Суоменлинна – финская крепость на острове: как добраться и чем заняться. Экскурсия в крепость суоменлинна Суоменлинна финляндия

Суоменлинна – одна из самых любопытных достопримечательностей Хельсинки, отличное место, чтобы погулять, пообедать и даже провести ночь. Этот музей под открытым небом занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Суоменлинна, то есть «финская крепость» (или, на втором государственном языке Финляндии – Свеаборг) – морской бастион, построенный на нескольких островах, дабы защищать вход в гавань финской столицы. Первую крепость возвели во времена шведского владычества – в 1748-1772 годах. Однако против русских войск она не устояла – пала в 1808 году, а вслед за ней и вся Финляндия перешла под власть Российской Империи. А гораздо позднее, в 1855 году – во время Крымской войны – она смогла дать отпор англо-французской эскадре. Потом стены достраивали и перестраивали, так что сейчас мы видим уже «русский вариант» «финской крепости».

Зачем ехать на остров в Суоменлинну

Во-первых, экскурсия на остров – это приятная прогулка по морю, и она, кстати, обойдется дешевле, чем 1-2 часовые экскурсии, которые предлагают на набережной. С воды видно (в необычном ракурсе!) большинство городских достопримечательностей.

Во-вторых, Суоменлинна – это прекрасное место для прогулок и пикника в хорошую погоду. На территории крепости работают десяток заведений, среди которых есть даже ресторан-пивоварня.

В-третьих, чтобы поселиться недорого – на одном из островов открыт хостел Hostel Suomenlinna.

И, наконец, тем, кто интересуется историей, будет любопытно прогуляться по выдающемуся фортификационному сооружению, осмотреть сохранившиеся форты и бастионы, побывать в военном и таможенном музеях, а также на подводной лодке.

А еще на главном острове Суоменлинны работает мужская тюрьма «открытого типа», готовящая заключенных к жизни на свободе. Арестанты работают на острове или ездят на «большую землю», получают зарплату и оплачивают с ее помощью свое содержание.

Как добраться до Суоменлинны

Очень просто! От Рыночной площади (Kauppatori) до крепости с 6 утра и до 2 часов ночи ходят паромы – от 2 до 4 раз с час, в зависимости от дня недели и времени года. Время в пути – примерно 20 минут. На этих паромах действуют обычные билеты городского транспорта. То есть, если вы купили абонемент на день, то можете съездить на остров по нему.

  • Забыли это сделать заранее? Не беда! В информационном центре крепости (он находится в первом же здании, которое вы увидите с причала) есть бесплатный wi-fi.

Суоменлинна (Свеаборг) на карте

Задать вопросы и прокомментировать вы можете в нашем фейсбуке

Паромная компания Moby PSL, управляющая паромом «Принцесса Анастасия» на линии Петербург – Хельсинки – Таллинн – Стокгольм – Петербург, также организует экскурсии по достопримечательностям Финляндии, Эстонии и Швеции. Одна из самых популярных – экскурсия в крепость Суоменлинна (Suomenlinna) рядом с Хельсинки.

Преимущества экскурсии на пароме

Напомним, что в 2017 году паром «Принцесса Анастасия» прошел серьезную реновацию, выбрав в качестве оформления интерьера, содержания услуг и меню ресторанов итальянскую тему. В 2018 году, в межсезонье, также были произведены определенные изменения, в частности, полностью поменялся дизайн ресторана, в меню добавилось много итальянских блюд.

Был расширен и перечень групповых и индивидуальных экскурсий в городах, в которые приходит судно. Это обзорные экскурсии, которые пользуются особым спросом, а также тематические и индивидуальные. Важный нюанс: экскурсионные группы пользуются приоритетным выходом с парома.

Приобрести экскурсии можно несколькими способами:
— онлайн на сайте stpeterline.com;
— в Санкт-Петербурге в офисе продаж на Морском вокзале (площадь Морской славы, д. 1);
— непосредственно на борту парома.

