Владелец усадьбы студенец в 1812 году. Усадьба Студенец (Краснопресненский парк). Для самых маленьких

Старинная дворянская усадьба Студенец расположена на левом берегу Москвы-реки, в Пресненском районе столицы, на территории парка культуры и отдыха «Красная Пресня». Официальный адрес усадьбы: Мантулинская улица, владение 5.

Усадьба Студенец, основанная при старинной Звенигородской дороге, близ урочища «Три Горы», относится к одним из самых ранних московских усадеб и является уникальным в своем роде садово-парковым комплексом Петровского времени.

История ее берет начало в XIV веке. Считается, что название «Студенец» родилось от студеного родника, ручья, протекавшего через эту местность и впоследствии наполнившего своими чистейшими водами изумительные по красоте искусственные каналы и пруды парка. В XIV веке село Выпряжково на Студенце, являвшееся прародителем современной усадьбы, принадлежало серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму - герою Куликовской битвы, двоюродному брату Дмитрия Донского и внуку Ивана Калиты. После кончины князя вдова его, княгиня Елена Ольгедовна, в 1431 году передала владение митрополиту Фотию. Тот же, в свою очередь, передал его основанному в 1430 году Новинскому Введенскому монастырю. Здесь, на ручье Студенец, были обустроены патриаршьи пруды. Монастырь владел землей до первой четверти XVII века, после этого она постепенно начала переходить в удельную собственность русских царей и князей и использовалась под нужны дворцового хозяйства.

В конце XVII века земли села Выпряжково были пожалованы Петром I его ближайшему сподвижнику - князю Матвею Петровичу Гагарину, который устроил на них свой загородный двор.

Гагарины - один из старейших русских дворянских родов, являющийся ветвью княжеского рода Стародубских, основателем которых был князь Иван - младший сын Всеволода Большое Гнездо. Потомок князя Ивана в седьмом колене, князь Михаил Иванович Голибесовский-Стародубский, получил мирское прозвище «Гагара», которое впоследствии перешло его предкам в форме трансформировавшейся фамилии. От Михаила Ивановича Гагары и пошли четыре ветви князей Гагариных, к одной из которых принадлежал владелец Студенца князь Матвей Петрович Гагарин - колоритнейший персонаж Петровской эпохи.

Портрет князя Матвея Гагарина. Художник Сальватор Тончи.

Петровское время - яркая страница российской истории, эпоха перемен и открытий, формирования новых представлений об эстетике в искусстве. Широко известно увлечение Петра I Европой. В 1697-1698 годах молодой царь совершил длительное путешествие по Голландии, самой передовой стране того времени, первой в мире буржуазной республике и главной морской державе, где он наблюдал за складом жизни голландцев, обучался корабельному мастерству, работая на верфи простым плотником, осматривал фабрики, мастерские, лаборатории, посещал театры, музеи, встречался с инженерами, учеными и художниками. Уделял внимание царь и парковым ансамблям, он посетил все знаменитые сады Нидерландов, и его путевые заметки пестрели описаниями европейских парков.

В Голландии по приказанию Петра нанимались для работы в России специалисты разных областей деятельности, в том числе и садоводы. По возвращении своем на родину царь отправлял русских за границу учиться ремеслам и наукам, в частности, и садовому и ландшафтному искусству. За рубежом закупались книги по благоустройству парков, ботанике, архитектуре малых форм, приобретались альбомы с иллюстрациями и планами лучших дворцово-парковых ансамблей, которые Петр в своей поездке лично осматривал и изучал с целью дальнейшего применения полученных знаний на практике. Великий преобразователь стремился к развитию в России в деле садоводства изящных вкусов и внедрению новейших приемов декоративного искусства. По заявлениям историков, Петр обладал сильным эстетическим чутьем и был одарен незаурядным чувством прекрасного. Привлекая к работе в России мастеров из Европы, он неизменно останавливал свой выбор на самых лучших и одаренных. Любимым садовым мастером Петра был голландец Ян Роозен (Росен), которого он в 1712 году пригласил для создания в Петербурге задуманного и спроектированного царем Летнего сада. С основателем Московского госпиталя - нидерландским доктором Николаасом (Николаем Ламбертовичем) Бидлоо, - устроившим сад «при своем доме» на Яузе на земле, выделенной царем, Петр лично вел переписку, руководя, подсказывая, советуя, как рыть каналы, пруды, перекидывать мостки и прокладывать аллеи, чтобы создать настоящий «голландский сад».

Классическим прототипом голландских садов на протяжении всего XVII столетия считался «канальный сад» Фредерика Хендрика, созданный в 1621 году. Небольшой сад развернут на ровной площади, имеет две основные осевые аллеи, пересекающиеся под прямым углом и делящие его на четыре части. Прямоугольные партеры акцентированы стрижеными аллеями, водные каналы подчеркнуто геометричны. Дом владельца замыкает главную композиционную ось парка. Именно такими садами - со строгой линейной композицией, простой и четкой прямоугольной планировкой, системой небольших декоративных водоемов - любовался Петр в Голландии во время своего путешествия и впоследствии стремился у себя на родине создавать ансамбли по их образу и подобию.

Матвей Петрович Гагарин, владелец усадьбы Студенец на Москве-реке, принадлежал к ближайшему окружению Петра I. Один из любимцев царя, он сопровождал его в европейских поездках, а по возвращении из них активно участвовал во всех его делах и начинаниях. В молодые годы он служил стольником при московском Дворе, позже был воеводой в Иркутске и Нерчинске, некоторое время являлся послом в Китае. По словам современников, Петр уважал Гагарина за многие прекрасные качества.

После победы России над Швецией и присоединением новых территорий стал актуальным вопрос связи внутренних районов страны с Балтикой и с новой строящейся столицей. Для решения его Петр замыслил обратить русла рек при помощи каналов в удобные транспортные артерии. Первым таким водным путем, соединившим центральную Россию с Петербургом, стал Тверецкий канал в Вышнем Волочке. В 1703 году начальником его строительства был назначен М.П. Гагарин (потому и канал долгое время именовался Гагаринским). Во время осуществления проекта строительства канала Гагарин проявил себя способным инженером, сумевшим при содействии привлеченных к работам голландских мастеров умело использовать гидротехнический потенциал местности. В 1708 году, сразу по завершении сооружения Тверецкого канала, Петр учредил в Москве губернаторский пост, назначив на него М.П. Гагарина и поручив ему первым делом укрепление старинных стен Кремля и Китай-города новыми бастионами.

Вероятно, именно в этот период М.П. Гагарин, ставший московским губернатором, устраивает в своей усадьбе Студенец «канальный сад» на голландский манер. Ведь его царственный покровитель искренне увлечен Голландией, мечтает о создании Русского Амстердама. Ориентируясь на вкусы Петра и желая, вероятно, приятно поразить его, Гагарин спешит обустроить в Студенце голландский сад. Вполне возможно, что создание паркового ансамбля было приурочено к вполне определенному событию: на конец 1709 года по велению Петра I в Москве назначено грандиозное восьмидневное торжество по случаю победы русских войск под Полтавой, князю Гагарину поручено организовать празднество. Естественно, новый губернатор мечтал устроить Петру пышный прием в своей только что отстроенной усадьбе.

