алтая – Катуни и Чуи. Вот там-то ты мы и запланировали остановиться сегодня на ночь. Через какое-то время, темная сентябрьская алтайская ночь стала светлеть, и вскоре стала больше походить на северную «белую ночь». Дело в том, что на небе появилась полная и очень яркая луна. Луна оказалась настолько яркой, что все вокруг начало отбрасывать тени, можно было без проблем читать газету.



К месту слияния Катуни и Чуи мы подъехали около 2 часов ночи. Вообще, Чуй-Оозы – это священное для алтайцев место, оно является одним из основных символов Горного Алтая. Здесь мутноватая Чуя втекает в Катунь. Реки имеют разный цвет, и очень хорошо видно, как одна река растворяется в другой. Примечателен тот факт, что и Катунь и Чуя меняют свой цвет воды, в зависимости от времени года. Например, вода в Катуни, то грязно-серая, то мутно-зеленая, то салатовая, то бирюзовая. Мы застали тот период, когда цвет воды, и в Чуе и в Катуни, бирюзового оттенка, самого необычного и красивого. Луна, по-прежнему, светила так же ярко, а потому было не до сна, хотелось запечатлеть это красивое место в лунном свете. А утром, мы сделали новые кадры этого замечательного места.


8-й день (20 сентября):
После утренней фотосъемки Чуй-Оозы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.


IV. Долина реки Чулышман.
Доехав до поселка Акташ, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И вот, когда мы подъехали к тому самому перевалу, с километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Здесь мы приняли решение заночевать и провести утреннюю фотосъемку.

9-й день (21 сентября):
Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку.



Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже совсем жестким. Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.

Сибирский регион - настоящая природная сокровищница, и красивые места Алтая занимают в ней особое место. Край гор, речных долин и чистейших озёр ежегодно привлекает десятки тысяч туристов со всей России, в том числе и тех, кто предпочитает путешествовать на машине самостоятельно. И, если полвека назад это было непросто из-за непроходимых дорог и горных перевалов, то сейчас к самым популярным достопримечательностям ведут современные трассы.

Портал Vipgeo предлагает свой Топ-5 лучших мест Алтая, идеально подходящих для самостоятельных путешествий летом.

Плюсы и минусы самостоятельного отдыха на Алтае

Плюсы

  • Возможность прикоснуться к первозданной природе
  • Большинство достопримечательностей открыто для посещений - редко где придётся платить за вход
  • Никаких ограничений - выстраивайте маршрут тура так, как хочется, но с учётом возможностей вашего автомобиля
  • В регионе развитая дорожная сеть - на главной трассе, Чуйском тракте, отличный асфальт
  • Нет проблем с проживанием даже в отдалённых районах

Минусы

  • Непредсказуемая погода - внезапный дождь или заморозки могут испортить все планы
  • В некоторые районы можно добраться только на внедорожнике
  • Роскошных отелей с современными удобствами почти нет - очень часто размещение в турбазах и кемпинге с туалетом «во дворе»
  • Официальный курортный сезон длится чуть больше двух месяцев - с середины июня по конец августа
  • Коренные жители за пределами раскрученных туристических маршрутов не всегда дружелюбны

Телецкое озеро

Рейтинги, где перечисляют самые красивые места Алтая, регулярно возглавляет Телецкое озеро, и есть, за что. Этот высокогорный водоём, расположенный в 436 метрах над уровнем моря, является уникальнейшим объектом, привлекающим большую часть туристов, которые отправляются на отдых в регион, независимо от времени года.

Но наибольший приток гостей тут, конечно, летом, когда можно любоваться чистейшей гладью озера, кататься на теплоходе или катерах или оставаться на берегу, арендовав удочку и рыбача дни напролёт, надеясь выловить крупного тайменя или налима. Впрочем, совсем не обязательно заниматься активным отдыхом - одного созерцания здешних красот туристам бывает вполне достаточно для счастья.

А вот купание в Телецком озере - занятие сомнительное даже для экстремалов. Во-первых, зона для таких развлечений строго ограничена - где-то находятся особо охраняемые природные участки, а где-то слишком глубоко для плавания. Во-вторых, даже к середине лета температура воды на отмели очень редко превышает +17 оС, и это при условии ясной погоды и отсутствия сильного ветра. Так что, лучше любоваться таким водоёмом с берега или с борта лодки.