Стоимость экскурсии в крепость Суоменлинна:
Взрослые: 28 евро
Дети от 7 до 12 лет в сопровождении взрослых: 16 евро.

Как и билеты на паром, экскурсии выгоднее всего приобретать заранее.

Крепость Свеаборг (в шведском варианте), она же Суоменлинна (в финском), которая включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Некоторые посетители проводят параллель между Свеаборгом и в Петербурге. Впрочем, общего у них разве что бастионы и казематы.

Основанная в конце XVIII века морская крепость Суоменлинна намного больше, расположена на нескольких островах, имеет свою почту, школу и, конечно, дома для постоянного проживания. На территории крепости есть даже сухой док, где ремонтируются и просто стоят различные суда, в том числе и парусники. Дома на острове в основном частные, но земля государственная. Вообще, это самостоятельный район Хельсинки с населением около 800 человек.

Крепость открыта для посетителей круглогодично.
— со 2 мая по 30 сентября она работает с 10 до 18 часов;
— с 01 октября по 30 апреля – с 10 до 16 часов.

Вход в крепость свободный, платить надо только при посещении музеев, которых там достаточно много:
— музей Суоменлинны;
— музей Эренсвярда (основатель и первый комендант крепости Свеаборг);
— музей игрушки в Суоменлинне;
— военный музей;
— подводная лодка «Весикко»;
— таможенный музей.

Как добраться до Суоменлинны

Поскольку крепость расположена на островах, то единственный путь туда – на пароме. Билет на него можно приобрести на торговой площади Хельсинки, у терминала, откуда небольшие паромы отправляются на остров.

Единый проездной удобен тем, что пользоваться можно всеми видами транспорта, включая паромы на остров, где расположена крепость. Это суточный проездной билет, который действует в трамвае, метро, автобусах, в пригородных поездах Хельсинки и на пароме до Суоменлинны. Купить его можно и на срок до 7 суток в киосках R-kioski, крупных универмагах, билетных автоматах и пунктах обслуживания HSL.

В летний сезон паромы ходят каждые 15 минут, начиная с 6 утра и заканчивая 02:20 ночи.

Паром из центра Хельсинки до Суоменлинны имеет как закрытую, так и открытую палубы. В погожий весенний или летний день можно выбрать верхнюю, открытую, палубу, с которой открываются чудесные виды на залив и ближайшие острова. Справедливости ради надо отметить, что на ней может быть и довольно прохладно, так что теплую одежду берите с собой. Ее в принципе надо брать при любых морских прогулках, особенно в ветреном Хельсинки.
В теплом салоне можно у окна полюбоваться видами открытой воды, многочисленными льдинами и согреться от печек, расположенных вдоль внутреннего борта паромчика.

Всего через двенадцать минут после отправления паром причаливает к пристани на острове.

Экскурсия по Суоменлинне

Экскурсия длится два часа. За это время вы успеваете обойти всю крепость, получить много интересной информации и еще зайти в кафе и выпить кофе. В этом же кафе можно приобрести сувениры.

Поскольку ходить нужно много, в том числе и по пересеченной местности, то предпочтительней свободная или спортивная одежда и обувь. Здесь немного холоднее, чем в Хельсинки, больше ветра. Модельную обувь и каблуки категорически не рекомендуются, потому что многие дорожки в крепости вымощены крупной галькой. Для людей с ограниченными физическими возможностями передвижения есть облегченный маршрут. Этим же маршрутом рекомендуют пользоваться семьям с детскими колясками.

Отметим, что детям на островах все будет очень интересно: пушки, мортиры, казематы и даже небольшой тоннель со сталактитами на своде. Но лучше ехать с детьми постарше, как теперь принято говорить 6+.

На острове есть несколько кафе, сувенирные лавки и магазины, туалеты. В кафе выбор довольно большой, а цены – такие же, как и в .

Андрей Ковалев

На Свеаборге я побывала еще весной. Это остров недалеко от Хельсинки, который пользуется популярностью у туристов.

Морская крепость Суоменлинна (по-шведски - Свеаборг), находится на территории группы островов в акватории Финского залива. Это фактически часть города, и добраться сюда можно круглый год.