При строительстве усадебного комплекса М.П. Гагарину пригодился опыт работы по устройству Тверецкого канала, к месту оказались технические знания и умения голландских специалистов и силы русских строителей, занятых на перекопных работах.

Равнинный характер земельного участка, обилие воды: Москва-река, существовавшие с давних времен пруды бывшей патриаршей усадьбы, ручьи и источники - эти природные условия создавали удивительное сходство с ландшафтами Голландии и предоставляли возможность для успешного осуществления задуманного проекта сада. Все естественные факторы были учтены и использованы для создания масштабного и живописного гидропарка, состоящего из целого лабиринта водных каналов и островов между ними, к сожалению, лишь частично сохранившихся до наших дней. Для русской усадебной культуры XVII-XVIII веков традиционным считалось размещение дворцово-паркового комплексов на берегах рек или у прудов для максимального использования всех преимуществ такого расположения и освоения водных ресурсов местности в утилитарных и декоративных целях. Парковый ансамбль Студенца создан в духе этих традиций - с активной и свободной ролью воды в его ландшафте. Но главное отличие, выделяющее Студенец из ряда усадебных ансамблей других эпох, предшествовавших петровской или следовавших за ней, - это удивительная строгая простота, ясность планировки и обширность водной поверхности в композиции. В осуществленном Гагариным проекте были эффектно объединены две стихии - вода и воздух. Сухость линий регулярной композиции ансамбля мягко разбавлена воздушной перспективой, в которой растворяются, пропадают дальние планы, а вода и зелень создают живописную, приятную глазу картину.

Хотя каналы восточной части парка исчезли в конце XIX века, по сохранившимся до нашего времени элементам водной системы парка можно воссоздать первоначальную структуру планировки Студенца. Это размеренный регулярный «голландский» сад с прямыми линиями каналов, обширными водными поверхностями и четкими осевыми аллеями из невысоких стриженых деревьев. Впрочем, в западной части парка сохранилось несколько очень старых, свыше 300 лет, дубов. Как известно, Петр I любил большие старые деревья и при формировании новых парковых ансамблей приказывал их сохранять. Наличие 300-летних дубов в Студенце, видимо, говорит о желании создателя сада и в этом следовать желаниям царя. Возможно, здесь присутствовали и другие породы деревьев, ведь помимо дубов, Петр любил еще и липы, вязы, лиственницы, грабы, буки, каштаны, и из Голландии в Россию было привезено несколько тысяч саженцев этих пород. Голландский сад традиционно оформлялся причудливыми беседками и галереями, трельяжами для вьющихся растений, гротами, скульптурой. Активно использовались и цветы: сады изобиловали цветниками, в основном из «пахучих» цветов.

Трагически сложилась судьба создателя усадьбы Студенец - соратника Петра I Матвея Петровича Гагарина. Удача часто баловала его, сопровождала на пути карьерного роста, пока однажды не отвернулась от него и не покинула навсегда. Государь высоко оценил заслуги и деловые качества Гагарина при строительстве гидротехнического комплекса на Тверце и московском губернаторстве, поэтому после учреждения в 1708 году губерний именно его назначил губернатором Сибири.

Во время своего руководства этим краем Гагарин многое сделал для него: достроил в Тобольске каменный Кремль, украсил сибирскую столицу многочисленными каменными постройками, внес богатые вклады в Тобольский Софийско-Успенский собор и другие храмы, жертвовал средства на бедствующих пленных шведов, находившихся в Сибири, укреплял отношения России с Китаем. Первоначально князь Гагарин следовал указаниям государя, однако позже стал самовластно управлять богатым и обширным краем, не отказывая себе лично в роскоши и удовольствиях, слава о которых докатилась и до столицы. За обедом у князя подавали порядка 50 различных кушаний на серебряной и золотой посуде; подковы лошадей Гагарина были серебряными, колеса кареты - тоже окованы серебром; в Москве на Тверской улице князь выстроил для себя потрясающие своим великолепием палаты, в которых стены были зеркальными, а потолки представляли из себя стеклянные аквариумы с живыми рыбами; среди принадлежащих ему богатств был самый драгоценный из всех известных на тот момент рубинов, привезенный ему из Китая (впоследствии он был подарен князю Меньшикову, а от него перешел к Екатерине I). Похоже, что князь все меньше думал о пользе государства и все больше - о своей собственной. Существует также мнение о том, что Гагарин не просто злоупотреблял финансовыми тратами казенных средств, но и вовсе намеревался отделить Сибирь от России и создать обособленное государство под своим управлением.

Недоброжелатели не преминули донести царю о действиях Гагарина, и Петр резко изменил к тому отношение. Официально проштрафившийся губернатор был отдан под суд за финансовые махинации, однако истинной причиной опалы многие называли замышляемый им мятеж. Комиссия «Большого сыска», проведя следствие и рассмотрев дело, обвинила Гагарина в казнокрадстве. Пытаясь спасти себя, он обратился с письмом к Петру, признавая свою вину и прося помилования. Но царь не простил превышения данной ему в Сибири власти и, видимо, желая раз и навсегда положить конец чиновничьему казнокрадству, повелел публично казнить князя. В 1721 году бывший сибирский губернатор был повешен в Петербурге в назидание современникам и потомкам. А тело его в качестве знака устрашения коррупционеров еще много месяцев оставалось повешенным на виселице на всеобщем обозрении. Одновременно с казнью князя было конфисковано все его имущество, изъятые имения были пожалованы Пашкову, Брюсу, Девиеру, Мамонову, московские и загородные дворы переданы Олсуфьеву. Наказаны были и ближайшие родственники казненного князя. Сын его, Алексей Гагарин, был разжалован в матросы.

В период правления Анны Иоановны Студенец был возвращен внуку М.П. Гагарина - Матвею Алексеевичу, который вновь обустроил усадьбу. В царствование Елизаветы I «дача Гагарина» была популярным местом гуляний, где устраивались разнообразные забавы: выступления фокусников, канатоходцев, многочисленных музыкантов и певцов, пуск фейерверков, иллюминация и пр.

Несмотря на перипетии в судьбах владельцев усадьбы Студенец, на протяжении XVIII века первоначальный облик созданного там «водного» регулярного парка существенно не менялся. В архивных материалах сохранилось несколько планов усадьбы второй половины XVIII века. В тот период она значилась в документах загородным домом Гагариных, а в неофициальных источниках фигурировала как «Гагаринские пруды». На планах 1763, 1767, 1778 годов видно, что вдоль западной границы парка протекает ручей, питающий западную половину канала. В западном углу территории усадьбы обозначен небольшой регулярный сад. Восточная часть каналов соединена с прудом, выкопанным ниже колодца с ключевой водой. В письменных источниках также упоминаются «дом господский деревянный, при котором копаные пруды с островами» и «Сенные покосы хорошие. Лес строевой».

Фрагмент сельца Студенец, владения господина Матвея Алексеевича Гагарина. 1763. Копия чертежа РГАДА.