И, естественно, невозможно представить Телецкое озеро без его знаменитых природных чудес, коих немало. Например, экскурсионные группы могут осмотреть несколько водопадов, а водопад Корбу можно даже посетить, заплатив за билет небольшую сумму. Да и обросшая легендами сосна Яйлю, упавшая из-за вымывшихся почв, но не переставшая расти, входит в число культовых объектов этих мест.

Добираться до Телецкого озера можно несколькими способами, но у туристов наибольшей популярностью пользуется маршрут с отправной точкой из Бийска или Горно-Алтайска через село Чоя к посёлку Артыбаш, расположившемуся на северной оконечности водоёма.

Чтобы попасть на южный берег, придётся покупать билет на паром, либо ехать сухопутно со спуском с перевала Кату-Ярык, и он-то и будет вторым объектом в нашем списке.




Перевал Кату-Ярык

Если вы планируете выбрать Алтай, лучшие места для отдыха здесь не всегда будут связаны с тем, что создала Мать-Природа, и перевал Кату-Ярык будет именно таким местом. В это трудно поверить, но серпантинную дорогу с девятью поворотами над обрывами за два года создали трое рабочих-бульдозеристов. Открыт перевал был в 1989-м году, и он стал единственным сухопутным путём к изолированной долине Чулышман.

До появления дороги сюда попадали по воде, или опасными горными тропами верхом на лошадях, и подготовленный путь стал спасением для местных жителей, которые со стародавних времён жили в отдалении от цивилизации. Да и для туристов тоже, использующих перевал, как часть маршрута к южному берегу Телецкого озера, куда в принципе попасть и так непросто.

Если говорить языком цифр, то аналогов у Кату-Ярыка нет нигде в мире. Его буквально вырубали в горе с наклоном 70°, при этом уклон дороги в среднем не превышает 10-15°. Общая протяжённость перевала - 3.5 км, при этом каждый перегон заканчивается резким поворотом над пропастью. Здесь же присутствуют специальные карманы, чтобы машины смогли разъехаться - основная часть дороги рассчитана только на одну.

Перепад высот от въезда до верхней точки составляет более 800 метров, что сравнимо с экстремальными трассами горнолыжных курортов, только ехать придётся на машине. К слову, не каждая машина способна выдержать, как подъём, так и спуск - нужны хорошие тормоза и достаточно мощный двигатель, а на подъёме «легковушкам» с передним приводом вообще нечего делать. Для таких автомобилей ежедневно оказывают услуги буксировщиков.

Добираться до перевала Кату-Ярык непросто, как и все красивые места Алтая, он находится в отдалении не только от больших поселений, но и от главной транспортной артерии региона - Чуйского тракта. Придётся поездить не только по хорошему асфальту от Бийска до Семинского перевала, но и по грунтовке, начинающейся за селом Акташ. После него нужно держать путь на Улаган, а оттуда - к дороге на Балыктуюль и Чулышман. Путь неблизкий, но по указателям вполне можно сориентироваться даже начинающему водителю.

Подъехав к повороту на перевал, можно даже не приближаться к нему - вид открывается сразу, и равнодушным он не оставит никого. Можно смело утверждать, что вид со смотровой площадки на перевале - один из самых красивых и запоминающихся на Алтае.





Тавдинские пещеры

В лучшие места Алтая традиционно включены и легендарные Тавдинские пещеры - уникальные карстовые образования, рассредоточенные в районе границы республики с Алтайским краем. Формально каждая пещера находится на территории туристического комплекса «Бирюзовая Катунь», но большая часть подземных ходов расположена уже в соседнем регионе.

Как и самые красивые места Алтая, пещеры имеют богатую историю, обросшую легендами и всевозможными домыслами. Доподлинно известно, что первый человек поселился здесь уже в бронзовом веке, и каменные залы использовались им сначала в качестве жилища, а потом, как мастерские. По крайней мере, об этом говорят археологи, до сих пор активно изучающие район. Другим историческим фактом является проживание тут отшельников староверов, последние из которых ушли только в XIX веке. Есть информация об использовании пещер красными партизанами в Гражданскую войну.