1. Как добраться

Мы ехали из финского города Турку до Хельсинки. Добираемся поездом или автобусом. Первый вариант занимает 2 часа, второй - на полчаса больше (но зато чуть ли не вдвое дешевле).

Из Хельсинки на остров ходит паром, который является одним из видов общественного транспорта HSL. Отправляется с рыночной площади Хельсинки Kaupatori.

Кроме паромов HSL, которые ходят весь год (летом - каждые 15-20 минут), на пристани Хельсинки, у рыночной площади, летом можно найти водные автобусы JT Line, там билет будет стоить 7 евро, и суда разных туристических фирм, которые на острове причаливают ближе к крепости и основным достопримечательностям, плюс проводят экскурсии.


2. Стоимость билетов

Билет на паром стоит столько же, сколько автобус - 2,90 евро. Действует чуть больше часа с момента покупки. Их покупают или в кассе на рыночной площади, или в специальных автоматах (их адреса можно загуглить "hsl ticket machine map"), или же самый простой способ - купить билет в автобусе (стоит 3,20 евро), но это при условии, что вы будете им ехать (в автобусе водители продают разовые билеты, в трамваях этого сделать не удастся).

Мы купили билеты в автомате на целый день. Каждый билет обошелся нам в 9 евро. Но мы еще помимо этого катались туда-сюда обратно несколько раз, поэтому нам дневной билет было выгоднее брать. А если вы будете плыть сугубо на пароме до острова и обратно, то лучше купить разовый билет за 2,90, а на острове в кассе купить обратный билет перед отплытием.

Еще как вариант купить билет в мобильном приложении HSL, тогда он обойдется в 5 евро и продействует 12 часов с момента оплаты, но он действителен только на пароме, другим транспортом вы не проедите.


За безбилетный проезд грозит штраф 80 евро + стоимость билета.


3. Подготовка к отплытию, поездка на пароме

Мы не знали будут ли на острове кафе, поэтому запаслись едой еще в Хельсинки. Благо, в центре города есть супермаркеты, где можно купить салаты и другие перекусы. Во-вторых, я даже настоятельно рекомендую так делать, поскольку цены в финских кафе далеко не дешевые. Если магазинный салат стоит 4 евро, то в кафе он обойдется вам как минимум 10.

К назначенному времени мы подошли к рыночной площади, нашли пристань, откуда отправляется нужный нам паром (там не одна пристань, HSL отплывает от той, которая ближе к чертовому колесу).



Там же рядом находится и билетная касса. Народу собралось уже предостаточно, было много русскоговорящих. Нас от парома отделял лишь шлагбаум, который подняли как только в парома вышли все вернувшиеся с острова.

Мы заходили в числе первых, поэтому нам повезло занять сидячие места. Билеты никто не проверял ни туда, ни обратно (к слову, сколько ездили в хельсинских трамваях, билеты там тоже никто не проверяет).

Помимо множества людей, паром перевозил одну или две автомашины, часть пассажиров имела с собой велосипеды и детские коляски.


По пути с Хельсинки до Свеаборга видим несколько небольших островков. Море спокойное, ветра нет, паром идет тихо, в небе летают чайки. Весь путь занят 15 минут.


4. Экскурсия по острову, достопримечательности

Итак, городской паром HSL доставил нас к северной гавани, расположена она на Большом Черном острове, или Mustasaari. Всего островов здесь пять, они соединены мостами - мы побывали на трех наибольших. Малый Черный остров, где находится Военно-Морская академия, и Западный черный остров лежат в стороне от туристического маршрута.

Крепость начиная с 1991 года включена в состав Всемирного наследия Юнеско - и тем не менее, остров до наших дней является жилым. Здесь проживает около 800 человек, дома в основном одно- и двухэтажные.


Около трети жителей работают здесь же, остальным ездить на работу и тем более за покупками приходится в Хельсинки - кроме музеев, кафе и сувенирных магазинов, как таковой инфраструктуры на острове практически нет.