Во второй половине XVIII века дворянские гулянья, устраиваемые на «Гагаринских прудах», были широко известны в Москве и пользовались успехом у почетной публики. «Московские ведомости» от 27 июня 1754 года сообщают: «На сей неделе во вторник… на гульбище, что на Трех горах, было такое множество народу, какого редко в прежние годы запомнят… Напоследок к находящемуся там известному князя Гагарина дому за множество карет в близость подъехать, а по прудам за теснотою разойтись едва возможно было. При чем, что в здешней императорской столице ни есть знатное и богатое, прекрасное и великолепное, то все можно было тут увидеть». То же издание годом позже извещало читателей, что 24 июня «...великое собрание народу было на Трех горах, где в сей праздник обыкновенно бывает гульбище, а особливо на состоящих в близости оного места славных прудах князя Гагарина».

В 1804 году Студенец сменил владельца - его новым хозяином стал граф Федор Андреевич Толстой, сенатор, тайный советник, помещик, библиофил, участник Общества любителей русской словесности, коллекционер рукописей и старинных книг. В 1818 году дача в Студенце перешла в качестве приданого его дочери Аграфене Федоровне при ее вступлении в брак с Арсением Андреевичем Закревским, министром внутренних дел, а позже - генерал-губернатором Москвы. Новые владельцы Закревские подолгу живут на даче, отдыхают, пьют трехгорную воду, плавают на лодках, рыбачат и наслаждаются видами прекрасного сада.

Портрет графа А.А. Закревского. Неизвестный художник. 1810-е.

Портрет графини А.Ф. Закревской. Неизвестный художник. 1810-е.

А.А. Закревский участвовал в Отечественной войне 1812 года и при обустройстве разоренной за время военных действий усадьбы решил придать ей особый мемориальный характер, превратить парк в своеобразный памятник недавней войне. По его распоряжению строится новый деревянный дом с флигелями (не сохранился до наших дней). Парк оформляется монументами, павильонами, гротами, посвященными войне и ее героям: М.Б. Барклаю-де-Толли, Н.М. Каменскому, П.М. Волконскому, А.П. Ермолову и др. Главным же символом патриотизма в обновленном усадебном комплексе становится ключ Студенец, ведь именно здесь причащались русские солдаты перед битвой с врагом осенью 1812 года. Над Святым источником сооружается восьмигранный павильон Октагон.

Семью Закревских в обновленной усадьбе навещали многие известные люди. Известно, что однажды Студенец посетил генерал А.П. Ермолов, которому хозяевами с торжественностью был продемонстрирован монумент, воздвигнутый в его честь. Возможно, бывал в гостях и Д.В. Давыдов - знаменитый поэт и партизан войны 1812 года, - во всяком случае, он часто бывал в другом имении Закревских - в Ивановском под Подольском.

Супруга А.А Закревского Аграфена Федоровна Закревская, которую еще с девических времен звали нежно «Грушенька Толстая», была известна в свете как красивая, блестяще образованная и воспитанная, независимая во взглядах женщина с живым и острым умом. Она была объектом преклонения многих. Ей посвящал стихи Е.А. Баратынский, восхищался П.А. Вяземский, до женитьбы ею был увлечен А.С. Пушкин. Последний в своих письмах к А.И. Вяземскому называл ее «медной Венерой». Она часто вдохновляла его, была музой его творчества. А.Ф. Закревская предстает в одной из глав «Евгения Онегина» «блестящей Ниной Воронскою», «Клеопатрою Невы». И после женитьбы поэт не переставал восхищаться красотой, умом и манерами Закревской, воссоздавая ее образ в стихах и прозе. В неоконченных повестях «Египетские ночи», «Гости съезжались на дачу», «Мы проводили вечер на даче» Пушкин вновь и вновь обращается к сюжету о Клеопатре, в героине коего явно просматривался все тот же прототип - «душа общества» и хозяйка Студенецкой усадьбы. Бывал ли великий поэт в Студенце, точно не известно. Но он имел тесное знакомство с А.А. Закревским, неоднократно обращался к нему, был знаком и поддерживал общение со многими членами семейства, поэтому вполне мог посещать студенецкую дачу в конце 1820-х, когда подолгу жил в Москве.

Первая половина XIX века - период нового яркого расцвета усадьбы Студенец. Заслугу создания нового главного дома и других построек в парке многие искусствоведы приписывают знаменитому архитектору Доменико Жилярди (хотя некоторые называют авторами В.П. Стасова и А.Г. Григорьева). Чертежи строений близки по своей технике исполнения к манере Жилярди, а некоторые сильно напоминают другие его строения, однако точных свидетельств работы Д.И. Жилярди над проектом обновленного Студенца в данный момент нет. До нашего времени сохранилось два памятника той эпохи - павильон Октагон и Монумент-Колонна в парке, подвергавшаяся реставрации в 1960-х годах, прежде имевшая завершение в виде крылатой фигуры с мечом. При перестройке усадьбы Закревскими в парке между колоннами появилась пейзажная планировка с живописными тропинками и дорожками среди асимметрично размещенных монументов и павильонов; были расчищены и заполнены чистой проточной водой каналы; острова соединены деревянными мостками. Прежде прослеживавшиеся в построении и оформлении паркового комплекса голландские мотивы петровского времени сменились на итальянские. Современники восторженно именовали дачу Закревских «абсолютной Венецией с Садах». В целом А.А. Закревский не стремился к изменению основ, заложенных в композиции парка при строительстве в начале XVIII века, парк сохранил черты первоначального образа, но при Закревском его оформление было обновлено, и идея этого обновления приобрела мемориальный характер, внеся дополнительное смысловое значение отдельным архитектурным элементам ансамбля и сделав парк своего рода памятником героям войны 1812 года.

Генплан усадьбы Студенец. 1830-е - 1840-е. Копия чертежа РГАДА. План Москвы Шуберта.

Главный усадебный корпус с флигелями. РГИА. 1830-е.

Главный усадебный дом с флигелями.

Павильон Октагон. РГИА. 1830-е.

Павильон в саду. РГИА.

Беседка в саду. Памятник на могиле коня А.А. Закревского, т.н. "Усыпальница коня Закревского".

Усадьба Студенец в XIX веке пользовалась не меньшим интересом у публики, нежели в бытность ее в собственности у Гагариных. По праздникам дача Закревских была открыта для посещений, на ее территории проводились различные мероприятия, давались представления. Так, например, 19 августа 1828 года в Студенце происходил запуск воздушного шара, но котором «аэронавт госпожа Ильинская неустрашимо поднялась под огромным шаром на утлой лодочке довольно высоко, зажгла в зените своем несколько ракет и опустилась весьма щастливо на лугу подле дачи. Любопытных было очень много».

Студенец. Общий вид усадьбы. Картина неизвестного художника. 1820-е.

Студенец. Вид в парке. Картина неизвестного художника. 1820-е.

Около 1834 года, после отставки А.А Закревского с поста министра внутренних дел, за 400 тысяч рублей Студенец приобретает Павел Николаевич Демидов, богатейший дворянин, владелец Уральских чугуноплавильных заводов, известный благотворитель и меценат. Новый владелец, впрочем, не стал использовать усадьбу в личных целях, а в качестве очередного своего акта благотворительности, коими он очень славился, подарил ее в начале 1834 года государству для основания какого-либо общественного заведения, присовокупив к подарку еще 15 тысяч рублей на ремонт главного дома. Супруга императора Николая I Александра Федоровна причислила Студенец к благотворительным учреждениям Ведомства императрицы Марии Федоровны, и в 1835 году позволила Обществу любителей садоводства открыть в усадьбе школу садоводства «с целью подготовки опытных садовников».