На сегодняшний день на территории турбазы открыто, по разным данным, около 30 пещер, и далеко не все они имеют свободный доступ - кое-где взрослый человек просто не сможет пролезть. Крупнейшая из них - Большая Тавдинская пещера, она же - Девичьи Слёзы. Вход в неё виден буквально с дороги - огромный зев высотой почти 20 метров трудно не заметить.

Общая протяжённость ходов всех пещер превышает 5 км, причём изученные залы Девичьих Слёз едва ли составляют 200 м. почти все внутренние ходы имеют хотя бы один соединительный коридор, из-за которого, по незнанию, можно заблудиться и попасть в неприятную ситуацию. Именно поэтому внутри была разработана система освещения, которая позволяет спускаться на приличную глубину и без проблем найти выход.

Что до экскурсий, то они проводятся весь сезон, с осени их количество резко сокращается. Маршрутов несколько, чаще всего они охватывают не только пещеры, но и всё, что в шаговой доступности от них. Например, многие рекомендуют дойти до смотровой площадки, или спуститься вниз по течению и сфотографироваться на фоне поросшей кустами Тавдинской арки.

Добираться до Тавдинских пещер проще, чем до любого другого алтайского объекта. Ехать нужно от Бийска по Чуйскому тракту в сторону Сросток и Манжерока, после проезда которого останется повернуть на мост, ведущий в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», и доступ к пещерам будет открыт уже в рамках посещения туристического комплекса.





Чёртов палец

При запросе: Алтай, лучшие места для отдыха, вам почти наверняка порекомендуют посетить Чёртов палец - гору интересной формы, расположенную поблизости от озера Ая. Несмотря на своё мрачное название, этот объект считается едва ли не самым посещаемым местом в своём районе, да и легенды о его появлении тоже интересны.

Коренные жители уверяют туристов, что тот, кого мы называем «чёртом» - это легендарное чудовище по имени Черто, с незапамятных времён грабившее алтайские земли. Естественно, в преданиях его победил местный богатырь, затоптавший хитроумного врага копытами своего резвого скакуна, и только палец, зажатый в бессильной злобе, остался торчать над землёй.

И действительно, многие гости, поднимаясь к этой достопримечательности, нередко вспоминают легенду со словами, что только богатырю под силу преодолеть такие расстояния. Впрочем, запрещено ехать на автомобилях только с одной стороны Чёртового пальца, другие подъезды открыты, правда, лучше иметь внедорожник с высоким клиренсом, чтобы не увязнуть.

Добираться до горы лучше всего от села Катунь, держась единственного, но главного ориентира - телевышки. На некоторых пунктах кемпинга будут указатели, в какой стороне Чёртов палец, в крайнем случае - всегда можно спросить дорогу у проходящих мимо селян или таких же туристов, как вы.


Остров Патмос

Красивые места Алтая - это не только озёра, реки и пещеры, это ещё и острова, по крайней мере один остров Патмос на реке Катунь посетить стоит даже тем, кто не планировал заезжать сюда. Небольшой участок суши, попасть на который можно только пешком по подвесному мосту, интересен всем - и своей историей, и теми видами, которые открываются во время прогулок по его главной достопримечательности.

А она тут всего одна - это храм апостола Иоанна Богослова, построенный в 2001-м году на деньги частного мецената Виктора Павлова, рядового московского фотожурналиста, который продал квартиру, чтобы заново восстановить разрушенную в 30-е годы святыню. Сейчас церковь передана женскому монастырю, но ограничения в посещениях есть только по времени - и мужчины, и женщины одинаково приветствуются, и как в качестве гостей, и в роли паломников.

Добираться до острова Патмос проще всего из села Чемал. Выезжая в сторону соснового бора важно не пропустить указатель, проехав который, придётся возвращаться назад, через лесную дорогу. Свернув, где положено, вы увидите широкую асфальтированную парковочную зону - она не охраняется, но здесь это и не нужно, оставляйте машину и идите по мостику на остров.

Массу впечатлений вы получите уже на мостике, который шатается под ногами на высоте около 20 метров над бурлящей Катунью. На самом островке кроме церкви вы можете увидеть высеченный в скале образ Богоматери и оригинальную икону в нише скалы на сюжет поклонения волхвов младенцу Иисусу.