Выйдя на берег, мы увидели перед собой длинное старое здание:


Раньше здесь были береговые бараки, а сейчас находится местный инфоцентр. В его холле можно бесплатно взять карту острова на одном из восьми языков, включая русский, здесь же есть туалет. Все туалеты, включая доступные для инвалидов, отмечены на карте, что очень удобно.


Точно такую же карту, на английском языке, можно скачать и на сайте крепости в формате PDF - как и в печатной версии, там указан “основной маршрут” - линия, следуя которой, можно обойти главные местные памятники. Протяженность маршрута около 1,5 км и он вполне по силам детям и пенсионерам - и тех, и других мы по пути встретили немало.

Карта острова:


Выйдя из инфоцентра, через арку идем на юг - и буквально через 200 метров перед нами первый объект, заметный издалека, еще по пути на остров.



Это Церковь Суоменлинны, построенная в XIX веке - тогда крепость находилась под властью России, и церковь была православной, предназначенной для размещавшегося здесь военного гарнизона. После обретения Финляндией независимости, церковь превратили в лютеранскую.


Церковь стоит на холме, и видна издалека не случайно - помимо прямого назначения, она была и до сих пор остается маяком для судов.



На двери мы видели табличку с указанием времени службы и просьбой туристам воздержаться от посещения в эти часы. Окружает церковь массивная ограда из якорных цепей и артиллерийских орудий образца XVIII века.


От церкви мы продолжили путь по дороге вглубь острова, мимо жилых кварталов и здания библиотеки. Немного отклонившись от маршрута, вышли к восточному берегу острова - там находится еще одна пристань для лодок, неподалеку от нее - Музей игрушек. Оттуда мы вернулись на тропу, и она привела нас к мосту на Волчий остров, Susisaari.



Прямо перед мостом - здание Музей Суоменлинны, где можно заказать экскурсию по острову и приобрести сувениры.


Между двух островов - узкая гавань, которая носит название Артиллерийской - именно сюда прибывают некоторые из туристических судов.


На другой стороне - летний киоск, где продают кофе, сладости и неплохое мороженое.


Сразу за мостом на Волчий остров начинается центральная часть крепости.



Повернув на развилке с указателем направо, вверх по тропе мы поднялись к крепостной стене и прошли через арку бастиона Хопкена.

Здесь можно задержаться и осмотреть помещения казематов - узкий коридор, идущий внутри крепостной стены, с узкими оборонительными окнами. На стенах то и дело встречаются надписи, в том числе и на русском языке.

Выйдя из каземата, попадаем во внутренний двор. Здесь - еще один местный памятник, могила Августина Эренсвярда, основателя крепости, под руководством которого велось ее строительство.



Надгробие украшает скульптура с изображением лодки. Рядом находится и музей его памяти, вокруг - уютный тенистый сквер со старыми раскидистыми деревьями.




В нескольких минутах ходьбы от внутреннего двора - смотровая площадка, откуда открывается вид на один из старейших в мире сухой док, основанный шведами вскоре после начала строительства крепости в XVIII веке. Он работает и сейчас, корабли заходят на ремонт - спустя двести лет остров сохраняет верность своим флотским традициям.




Вскоре перед нами оказался несколько неожиданный пейзаж - пруд, поросший по краям камышом, со стайкой уток. На карте этот участок обозначен как парк Piper, неподалеку есть и одноименное кафе.




Еще дальше за парком Волчий остров заканчивается, и тропа ведет через перешеек на следующий за ним, и самый крайний остров под названием Густав Меч, Kustaanmiekka. Здесь, пожалуй, самая интересная часть укреплений Суоменлинны: очень хорошо сохранившиеся крепостные валы, на которых расставлены пушки времен XIX века.



Кольцо валов и пушек защищает остров с запада и юга. Кстати, пушки стоит осмотреть внимательнее - на некоторых можно увидеть надписи на русском языке. Эта часть острова была под обстрелом в годы Крымской войны, в 1855 году - тогда Россия вела войну не только на Черном море, но и здесь, на Балтике. Есть пушки и постарше, еще шведские.