Портрет Павла Николаевича Демидова. Художник П.П. Веденецкий.

Школа садоводства разбила в усадьбе обширные цветочные питомники и оранжереи, в которых выращивались растения на продажу. Очень славились студенецкие штамбовые розы более сажени высотой, коллекции георгин неоднократно получали на выставках первые премии. На островах парка выращивались саженцы различных пород деревьев и кустарников. В теплицах успешно вызревали виноград и персики, в саду насчитывалось 60 разновидностей груш и 15 слив. Воспитанники школы обучались теоретическим и практическим основам садоводства, занимались акклиматизацией растений.

В период размещения в Студенце школы садоводства в усадьбе также постоянно собирались посетители. Летом каждое воскресенье устраивались здесь гулянья, музыкальные вечера, спектакли, ужины, организовывались катания на лодках и катерах по каналам сада, фейерверки и прочие эффектные зрелища.

По-прежнему славился Студенец своими родниками и ключами. Студенецкая вода, в которой отсутствовали органические примеси, высоко ценилась в Москве: ее использовали для приготовления искусственных минеральных вод, брали к императорскому двору, когда тот пребывал в первопрестольной, и в дома знати и состоятельного купечества, «пользовали» при производстве на расположенном поблизости Трехгорном пивоваренном заводе.

В новый период усадьба продолжала подвергаться реконстуированию, в ней происходили некоторые перестройки, не носившие глобальный характер. Искусствовед Е.И. Кириченко приводит сведения об участии в строительных работах в Студенце во второй половине XIX века архитектора М.Д. Быковского. В архивах ЦИАМ имеются интересные планы северной части парка, датируемые 1908 годом, на которых представлена весьма своеобразная пейзажная структура и планировка небольшого сада в стиле модерн, а ассортиментная ведомость сада богата разнообразными декоративными растениями.

Усадьба Студенец на топографическом плане Москвы 1838 года.

Усадьба Студенец на Хотевском плане Москвы 1852 года.

Усадьба Студенец на плане столичного города Москвы 1878 года.

Школа садоводства Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны просуществовала в Студенце до революции 1917 года. После усадьба была национализирована, и в смутные времена парковому комплексу пришлось несладко. Культурное наследие царизма серьезно страдало в рамках идеологической борьбы нового советского строя с традиционными порядками. Не стал исключением и канальный парк, оказавшийся в центре района рабочих-революционеров. Беспорядки, нецелевое использование и бесхозяйственность не лучшим образом отразились на его облике и состоянии. В 1931 году парк передали в ведение Трехгорной мануфактуры, а в 1932 году было решено создать на его базе парк культуры и отдыха «Красная Пресня». Казалось бы, это могло сохранить парк от уничтожения. Но стремление новой власти все переиначивать на свой манер превышало пределы разумного. Начались преобразования: часть прудов засыпали, берега каналов одели в бетон, что неблагоприятно сказалось на состоянии вод, многие старинные живописные мостики разрушили, построив новые, не отличающиеся изысканностью и гармонией стиля, большинство монументов в память героев войны 1812 года исчезло безвозвратно. Из мемориальных объектов парка до наших дней сохранилась только Тосканская колонна на острове, правда, украшавшая ее некогда крылатая фигура утрачена. Старый усадебный дом фактически был разрушен в первой половине XX века, к 60-м годам от него остался лишь фундамент и один флигель. Были разобраны красивые ампирные ворота, оформлявшие въезд в парк. В 1955 году на месте снесенных сооружений школы садоводства было построено здание кинотеатра «Красная Пресня».

Усадьба Студенец на плане Москвы 1952 года.

Сохранившийся павильон-водокачка Октагон в 1975 году был передвинут на 22 метра в сторону из-за строительства высотных корпусов Центра международной торговли и потерял свое первоначальное значение оформлять родниковый ключ Святого источника, а сам ключ был убран в подземный коллектор, выходящий к Москва-реке. На территории бывшей усадьбы также были возведены некоторые хозяйственные постройки, спортивные сооружения, врывающиеся в парк и нарушающие его изначальную структуру и планировку.

Передвижка павильона Октагон. Копия чертежа Э.М. Генделя. 1975 год.

В наше время прежняя загородная дача продолжает свою жизнь в городской среде, находясь едва ли не в самом центре шумного мегаполиса. В 1960 году центральная часть парка (около 18 га) объявлена памятником истории и культуры федерального значения и взята под охрану государства. Правда, в 2011 году статус охранного объекта был понижен до регионального значения. С 1990-х предпринимаются попытки частичного восстановления усадебного комплекса.

Проект восстановления пилонов ворот. Моспроект-2, Мастерская-13. 1993 год.

По архивным фотографиям 1930-х годов в 1998 году реставраторами Н.Ф. Журиной и А.С. Королевой были воссозданы въездные ворота парка. Мемориальные традиции усадьбы были поддержаны воинами-афганцами, посадившими в парке аллею конского каштана. Выбор породы деревьев не был случаен: известно, что конский каштан рос в Студенце и раньше, его высаживал на одном из островков между каналами еще сам А.А. Закревский в третью годовщину рождения своей дочери Лидии (в 1829 году). С 2010 года начались работы по реставрации главного дома усадьбы с флигелями. В ближайшее время они должны завершиться, и у москвичей, хочется верить, появится, наконец, возможность увидеть воссозданный исторический облик великолепной в прошлом усадьбы.

Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Фронтальный вид. 2006-2008 годы.

Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Изометрический вид. 2006-2008 годы.


Проект реставрации главного усадебного дома с флигелями в усадьбе Студенец. Дополнительные виды. 2006-2008 годы.

Подводя итог и оглядываясь на историческое прошлое усадьбы Студенец, стоит отметить, что увлеченность Петра I примером прогрессивной Голландии и его активная деятельность по продвижению отмеченных им за рубежом идей в садово-парковом искусстве заложила такие прочные основы и традиции в этой области, что в дальнейшем Россия дала мировой культуре поистине великолепные образцы парковых ландшафтов, способные составить достойную конкуренцию своим европейским прототипам. И «канальный сад» М.П. Гагарина в усадьбе Студенец - один из самых ранних их таких образцов и совершенно уникальный для Москвы и России.

Павильон Октагон. Photo by Евгений Чесноков / yamoskva.com

Тосканская колонна. Photo by Евгений Чесноков / yamoskva.com

За Пресненской заставой находится один из не очень известных московских уголков, имеющий давнюю и тоже не очень хорошо разработанную историю. Это так называемая дача Студенец, на части территории которой находится теперь Краснопресненский парк. Сложная история переходов усадьбы из рук в руки изучена не полностью, и иногда приходится основываться на не подтвержденных документами свидетельствах современников или на столь же сомнительных данных москвоведов.

Название произошло от ручья Студенец, который вытекает из прудов, расположенных вдоль Красногвардейского бульвара, и от колодца Студенец, славившегося по всей Москве прекрасной водой.