Кроме этого вас ожидают незабываемые виды на Катунь и ее скалистые берега как с острова, так и с подвесного моста.

Желающие могут пройти отсюда по «козьей тропе» до другой популярной местной достопримечательности - Чемальской ГЭС и месту впадения реки Чемал в Катунь.





Продолжение рассказов о лучших местах Алтая для самостоятельного путешествия будет в следующий раз. Чтобы не пропустить его, подписывайтесь на нашу

В последние годы автопутешествия на Алтай переживают свой ренессанс. Местная туриндустрия не стоит на месте, гостям предлагают разнообразные по возможностям и условиям туры для отдыха. Мы расскажем обо всех тонкостях путешествия на собственном автомобиле.

РАМК на Алтае

Природа горного Алтая завораживает. Но дороги – далеко не подарок. Они будут настоящим испытанием для вашего железного коня: ямы, камни, вышедшие из берегов реки. Специалисты Русского Авто Мото Клуба помогут сделать путешествие приятным. С картой нашего клуба любая поломка станет ещё одним приятным приключением в дороге.

Автомобильный маршрут от Москвы до Горного Алтая

Самый удобный маршрут: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. Дорога почти через треть территории России изобилует достопримечательностями, но цель путешествия – Алтай, поэтому подробности пропускаем. Двигаться лучше по федеральным трассам – они активно ремонтируются, поэтому больше вероятность встретить хорошее покрытие. В целом лучшая часть пути - дороги Западной Сибири. Самые проблемные дороги – на переезде из Нижнего Новгорода до Перми. После Новосибирска выходите на федеральную трассу Новосибирск-Монголия (Чуйский тракт). По ней можно проехать весь Алтай в южном направлении.

Достопримечательности Алтая

Основные достопримечательности - поразительные природные красоты: белоснежные вершины, горные реки.

Горный Алтай привлекателен для туристов красотой величественных гор, стремительными реками и зеркальными озёрами, загадочными природными памятниками и историко-философской ценностью мирового масштаба. После шумных и пыльных мегаполисов, Горный Алтай предоставляет возможность отдохнуть душе и телу. Часто после нескольих дней пребывания на Алтае, хочется остаться здесь навсегда или возвращаться снова и снова. Каждая поездка будет дарить открытие новых тайн и красот.

Преимущества путешествия на автомобиле

Путешественники на автомобилях ценят их за чувство свободы. Свой автомобиль делает владельца независимым в его желаниях.

Скорость. Передвижение на машине быстрее, чем на автобусе или поезде. Кроме того, всегда можно внепланово остановиться в интересном месте.

Возможность выбрать попутчика. Нужна компания – через сервис найдите, кто едет по пути. «Отравились людьми» - поезжайте в одиночестве.

Памятка автопутешественнику

КОГДА ЕХАТЬ НА АЛТАЙ

В любой сезон найдутся свои – сезонные особенности.

  • Зима здесь холодная, но из-за белоснежного снега - сказочно красивая. Имейте в виду, что в горах часто сходят лавины. Поэтому отправляясь в горы, избегайте лавиноопасных мест.
  • Поздней весной и летом тепло, но талая вода поднимает уровень рек, поэтому в некоторых местах затоплены дороги. Это период повышенной активности клещей.
  • Оптимальное время для путешествия – с августа по сентябрь. Воды меньше и открыт доступ даже к самым дальним точкам туристских маршрутов. И клещей меньше всего.

ДОРОГИ АЛТАЯ

Местные дороги по качеству очень разные. Чуйский тракт – возможно лучшая дорога в России. А горные в некоторых местах доступны только специально подготовленным «танкам». Впрочем, и владельцам машинок с низким клиренсом есть где покататься.

Много благоустроенных и удобных туристских баз (Чемал, Телецкое). Добраться сюда можно попуткой, автобусом или пешком, поэтому туристов много. До самых красивых мест автобусы не ходят, да и поймать попутку сложно. Именно в эти места и лежит путь внедорожников автопутешественников. На Алтае раздолье для ценителей офф-роуд. Именно они попадут в самые живописные места.