Наконец, в юго-восточной части острова - основные укрепления: здесь сохранилось кольцо бастионов, основанных шведами в середине XVIII века. Некоторые из них между собой соединены отмеченными на карте тоннелями, где даже в теплые майские дни сыро и холодно. Пройдя внутрь кольца бастионов, оказываемся в конечной точке маршрута.


Остров оставил очень приятные воспоминания - не только своей красотой, но и тем, как все продумано для туристов. Кроме понятной карты из инфоцентра, есть многочисленные указатели, где отдельным цветом, тем же, что и на карте, выделен основной маршрут. Много туалетов, в том числе бесплатных, достаточно и мест, где можно отдохнуть.

Стоит добавить, что у крепости отличный сайт - основная информация дублирует буклет с картой и доступна на тех же 8 языках, а на английском (и финском) можно найти целый 3D тур по всей крепости. Доступны объемные фото, как с земли, так и с воздуха - больше 20 панорам, сделанных дронами, благодаря чему можно увидеть Суоменлинну с высоты.

Хотя крепость Суоменлинна и входит в число основных достопримечательностей Хельсинки, не каждый турист из России, приезжающий в столицу Финляндии, посещает ее. Кто-то ограничивается видом с набережной, кто-то проплывает мимо на идущем в Стокгольм теплоходе Silja Line. А зря! Надо побывать обязательно — хотя бы из уважения к истории собственной страны.


Шведская крепость

Лихо закрученную биографию крепости стоит начать даже не с ее рождения, а с чуть более раннего времени. В 1703 году Петр Великий основал Санкт-Петербург с на востоке Финского залива, и, перефразируя классика, оттоль грозить мы стали шведу. Неудивительно, что в Швеции задумались над ответными действиями. Думали долго. За это время Россия успела выиграть у своего грозного соседа две войны.

В ходе Северной войны 1700-1721 годов Гельсингфорс (будущий Хельсинки) попал под контроль русской армии и сгорел дотла. По российской версии — в результате ожесточенной артиллерийской дуэли нашего флота и шведской береговой артиллерии, по шведской — был сожжен отступавшими войсками, чтобы ничего не досталось врагу. По Ништадскому миру 1721 года Петр I присоединил только часть финских земель (Ингерманландия, Кегсгольмский округ, ). Гельсингфорс был возвращен Швеции.

В послевоенные годы политическая жизнь Швеции состояла из борьбы приверженцев мирных отношений с Россией (партия "колпаков") и сторонников реванша (партия "шляп"). Реваншисты взяли верх, но в ходе русско-шведской войны 1741-1743 годов опять получили по шапке.

В августе 1742 года российские сухопутные войска под командованием генерал-фельдмаршала П. П. Ласи при содействии эскадры под командованием вице-адмирала З. Д. Мишукова блокировали Гельсингфорс и заставили шведскую армию капитулировать без боя. Мир в Або, заключенный в 1743 году, был удачным для России. Граница на Балтике продолжала сдвигаться в направлении Стокгольма.

В 1747 году выдающийся шведский военный инженер, специалист по артиллерии и фортификации Августин Эренсвярд ("шляпа" по политическим взглядам) убедил короля Фредрика I принять план строительства новых крепостей для противостояния российскому флоту на Балтике (правда, в усеченном виде и с урезанным бюджетом).

На группе островов, представляющих собой природный заслон Гельсингфорского рейда, название которых переводится на русский очень романтично — "Волчьи шхеры", началось строительство крепости. Она получила незамысловатое имя Свеаборг (то есть "шведский замок", "шведская крепость"). Правда, почти сразу местные жители стали произносить название с финским акцентом — Виапори.