В небольшом парке сохранились пруды строго регулярных форм – единственные такие в Москве, а также старинная липовая аллея и остатки когда-то богатого декоративного убранства бывшей здесь усадьбы: на одном из островков – памятник-колонна, поставленная на кубический постамент, украшенный мечами в ножнах и венками с четырех сторон.

Предполагается, что в XIV в. тут было село Выпряжково, принадлежавшее внуку Ивана Калиты серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, получившему прозвище Храбрый после Куликовской битвы. После его кончины вдова князя Елена Ольгердовна отдала земли церкви, и они стали собственностью Новинского монастыря.

На планах середины XVIII в. и даже позднее эти места назывались Гагаринские пруды: в начале века князю Матвею Гагарину и его сыну Алексею из вотчин Новинского монастыря были пожалованы земли, где князья устроили свой загородный двор на голландский манер, с прудами строгих геометрических форм, соединенных лабиринтом каналов.

Знатная фамилия Гагариных происходила от Рюрика и князей Стародубских, один из которых имел прозвище Гагара. Матвей Петрович Гагарин пользовался доверием Петра: он участвовал в суде над царевичем Алексеем, был назначен губернатором в Сибирь, где прославился совсем уж невероятными размерами взяток, кроме этого, он сообщал заниженные сведения о доходах от весьма выгодной торговли с Китаем, которые оседали у него в кармане, он даже умудрился утаить драгоценности, приобретенные для Екатерины. Его изобличил обер-фискал Нестеров, сообщил императору, и Петр решил в назидание другим жестоко наказать Гагарина – потомка древнего рода осудили на смертную казнь.

Он был повешен в Петербурге в июле 1721 г. перед зданием Юстиц-коллегии в присутствии Петра, высших сановников и его родственников, а через несколько лет на той же виселице окончил свою жизнь и его обвинитель...

Имущество князя было конфисковано – в Москве Гагарину принадлежал дворец на Тверской, московская достопримечательность, а также загородная усадьба, которую при Анне Иоанновне возвратили его сыну Алексею. Вкратце история переходов Студенца из рук в руки, которая стала известной после изучения архивных материалов, может быть изложена следующим образом: Студенец считался принадлежавшим Гагариным еще в 1790 г., но потом перешел как приданое к внучке князя Михаила Гагарина княжне Анне, вышедшей замуж за тайного советника графа Д.М. Матюшкина. Впоследствии Студенец принадлежал их дочери Софье, бывшей замужем за графом Юрием Михайловичем Виельгорским. В 1816 г. их сын граф Матвей Юрьевич продал Студенец, купцу Н.И. Прокофьеву, а позднее усадьба перешла к графу Федору Толстому, передавшему усадьбу как приданое дочери Аграфене, ставшей в 1818 г. женой героя Отечественной войны генерала А.А. Закревского.

Обычно о нем всегда упоминают в связи с его московским генерал-губернаторством, когда он, признанный в николаевское царствование «подтянуть» Москву, приобрел печальную известность из-за своих, мягко говоря, самовольных действий. Конечно, Закревский весьма неоднозначная фигура – не надо забывать, что он был храбрым боевым генералом, отличившемся в многочисленных сражениях начала XIX в. и в Отечественной войне 1812 г., а также крупным государственным деятелем, ставшим также в царствование Николая I финляндским генерал-губернатором и министром внутренних дел. Закревский считал Аракчеева «вреднейшим человеком в России», он состоял под надзором Третьего отделения, был против неоправданной жестокости по отношению к декабристам (хотя и подписал приговор им), преследовал либеральную интеллигенцию в Москве (за что и был прозван Чурбан-пашой), выступал против великой крестьянской реформы.

Возможно, что после женитьбы Закревский начинает обустраивать Студенец – тогда перестраивается главный дом, в парке появляются мемориальные монументы в память войны 1812 г., прудам придается строго регулярная форма. Исследователи предполагают, что для Закревского строил известный архитектор Д.И. Жилярди. Одноэтажный с мезонином деревянный дом со своеобразной смотровой вышкой на крыше стоял далеко от проезда, к нему от дороги вела длинная аллея. По сторонам от дома находились два небольших флигеля. На прудах было несколько островов, на них стояли памятники, в частности М.Б. Барклаю-де-Толли, А.П. Ермолову, Н.М. Каменскому (под его командованием служил Закревский, и он спас Каменского от плена в Аустерлицком сражении), П.М. Волконскому; Работы в усадьбе продолжались несколько лет: еще в 1828 г. А.Я. Булгаков сообщал в письме брату о посещении Закревского: «Граф Федор Андреевич показывал мне дом; славно отделан, т.е. расписан, ибо мебелей еще нет, кроме книг в кабинете А.А. (Закревского звали Арсений Андреевич,– Авт.), откуда прекраснейший вид. Такой дом хорошо бы иметь и среди столицы. Расположен он хорошо и обширен, все любовались чистотою».

По словам мемуариста Ф.Ф. Вигеля, Студенец приобрел большую известность среди жителей Москвы: «Слово загородный дом состарелось для москвичей, его начало заменять слово дача. Вот, кажется, от чего дача Закревского, во что переименовали Трехгорное, как бы волшебством всех привлекала. Все другие гульбища брошены, опустели. Новый владелец действительно хорошо изукрасил сие место. От больших ворот шла прямая, широкая и длинная аллея для экипажей, с двумя боковыми узкими для пешеходов до главного дома над самой рекой. С обеих сторон сих аллей было по три острова, четвероугольных, (равной величины, разделенных между собою вновь прокопанными канавами, тогда еще с чистою, проточною водой, и соединенных деревянными мостами. Каждый из сих островов был посвящен памяти одного из героев, под начальством которых Закревский находился,– Каменского, Барклая, Волконского и других. На каждом, посреди густоты деревьев, находился или храмик, или памятник сказанным воинам. Необыкновенная, нового рода правильность, напоминающая нечто фрунтовое. Самая чистота, в которой все это было содержимо, как бы заимствована была у аракчеевских военных поселений».

Можно привести здесь еще несколько писем Булгакова, которые живо рисуют дачу Студенец во времена Закревского. Вот письмо от 2 июля 1826 г.: «Я пишу тебе сии строки у Закревского. Не дают писать; входит то один, то другой, а Закревский в сад зовет. Вечер бесподобный, тихо. Этот сад точно Венеция, mis en jardin; на одном острове есть славный монумент князю Волконскому с надписью: князю П.М. Волконскому в знак моей дружбы и уважения. Ай да Закревский! Есть монумент графу Н.М. Каменскому, но я его еще не видал, не весь сад обходил». Еще письмо от 8 июля 1829 г.: «Кажется, и рано отправился я сегодня к доброму Закревскому, но не рано вернулся домой. На дачу явился в 8 часов; сказали, что почивает. Я пошел бродить по прекрасному саду: absolument Venise en jardin, все посмотрел и рад, что после декокта всего много походил... Закревский все мне сам показал, даже таскал на кузню и в винный погреб! после пошли в сад опять, он на Лидином острову в честь дочки посадил при мне каштан, выкопал сам яму и пр. ...Ну уж дом, вид, чистота, расположение, вкус, прелесть!!».