Дорога в долину реки Чулышман – узкий и опасный крутой склон, но проехать сюда смогут даже легковые с маленьким просветом. Но в отдельных местах на дороге встречаются очень даже приличные камни. Дополнительные трудности создаёт непредсказуемая погода. Проливные дожди быстро сменяются густыми туманами. Если погода ясная, только успевай вертеть головой – горы, озёра, пейзажи, серпантины. По тишине, спокойствию, красоте Горный Алтай превосходит любые заграницы.


Размеры: 636 х 79,5 км

Площадь: 92600 км 2

Население: 215 263 чел.

Столица: Горно-Алтайск

Часовой пояс: MSK+4 (UTC+7)

Клубные карты

Уверенность в любой дорожной ситуации: эвакуация при ДТП, техпомощь на дороге, консультация автомеханика и юриста и др.

48 стран и 48 автомобильных клубов мира;
- 40 млн. входящих звонков ежегодно;
- Более 7000 собственных автомобилей техпомощи;
- Более 90% успешных ремонтов на месте.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

Побывавшие на Алтае знают: вещей много не бывает. Погода в горах изменяется стремительно и непредсказуемо. Авиакомпании за провоз вещей сверх ручной клади запросят оплату, а в багажник влезет всё, что нужно ещё и с запасом.

  1. Палатка и спальники, туристический коврик. Устроится с комфортом на ночлег на природе позволит палатка. Дополнительно лучше взять ещё плед или второй спальник. Даже в июле ночи бывают очень холодными и дополнительное утепление для ночёвки пригодится. Коврик под спальником сделает «перину» мягче и теплее.
  2. Обувь и одежда. Возможные резкие перепады температуры поможет пережить достаточный запас тёплой одежды. Приготовьтесь к любым сюрпризам, возьмите с собой:
    • прорезиненную ветровку;
    • два спортивных костюма (тёплый и полегче);
    • футболки и майки из дышащей ткани;
    • шорты;
    • носки (лёгкие и шерстяные – для ночёвок);
    • купальник;
    • головной убор (кепка);
    • кроссовки и открытая пара обуви на нескользкой подошве;
    • для организации пеших прогулок возьмите с собой небольшой рюкзак.
  3. Средства личной гигиены. В этом вопросе всё сугубо индивидуально. Минимально достаточный набор составят: два полотенца, мыло, шампунь, мочалка, щётка с пастой, туалетная бумага.
  4. Посуда для приготовления пищи и еды.
  5. Приборы. Оптимально брать многофункциональную технику.
  6. Прочие принадлежности. В список обязательных вещей входят: фонарь, спички, топор, верёвка.
  7. Средства защиты. Местная природа богата клещами. Поэтому перед посещением лучше пройти курс прививок, обзавестись специальной страховкой на случай укуса клеща и запастись баллонами с репеллентами.
  8. Аптечка. С основными медикаментами: обезболивающими, противопростудными, обеззараживающими.

СТРАХОВКА В ПУТЕШЕСТВИИ

Для путешествия за границу обязательно приобретение страховки. Для внутренних путешествий такого требования нет, но мы уверены, что страховка в путешествии пригодится. В каких случаях страховка чаще всего понадобится:

  • простуда;
  • зубная боль;
  • отравление;
  • укус насекомого или животного;
  • солнечные ожоги;
  • травмы и переломы;
  • и всё, что угодно.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАТНОЙ СТРАХОВКИ

Туристическая страховка покрывает медицинские расходы, выходящие за рамки ОМС: приобретение лекарственных средств, диагностические процедуры, эвакуацию путешественника и в случае печального исхода – тела. Кроме того, полис страхует риски немедицинского характера: отменённую поездку, потерявшийся багаж и пр. Особенно актуально страхование для горных направлений туризма.

КАК ВКУСНО ПОЕСТЬ: АЛТАЙСКАЯ КУХНЯ

Если поездка планируется по диким местам, готовить придётся самостоятельно на костре. Местную кухню можно попробовать в придорожных стилизованных кафе. Основу алтайского горного меню составляют блюда из мяса, широко используются кисломолочные продукты. В целом кухня похожа на казахскую.