Это была настоящая стройка века. Ничего подобного по масштабам во второй половине XVIII столетия не строилось нигде в Европе. Оборонительные сооружения возводили 6 тыс. человек. Основной этап строительства растянулся на четыре десятилетия, а мелкие доработки продолжались и позже. "Отец Свеаборга" и первый комендант крепости граф Эренсвярд не дожил до завершения строительства. И хотя он скончался в родовом имении, графа перезахоронили в крепости. Могила Эренсвярда с роскошным надгробием — одна из самых фотографируемых достопримечательностей Свеаборга.

Свеаборг, построенный по самым передовым французским образцам, получил гордое прозвание "северный Гибралтар", что должно было символизировать его неприступность. В крепости был размещен мощный военный гарнизон, что превратило Свеаборг во второй по величине после населенный пункт Финляндии.

В 1806 году на островах проживало 4600 человек, а на берегу — 4200. Будущий Хельсинки был по большому счету деревней, в которой только в 1757 году появился первый каменный дом, принадлежавший коммерции советнику Иоганну Седерхолму. Это тот самый маленький двухэтажный домик на Сенатской площади, который фотографируют все туристы, как только заснимут собор и памятник Александру II.

В 1807 году на встрече российского императора Александра I с его французским коллегой Наполеоном Бонапартом в Тильзите была достигнута договоренность о том, что Россия может присоединить Финляндию к своей территории. 9 февраля 1808 года русские войска под командованием генерала от инфантерии графа Ф. Ф. Буксгевдена перешли границу, а уже 18 февраля вступили в Гельсингфорс. Вскоре Свеаборг оказался в осаде, оставшись единственным не сдавшимся населенным пунктом на юге Финляндии.

В крепости находилась примерно треть всех шведских войск, расквартированных в Финляндии: 7500 солдат и офицеров, 1500 гражданских лиц, 354 каторжника и шесть русских военнопленных; 110 военных кораблей, более 2 тыс. орудий, 100 тонн пороха. Командовал обороной комендант крепости вице-адмирал Карл-Олаф Кронстедт.

Осаждающих "северный Гибралтар" было меньше, в их распоряжении было всего 59 пушек, огромных запасов пороха также не имелось. Но вскоре комендант крепости подписал перемирие на месяц, решив по окончании этого срока капитулировать, если не получит подкрепления из Стокгольма. Посланные в Стокгольм гонцы не успели за этот месяц добраться до цели.

Третьего мая Свеаборг капитулировал. И опять мы имеем дело с двумя конфликтующими версиями относительно причин того, как это случилось. По первой, виноваты плохо обученные финские крестьяне-солдаты и не желавшие умирать не пойми за что шведы-офицеры, неисправность большинства пушек, быстро израсходованный порох, нехватка запасов продовольствия в крепости и недостаток опыта у Кронстедта, ранее одерживавшего победы только на море. Вторая версия, которую военные историки называют "золотой порох", опирается на слухи о том, что русское военное командование якобы дало коменданту крупную взятку. Документально этот факт доказан никогда не был.

После заключения Фридрихсгамского мира, по которому России перешла вся Финляндия, вице-адмирала Кронстедта сделали в Швеции чуть ли не главным виновником национальной катастрофы. Он был приговорен к смертной казни, но помилован по просьбе российского императора. Вице-адмирал вышел в отставку, но отказался поступать на службу в российскую армию, носил шведские ордена, однако не брезговал получать российскую военную пенсию, его сын стал финским сенатором, а оставшиеся в Швеции родственники меняли фамилии.

Русская крепость

После русско-шведской войны 1808-1809 годов крепость Свеаборг стала русской. Переименовывать "шведский замок" на русский лад новые хозяева не стали. А вот острова, на которых размещена крепость, переименовали, хотя и не сразу. Сначала пользовались шведскими именами, которые записывались с нижегородским акцентом.

Финны же, разумеется, произносили все названия по-своему, так что каждый островок имел целую гроздь названий. Вот несколько примеров: Густавсвард (Густав-Сверде), он же Кустаанмиека, он же Артиллерийский; Стора-Остерсварто (Стуре-Остерсварте), он же Исо-Мустасаари, он же Комендантский; Варгон (Варген), он же Сусисаари, он же Инженерный.