Еще письмо 19 июля 1829 г.: «Весь вчерашний день провел я у Закревского. Обедало человек с 30... Пили здоровье Лидиньки (дочери его тогда исполнилось три года. – Авт.), поиграли кто во что горазд. К 7 часам стали съезжаться новые лица... Пили чай на Лидином острову, потом пошли в дом, и начался бал... Ездили на иллюминованных лодках, объехали все иллюминации, ужинали. Время было так хорошо, что мы из дому пошли пешком до заставы. Славно повеселились, хозяин был очень мил и весел, за всеми ухаживал».

Когда усадьба перешла к следующему владельцу, точно не известно, но это произошло после отставки Закревского с поста министра внутренних дел в 1831 г., когда он продал ее П.Н. Демидову. В сентябре 1832 г. А.Я. Булгаков сообщает брату в Петербург: «Закревского поздравляю от души со славною продажею. Ему клад Бог дал. Тративши такую сумму как 400 т., даже и богач, как Демидов, захочет иметь дачу по вкусу своему, а не по вкусу другого. Что Закревскому нравится, может не нравиться Демидову, наприм. отрадны для сердца благодарного и любящего Закревского монументы Каменскому, Волконскому, Ермолову, а Демидов может быть уничтожит их... Я чрезмерно радуюсь, что Закревский сбыл так славно эту дачу, которая бы еще более его завела в издержки».

Павел Николаевич Демидов (1798–1840), наследник громадных богатств, известен в истории русского просвещения учреждением самых почетных в России премий, которые так и назывались – Демидовские: он, начиная с 1831 г. до своей кончины, вносил в Академию наук каждый год 17 апреля по 20 тысяч рублей «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и по 5 тысяч рублей на их издание. П.Н. Демидов, как и многие представители этой знаменитой фамилии, был известен своей благотворительностью: вместе с братом Анатолием (который купил в Италии княжество Сан-Донато и был женат на племяннице императора Наполеона I) основал в Петербурге Демидовский дом призрения трудящихся и первую в России детскую больницу.

Таким же актом благотворительности, о котором сейчас мало кто знает, был подарок государству в начале 1834 г. усадьбы Студенец. Жена императора Николая I Александра Федоровна причислила ее к благотворительным учреждениям Ведомства императрицы Марии Федоровны, а в следующем году она разрешила Обществу любителей садоводства открыть там школу садоводства «с целью подготовки опытных садовников», в которой 20 постоянных вакансий были закреплены для питомцев Воспитательного дома, вообще же в школу предполагалось принимать «бедных питомцев свободных сословий или пансионеров из разных званий». В ней было два класса, в которые могли «поступать малолетние от 12 до 16 лет», учившиеся в школе в продолжение пяти лет. В летнее время на даче отдыхали воспитанницы Екатерининского института благородных девиц.

Школа садоводства устроила обширные цветочные питомники (особенно много сделал для школы садовод Эрнест Иммер и его сын Александр), славились штамбовые розы высотой более сажени, а коллекция студенецких георгин неоднократно получала на выставках первые премии, в оранжереях росли персики и виноград, в саду было 15 сливовых и 60 разновидностей грушевых деревьев.

Студенецкая школа садоводства Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, как она официально называлась, просуществовала до большевистского переворота и подготовила много опытных садоводов, работавших по всей России.

Издавна, по крайней мере с середины XVIII в., Студенец был известен своими гуляньями, в особенности на Иванов день, когда сюда, на Три горы, съезжались со всей Москвы. Вот что сообщала газета «Московские ведомости» в июне 1757 г.: «...к находящемуся там известному князя Гагарина дому, за множеством карет в близость подъехать, а у прудов за теснотою разойтись едва возможно было. При чем, что в здешней императорской столице ни есть знатное и богатое, прекрасное и великолепное, то все можно было тут увидеть». Через год в той же газете (она была, впрочем, в продолжение многих лет единственной в Москве) сообщалось, что 24 июня «...великое собрание народу было на Трех горах, где в сей праздник обыкновенно бывает гульбище, а особливо на состоящих в близости оного места славных прудах князя Гагарина». Московский старожил Елизавета Петровна Янькова вспоминала: «Точно также было время, когда посещали дачу князя Гагарина за Трехгорною заставой, то, что теперь называется Студенец, а тогда называли Гагаринские пруды. Туда тоже съезжались на гулянье, были разные забавы: ходили по канатам, представляли разные фокусы, играла музыка, были песельники, пускали фейерверки».

И в XIX в. это место также привлекало посетителей. По праздникам дача Закревского была открыта для посещения, в ней давались различные представления. Так, 19 августа 1828 г. «на прекрасной даче генерала Закревского» происходил запуск воздушного шара, на котором женщина-аэронавт госпожа Ильинская «неустрашимо поднялась под огромным шаром на утлой лодочке довольно высоко, зажгла в зените своем несколько ракет и опустилась весьма щастливо на лугу подле дачи. Любопытных было очень много»,– но т.к. удовольствие было платным, «не многие любопытствовали вблизи; прочие покрывали одну из Трех Гор, господствующих над сею дачею».

И в то время, когда тут находилась школа садоводства, в «Студенце» собирались посетители: в 1855 г. объявлялось, что «на даче Студенец за Трехгорной заставой сего 8-го числа июля месяца дан будет большой музыкальный вечер хорошим оркестром... сад будет иллюминован разноцветными фонарями; начало в 6 часов. Цена за вход на остров 25 коп. серебром с персоны. В отлично отделанной и роскошно омеблированной галлерее можно получить полный ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ и порцион и вина из иностранного погреба Бауэра... В воскресенье, 12 числа, будет пущен АЭРОСТАТ-ВЕЛИКАН».

Летом каждое воскресенье в Студенце «бывает гулянье, музыка, катанье на катерах по излучистым каналам сада, а вечером сжигают фейерверк». В саду показывали разные панорамы и стояла таинственная палатка с замечательною надписью: «Здесь живет женщина-невидимка».

Студенец славился своей водой – Студенецким колодцем, над которым в 1818 г. возвели Октогон – небольшое сооружение, в плане представляющее восьмиугольник (откуда и название), с четырьмя сливами для воды и с четырьмя входами внутрь. Чертежи этого небольшого, но монументального сооружения подписаны известным архитектором Доменико Жилярди. В 1973 г. Октогон передвинули от проезжей части улицы, и он оказался на каких-то грязных задворках, слева от входа в парк.

Студенецкая вода очень ценилась в Москве, отсюда ее возили тогда, когда москворецкую воду было невозможно употреблять – во время паводка, состоятельные же люди всегда посылали водовозов за ней, студенецкую воду всегда использовали производители искусственных минеральных вод, а когда императорский двор имел пребывание в Москве, то воду также брали из Студенца. По воспоминаниям сына знаменитого писателя М.Н. Загоскина, он любил приезжать сюда: «...Он ездил единственно в целью напиться холодной знаменитой ключевой воды».

В советское время разрушение бывшей усадьбы интенсивно продолжалось – ее в 1931 г. передали фабрике «Трехгорная мануфактура», потом устроили «парк культуры и отдыха», для которого по красной линии улицы в 1955 г. построили Дом пионеров Красной Пресни по проекту архитектора А. Рапопорта, а в последнее время возведены центр международной торговли, выставочный комплекс и прочие строения – хозблоки, спортивные сооружения, врывающиеся в сам парк, дренажная система которого гибнет.