Из мяса предлагают говядину, баранину и козлятину. Из кисломолочки готовят терпек (лепёшки), боорсак (пончики), курта (сырные шарики). Самый распространённый напиток – конечно травяной чай.

ГОРНОАЛТАЙСКИЕ КАФЕ

Мы отметим лишь те, о которых хорошо отзывались члены нашего клуба. В селе Сростки на торговой площади отличные огромные чебуреки с душистым травяным чаем – можно вкусно перекусить.

Поблизости от турбазы «Золотое озеро» на Телецком озере обязательно посетите кафе «Алтайская кухня». Оформление в виде алтайской юрты: с очагом посередине. Меню не такое разнообразное, но очень вкусно по приемлемым ценам.

У основания Семинского перевала с монгольской стороны в гостиничном комплексе встретите кафе «Шелковый путь». Особенно понравились шикарный плов и вкусные манты.

Горный Алтай - это удивительный и очень красивый край, о котором уже сказано и написано множество восторженных слов. Алтай расположен в самом центре Азии, на юге Западной Сибири, и граничит с такими странами, как Китай, Монголия и Казахстан. Уверен, что нет на свете человека, который бы остался равнодушен к красоте здешних мест. Природа Алтая не просто разнообразна, она необычайно контрастна: таёжные леса быстро сменяются сухими степями, невысокие холмы и горы - заснеженными пиками (самыми высокими в Сибири), а реки здесь меняют свой цвет, в зависимости от времени года.
На Алтай было решено ехать на автомобиле, т.к. путешествовать на автомобиле по Алтаю очень удобно, основная дорога в идеальном состоянии, а за сравнительно небольшое время можно увидеть много всего интересного. В поездку я пригласил своего друга Альберта Беляева, увлеченного фотолюбителя и большого ценителя дикой природы.
Поездку наметили с 13 по 28 сентября. В маршрут по Горному Алтаю включили Мультинские озера, долину реки Чулышман, Курайскую и Чуйскую степь, Южно-Чуйский хребет.
Схема маршрута:

I. Путь от Москвы до Горного Алтая.
До Горного Алтая удобнее ехать по направлению: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. В первый же день мы преодолели более 2100 км, и остановились на ночлег где-то в 100 км. от Екатеринбурга. Хотя дорога от Москвы до Алтая очень длинная (практически проезжаешь треть территории России), но описывать я ее не буду, т.к. она достаточно скучная и однообразная. Если до Екатеринбурга дорога идет, в основном, через леса, то за Уралом начинаются сплошные поля, болота и лесостепи, которые сопровождают до самого Горного Алтая. Что касается качества федеральных и региональных дорог, то, на мой взгляд – самые лучшие дороги в Западной Сибири, а самые худшие - на участке Нижний Новгород – Пермь.
На третий день пути мы выехали на Чуйский тракт (федеральная трасса Новосибирск-Монголия). Это единственная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг. Во второй половине дня, мы, наконец-то, въехали в Горный Алтай! Степи сменились предгорьями алтайских хребтов.
Первой точкой маршрута были Мультинские озера. Для этого, нам нужно было сперва доехать до поселка Мульта, расположенного недалеко от Усть-Коксы. В поселке Черга мы свернули с Чуйского тракта по указателю на Усть-Коксу. Дорога представляла собой очень неровную грунтовку, а в некоторых местах, откровенно «стиральную доску». Заморосил дождь и двигаться быстрее 40 км/час не получалось. Начало темнеть, и нам пришлось остановиться на ночлег на одной поляне, проехав всего около 20 километров от Чуйского тракта. А поляна оказалась сплошь «заминирована» коровьими лепешками, и выходить из машины приходилось очень аккуратно. Первая ночь на Алтае была не очень радужной: под дождем и среди коровьих лепешек.

4-й день (16 сентября):
Встали очень рано, еще до восхода солнца. Длинные сентябрьские ночи позволили нам хорошо выспаться. Дождя не было, но свинцовые тучи вовсю гуляли по небу. Мы двинулись дальше, мимо зеленых лугов, лесистых гор и холмов. Дорога, вскоре, пошла круто вниз, и проехав меньше километра, пейзажи вокруг резко изменились. Перед нами открылись невиданные просторы, все вокруг стало напоминать сухие степи Монголии. Поразительно, всего 1 километр отделял зеленые и цветущие луга от голой степи! Это означало, что мы въехали в Канскую степь. Мягкий солнечный свет местами пробивался сквозь тяжелые свинцовые тучи, и Канская степь предстала перед нами в шикарном виде. Самое время делать первые кадры!



Миновав Канскую степь и въехав в Усть-Коксинский район, пейзажи вновь начали меняться. Появились леса, вокруг опять полно зелени, на лугах пасутся лошадки. Вообще, когда представляешь себе классический Алтайский пейзаж, в голове рисуется такая картина: зеленая трава, лошади, пасущиеся на лугу, и все это на фоне гор, окутанных облаками. А сейчас, эти пейзажи можно просто наблюдать из окна автомобиля!



В первой половине дня мы въехали в поселок Мульта, где нам удалось договориться о трансфере на Мультинские озера. До озёр оставалось всего 20 км по «сибирскому автобану», но этот путь преодолевался только за 3 часа на серьезной технике, типа ГАЗ-66. На Мультинских озерах не обязательно жить в палатках, теперь там есть несколько гостевых деревянных домиков с печкой, газовой плиткой и электричеством (имеется дизель-генератор). А значит, можно пожить в горах в комфортных условиях!

II. Мультинские озера
Разобрав вещи, мы сели в ГАЗ-66 и поехали к знаменитым озёрам, оставив свою машину на стоянке. Смотря на дорогу, по которой ГАЗ-66 медленно и уверенно полз вперед, и которая, местами, представляла собой жижу грязи с колеей около метра, с торчащими толстыми корнями и булыжниками, мне даже сложно было представить, что такую «дорогу» вообще можно преодолеть на какой-либо технике. Но ГАЗ-66 – великая машина, и за весь путь даже ни разу не пришлось использовать лебедку. Спустя 3 часа, мы наконец добрались до места! Домики оказались замечательными, отсюда до озера всего 300 метров.

Дикие и нетронутые высокогорные ландшафты, кедровые леса, кристальная чистота озёрных вод - это всё то, что заставляет возвращаться сюда снова и снова. Мультинские озёра прекрасны в любую погоду. Ни тучи, ни дождь, ни холод - ничто не помешает, по-настоящему, влюбиться в эти места. А вокруг – никого, кроме нас и егерей, что живут на берегу озера. Мультинские озёра - это каскад озёр, расположенных в горах, на высоте 1700- 2000 метров, в бассейне реки Мульта. Самое ближнее и самое большое озеро - Нижнее Мультинское. В 400-х метрах выше Нижнего, расположено Среднее Мультинское озеро. Между Нижним и Средним озерами бурлит порог, который называется Шумы. От наших домиков до Среднего Мультинского озера – всего 4 километра по тропе. Остальные озера (Верхнее Мультинское и Поперечное) расположены достаточно далеко (около 14 километров от Нижнего), поэтому планов идти туда не было. Решив провести на Мультинских озерах 3 ночи, мы договорились, что за нами вернутся 19 сентября.

5-й день (17 сентября):
Встали очень рано, по будильнику. Но вот погода в это утро не особо порадовала. Хоть дождя и не было, но все небо затянуло серыми тучами. Утреннего света сегодня можно было не ждать. Но в каждой погоде есть своя прелесть! В горах мне очень нравится, когда, медленно плывущие, серые тучи частично скрывают горные вершины и склоны. За этим можно долго наблюдать, и фотографии такого состояния природы притягивают взгляд. Собрав фоторюкзаки, мы отправились на разведку в сторону Среднего Мультинского озера. Тропа до Среднего озера идет вдоль правого берега Нижнего Мультинского озера. Примерно через час, мы вышли к порогу Шумы, здесь вода по огромным камням перетекает из Среднего озера в Нижнее. Но осенью, воды в горных реках (порогах) значительно меньше, чем летом. И теперь вместо бурлящего потока – небольшие ручейки. Сейчас этот порог можно перейти по камням, практически в любом месте. Мы застали такое время, когда «Шумы» не шумят!