2013/10/06

Старинная усадьба Студенец представляет собой уникальный парковый ансамбль XIX в. Он расположен в черте Москвы, и построен по проекту Д. И. Жилярди. Усадьба находится в Пресненском районе, на берегу Москва-реки. Она находится в парке «Красная Пресня».


Площадь усадьбы в общей сложности занимает 18,3 га. Приехав сюда, вы сможете осмотреть местную достопримечательность – садовый павильон «Октагон» и просто погулять вдоль каналов и прудов.

Усадьба получила своё название в честь протекавшего здесь ручья Студенец. Именно им положено начало изумительным по своей красоте искусственным каналам и прудам. Несколько столетий назад местные жители использовали чистую родниковую воду для того, чтобы готовить на ней пищу.


Основателем усадьбы считают князя Владимира Храброго, двоюродного брата Д. Донского, который прославился в период Куликовской битвы. Тогда здесь находилось село Выпряжково, доходы с которого шли владельцам аристократической усадьбы. Позднее старое имение перешло богатейшим князьям Гагариным, а в начале XVIII столетия здесь построили дворец, в котором проживал воевода Гагарин. Позднее воевода был казнён, а усадьба перешла под госуправление. Но императрица А. Иоанновна вернула имение наследникам Гагарина. В это время на территории здесь разбили голландский сад, и проложили уникальную систему каналов и прудов, которые раньше жители Москвы называли Гагаринскими прудами.

В 1804 г. данная усадьба вновь сменила своего владельца, и её хозяином стал на тот период граф Толстой. Но тогда только А. Закревский – зять Толстого, который унаследовал усадьбу после событий 1812 года, смог придать ей уникальный облик. Обустраивая имение как загородную дачу после Отечественной войны, после того как пострадала Москва и прилегающие подмосковные усадьбы, он приказал выстроить здесь новый дом.


А. Закревский превратил старый парк в памятник войне 1812 г. Он приказал соорудить здесь уникальную систему искусственных прудов и каналов, наполненных прозрачной водой из родника. В итоге получились острова прямоугольной формы, очерченные со всех сторон каналами. При этом каждый из них получил своё название – каждый назвали по имени русских военачальников, под командованием которых воевал Арсений.

В центре островков установили бронзовые бюсты военачальников. Кроме того, над родником построили павильон «Октагон» из белого камня. Через каналы и пруды были переброшены мостики, которые выполнены в стиле ампир. Ирригационная система была выполнена по проекту Д. И. Жилярди, он же спланировал и рыбное хозяйство, которое являлось частью доходов владельца имения.


В советское время усадьбу национализировали, на ее территории основали Общество любителей садоводства. Здесь же открыли профессиональную школу, а на территории парка высадили новые деревья разных пород. К счастью, территорию усадьбы не застроили неказистыми зданиями, поскольку в 1930 г. московские власти решили сделать здесь парк «Красная Пресня». Настоящее время москвичи на его территории отмечают различные праздники — Новый Год, Масленицу, День города и т.д. Также они приходят сюда и в выходные дни. Но следует отметить то, что большинство памятников культуры, которые располагались здесь в XIX веке, были утрачены.


Часть уникальных каналов были засыпаны, многие мостики снесены, зато здесь построили новые мосты, хотя они и не отличаются особым изыском. За советский период исчезли бюсты военачальников войны 1812 г.

Усадебный дом был практически разрушен, его реставрацию стали проводить в 2010 г, но вместо шедевра архитектуры построили современное здание, почти не напоминающее былую красоту дворца.

Сейчас в основе парка «Красная Пресня» — липовые и тополиные аллеи, между которыми в XIX веке был создан каскад из 3 прудов. А между деревьями вы увидите остатки летнего театра, который работал в советское время.

Ознакомиться с местными достопримечательностями вы сможете, записавшись на экскурсию, но при этом желающие могут прийти сюда и сами. Усадьба находится в черте Москвы, на Мантулинской улице, 5. Добраться сюда можно от станции метро «Улица 1905 года», «Краснопресненская» или «Выставочная».

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 21.04.2011 и 25.05.15

Адрес: Москва, Мантулинская улица, владение 5. м.«Краснопресненская», «Улица 1905 года», «Выставочная»
Как добраться: От м.Улица 1905 года (выход на Площадь Краснопресненская Застава), далее по улице 1905 г. до пересечения с улицей Мантулинская, направо. Время в пути от метро ~ 13-15 мин.
От м.Краснопресненская автобусом № 4 до остановки «Мантулинская улица». Время в пути (не считая ожидания автобуса) ~ 8-10 мин.
От м.Выставочная (выход к 1-у Красногвардейскому проезду) пешком по 1-у Красногвардейскому проезду в сторону Центра. Время в пути от станции метро ~ 15 мин.

По одной из версий, название усадьбе дал одноимённый ручей, питающий водный ансамбль парка на территории усадьбы.
Первым хозяином усадьбы принято считать героя Куликовской битвы, двоюродного брата Дмитрия Донского князя Владимира Храброго.
Позднее усадьба перешла к семейству князей Гагариных, однако наибольшую известность она получила благодаря другому владельцу - герою Отечественной войны 1812 г. А.Закревскому, впоследствии министру внутренних дел, генерал-адъютанту императора Николая I и московскому военному генерал-губернатору.
Ветеран превратил свою усадьбу в памятник войне 1812 г. В усадебном саду были прокопаны каналы, заполненные родниковой водой, и каждый из образованных ими прямоугольных островков был посвящён военачальнику, под командованием которого пришлось воевать самому Закревскому. На каждом из этих островков он поставил бюсты своих военачальников.
Кроме того, над родником была сооружена белокаменная восьмигранная башня, названная «Октагоном».
После революции 1917 г. территория усадьбы отошла к Обществу любителей садоводства. А в 1932 г., когда здесь был открыт парк (ныне ПКиО «Красная Пресня»), часть каналов засыпали, изменению подверглись мосты.
К настоящему времени утрачены почти все памятники, установленные в честь войны 1812 г., не считая Тосканской колонны в честь победы 1812 г. (правда, на ней не осталось надписей и крылатой фигуры с мечом) и белокаменного павильона-башни «Октагон» - архитектор усадьбы Д.И.Жилярди.

Сохранность усадьбы: парадные чугунные ворота (воссозданы в 1990-х г.г.), парк с каналами, фонтаном и мостами (1970 г.г.), садовый павильон «Октогон» (в 1980-х передвинут на несколько десятков метров в западном направлении (находится на Мантулинской ул. слева от входа), Тосканская колонна на острове.

Красногвардейские (Студенецкие) пруды Три Красногвардейских пруда расположены в бывшей пойме р.Студенец, заключённой в подземный коллектор.
Верхний и Средний пруды прямоугольные; Нижний - неправильно-четырёхугольный. Вытянуты в южном направлении на 75, 165 и 190 м. Ширина до 30, 40 и 85 м.
Площадь 0,2; 0,5 и 1,3 га соответственно.
Нижний Красногвардейский пруд - с земляными берегами (полоса шириной от 0,5 до 3 м), но далее от воды имеется низкая стенка из бетонных плит.
Поступление и слив воды по трубам. Сообщается со Средним Красногвардейским прудом.
Используется для околоводного отдыха, прибрежных прогулок и любительского лова рыбы (карась, ротан).