Пошел мокрый снег. Мы вышли на берег Среднего Мультинского озера, и нашему взору открылась невероятная красота: спокойное изумрудное озеро с чистейшей прозрачной водой, вершины гор, спрятанные за серыми тучами. А вокруг тишина! Действительно, Мультинские озера прекрасны в любую погоду! А вода в озерах настолько чистая и вкусная, что пить ее можно без кипячения!



Будучи увлеченными созданием «фотошедевров», мы вдруг услышали рев медведя, который периодически раздавался со стороны ближайшего лесистого склона. Чтобы испугать медведя, мы принялись шуметь, громко разговаривать, кричать, хлопать в ладони. Вечером погода начала постепенно разгуливаться. За весь день, первый раз подсветило солнце.



6-й день (18 сентября):
Встали снова рано, до рассвета. Но то, что мы увидели вокруг, нас очень сильно поразило и обрадовало: все было покрыто 10-ти сантиметровым слоем снега. Создавалось такое ощущение, что мы попали в настоящую зимнюю сказку. Каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек были покрыты шапкой снега. Это вызывало полный восторг!



Подойдя к берегу озера, мы снова поразились открывшимся пейзажам. Облака в горах активно перемещались и постепенно растворялись, погода быстро менялась. Это утро оказалось незабываемым. Все, что мы снимали вчера, сегодня преобразилось до неузнаваемости, все заиграло новыми красками. Снег сильно украсил окружающие пейзажи.



Спустя два-три часа погода разгулялась и под солнечными лучами снег активно таял. С деревьев, один за другим, падали снежные хлопья, началась капель. Вся прелесть сказочного сентябрьского утра растаяла, вместе со снегом. «Настоящая весна!» - воскликнули мы с Альбертом. Утром была зима, сейчас весна, на солнечных участках лето, а на календаре осень. Вот такие чудеса Алтая! На Среднем Мультинском озере мы решили остаться на весь день. Во второй половине дня небо окончательно очистилось от облаков. Вдали полностью открылись белоснежные пики Катунского хребта.

Этот день был, по-настоящему, сказочным. За несколько часов мы пережили все времена года.

7-й день (19 сентября):
Утром за нами приехали. Вернувшись в Мульту, мы погрузили вещи обратно в свою машину и отправились в дальнейший путь. Следующей точкой нашего путешествия по Горному Алтаю была долина реки Чулышман. От Мульты до Чулышмана далеко, около 550 километров.

III. По Чуйскому тракту вдоль Катуни и Чуи.
Стемнело очень быстро, и на сам Чуйский тракт мы выехали уже в полной темноте. По пути, на тракте, достаточно много интересных мест, заслуживающих внимания. Одно из таких мест – Чуй-Оозы, место слияния двух великих рек Алтая – Катуни и Чуи. Вот там-то ты мы и запланировали остановиться сегодня на ночь. Через какое-то время, темная сентябрьская алтайская ночь стала светлеть, и вскоре стала больше походить на северную «белую ночь». Дело в том, что на небе появилась полная и очень яркая луна. Луна оказалась настолько яркой, что все вокруг начало отбрасывать тени, можно было без проблем читать газету.



К месту слияния Катуни и Чуи мы подъехали около 2 часов ночи. Вообще, Чуй-Оозы – это священное для алтайцев место, оно является одним из основных символов Горного Алтая. Здесь мутноватая Чуя втекает в Катунь. Реки имеют разный цвет, и очень хорошо видно, как одна река растворяется в другой. Примечателен тот факт, что и Катунь и Чуя меняют свой цвет воды, в зависимости от времени года. Например, вода в Катуни, то грязно-серая, то мутно-зеленая, то салатовая, то бирюзовая. Мы застали тот период, когда цвет воды, и в Чуе и в Катуни, бирюзового оттенка, самого необычного и красивого. Луна, по-прежнему, светила так же ярко, а потому было не до сна, хотелось запечатлеть это красивое место в лунном свете. А утром, мы сделали новые кадры этого замечательного места.


8-й день (20 сентября):
После утренней фотосъемки Чуй-Оозы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.


IV. Долина реки Чулышман.
Доехав до поселка Акташ, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И вот, когда мы подъехали к тому самому перевалу, с километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Здесь мы приняли решение заночевать и провести утреннюю фотосъемку.

9-й день (21 сентября):
Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку.



Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже совсем жестким. Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.