1. Карта местности 1859 г.
2. Ворота усадьбы Студенец на Мантулинской (вид из парка), 1928 г. Источник - Архив ЦИГИ.


Нижний Красногвардейский пруд


Краснопресненский парк


Краснопресненский парк. Памятник В.И.Ленину. Открыт в 1976 г. Скульптор Н.И.Брацун, архитектор В.Н.Ениосов.


Краснопресненский парк. Памятник В.И.Ленину


Мантулинская ул., 5/1 стр.7. Бывший кинотеатр "Красная Пресня"


Краснопресненский парк

Парадные чугунные ворота (воссозданы в 1990-х г/г.).

Садовый павильон «Октогон».

Усадьба Студинец. Архитектор Д.И.Жилярди.

Парк с каналами.

Краснопресненский парк

На Мантулинской улице всем жителям Пресни и других районов Москвы известен живописный парк «Красная Пресня», место отдыха многих поколений москвичей. Вместе с тем это место является историческим памятником, здесь располагался уникальный парковый ансамбль, построенный по проекту мастера московского позднего классицизма Доменико Жилярди,  - усадьба Студенец. Она может быть поставлена в один ряд с известнейшими московскими усадьбами XVIII-XIX века.

Историческое название Студенец, вероятно, относится к одноименному ручью, который позволил владельцам усадьбы создать систему прудов и каналов, поддерживаемых студеными водами ручья. В свою очередь, сельские жители Пресни, живущие около усадьбы, много веков использовали воды Студенца в бытовых целях.

По другой версии, название относится к XVII веку, когда владельцы этой подмосковной тогда усадьбы вырыли глубокий колодец с чистой студеной водой, что могли позволить только состоятельные лица старой Москвы и ее окраин.

Основателем усадьбы Студенец считается князь Владимир Андреевич Храбрый, двоюродный брат русского героического князя Дмитрия Ивановича Донского, один из главных участников знаменитой Куликовской битвы 1380 года. Тогда здесь располагалось село Выпряжково, источник доходов первых владельцев. Затем имение перешло в собственность князей Гагариных, а на стыке XVII-XVIII веков здесь был построен шикарный дворец, где проживал известный государственный деятель петровской эпохи Матвей Петрович Гагарин, нерчинский воевода, глава Сибирского приказа и Оружейной палаты, комендант Москвы, первый глава Сибирской губернии.

За многочисленные злоупотребления служебным положением, казнокрадство и лихоимство, он был осужден и повешен в 1721 году, все его имущество конфисковано в пользу государства. Однако спустя десятилетие императрица Анна Иоанновна вернула усадьбу его наследникам. Именно в это время здесь был разбит современный голландский сад и создана система прудов и каналов, которые долгое время назывались Гагаринские пруды. Уже тогда Студенец был известен гуляньями и местом сбора великосветской публики со всей Москвы.

В 1804 году новым владельцем усадьбы стал граф Федор Андреевич Толстой, крупнейший библиофил и член Общества любителей российской словесности. После Отечественной войны 1812 года усадьба переходит к зятю Толстого, министру внутренних дел, будущему московскому генерал-губернатору, генерал-адъютанту графу Арсению Андреевичу Закревскому. Этот государственный деятель участвовал в военных кампаниях против наполеоновской Франции в 1805-1807 годов, в частности, знаменитой битве при Аустерлице, русско-шведской войне 1808-1809 годов, завершившейся присоединением Финляндии к России, турецкой войне 1810-1811 годов, Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. В его время усадьба достигла расцвета в рамках процесса восстановления Москвы после разрушительного вторжения Наполеона. В 1820-е годы здесь был выстроен небольшой деревянный дворец и несколько парковых павильонов, из которых сохранился только один    - Октагон.

В своей усадьбе Закревский решил запечатлеть память о военных кампаниях и боевых товарищах, с которыми прошел все ратные годы. На одном из островов на прудах была возведена памятная колонна, посвященная 1812 году. Белокаменная колонна тосканского ордера («Тосканская колонна») стоя-ла на массивном кубическом пьедестале. Когда-то ее венчала статуя Славы, на боковых гранях находились резные изображения обвитых лентами мечей, а не постаменте колонны  - резные венки.

На других насыпных четырехугольных островах Закревский приказал возвести памятники героям Отечественной войны и других битв, в которых сам был участником и под началом которых служил. Так появились памятники командующему корпусом 3-й Западной армии С.М.   Каменскому, командующему 1-й Западной армией М.Б.   Барклаю-де-Толли, начальнику Главного штаба П.М. Волконскому, генералу А.П. Ермолову. По историческим свидетельствам, Ермолов посещал усадьбу и видел памятник в свою честь. Русский писатель и журналист М.И. Пыляев в своей книге «Старая Москва» (1891) писал: «Каждый из этих островков был посвящен памяти одного из героев… На каждом, посреди деревьев находился или храмик, или памятник названным полководцам».

Тогда же через пруды и каналы с четкой структурой берегов были переброшены мостики.
Архитектор Жилярди также спланировал ирригационную систему и рыбное хозяйство, которое приносило доход владельцу. Однако скорее всего после отставки в 1831 году Закревский продал усадьбу одному из богатейших людей того времени Павлу Николаевичу Демидову, известному своей благотворительной деятельностью, в частности открытием первой детской больницы. В 1834 году он передает безвозмездно государству усадьбу Студенец. Жена императора Николая I Александра Федоровна причислила ее к благотворительным учреждениям и разрешила открыть школу садоводства для подготовки опытных садовников - питомцев Воспитательного дома. В  летнее время в усадьбе отдыхали воспитанницы Екатерининского института благородных девиц. Так усадьба мирно существовала до трагических событий революции 1917 года и падения самодержавия.

В советские годы культурное наследие царизма серьезно пострадало в рамках идеологической борьбы со всем традиционным порядком. Не стал исключением и Студенец, находившийся в легендарном районе рабочих-революционеров.

В 1931 году его передали Трехгорной мануфактуре, а затем он становится Краснопресненским парком культуры и отдыха. Часть каналов была засыпана, а памятники военным героям исчезли к середине XX века. По одним данным, они были взорваны в октябре 1941 года, по другим - разрушены в результате немецких бомбардировок. Пострадала и памятная колонна, позднее восстановленная. Погиб в первой половине XX века и главный дом усадьбы, хотя в 60-е годы сохранялся еще фундамент и один флигель. Разобраны были и ампирные усадебные ворота, восстановленные по старинным эскизам в 1990-х годах.

В 1973 году павильон «Октагон» был перенесен на новое место при расширении Мантулинской улицы. При этом исчез бивший под павильоном святой ключ, у которого, по историческому преданию, причащались воины московского ополчения в 1812 году.

Однако московские власти начали реставрацию парадного дома и стоит полагать, что современные москвичи и жители Пресни смогут хоть в какой-то мере восстановить историческую память, искаженную в ходе социальных экспериментов одного трагического периода нашей истории.