Хотя в Свеаборге вскоре было размещено вдвое больше русских солдат, чем когда-то было шведских и финских, островная крепость стала потихоньку терять свое значение, а населенный пункт на берегу — приобретать все большую важность. Причиной тому стало объявление в 1812 году Гельсингфорса новой столицей недавно образованного Великого княжества Финляндского (в составе Российской империи). Бывшая деревня при крепости постепенно стала превращаться в город с крепостью на морской окраине.

Да, кстати, в 1811 году в крепости в семье гарнизонного лекаря Григория Белинского родился сын, получивший при крещении имя Виссарион.

Промежуток между первой и второй осадой Свеаборга составил почти полвека. Летом 1855 года, во время Крымской войны (которая, вопреки названию, велась не только на Черном море), русский Балтийский флот был блокирован в Свеаборге превосходящим по силе англо-французским флотом.

Двадцать восьмого июля (с точки зрения нападавших) или 9 августа (с точки зрения оборонявшихся) начался обстрел крепости. Временный комендант Свеаборга генерал-лейтенант А. Ф. Сорокин, похоже, не нуждался во французской военной пенсии и не мечтал о месте в палате лордов для своего сына, а потому сумел замечательно организовать оборону крепости.

За два дня и две ночи постоянных бомбардировок по крепости и другим островам близ Гельсингфорса было выпущено более 20 тыс. снарядов, "по приблизительному и самому умеренному расчету". В финской столице, откуда обстрел был хорошо виден, началась паника — жители опасались, что неприятель начнет стрелять по городу.

Несмотря на силу бомбардировки, материальный урон, нанесенный крепости, был ничтожен. Потери оборонявшихся составили 63 человек убитыми, около 200 ранеными и контужеными. Неприятель потерял 33 человека. После нескольких дней затишья флот союзников покинул Балтийское море. Английские и французские газеты писали, что Гельсингфорс и крепость Свеаборг стерты с лица земли.

Следующий раз крепость стала ареной сражений летом 1906 года. На этот раз обошлось без внешнего врага. Комендант крепости генерал В. А. Лайминг получил информацию о готовящемся всеобщем восстании на Балтийском флоте и отдал приказ заминировать подходы к крепости. Часть матросов-минеров отказалась выполнять приказ.

Есть, правда, как всегда, другая версия. Еще с петровских времен матросу, отстоявшему вахту на холодной погоде, полагалась чарка водки или компенсация ее стоимости деньгами. Морякам в крепости почему-то не доставалось ни того ни другого, что и вызвало недовольство. Так или иначе, но комендант отдал новый приказ — арестовать смутьянов.

И тут вспыхнуло восстание. Силы разделились примерно поровну. В мятеже, к которому приложили руку эсеры и большевики, участвовало около 2 тыс. человек, которые завладели островами Александровским, Артиллерийским, Михайловским и Инженерным. Верных присяге военнослужащих было примерно столько же, они укрепились на Комендантском и Лагерном островах.

Мятеж удалось подавить за два дня. 28 организаторов и наиболее активных участников было расстреляно, более тысячи осуждено к различным срокам заключения или направлено в арестантские роты. Около 600 человек погибло в бою. В брежневскую эпоху в СССР об этих событиях был снят художественный фильм "Свеаборг", разумеется, весьма далекий от правдивого изображения истории.

Финская крепость

В 1918 году, вскоре после провозглашения независимости Финляндии, крепость Свеаборг была переименована в Суоменлинну (финскую крепость). В ней недолгое время размещался концлагерь, в который заключались те, кто участвовал в гражданской войне в Финляндии на стороне красных. Из 8500 заключенных год спустя, после закрытия лагеря, на свободу вышло 7500. Остальных скосили голод и инфекционные болезни.

После закрытия концлагеря Суоменлинна становится военным объектом и остается таковым до 1973 года, когда переходит под управление гражданской администрации и превращается в один из районов Хельсинки.

В 1991 году крепость включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, остров Пику-Мустасаари (Госпитальный) до сих пор находится в распоряжении финской армии. Есть еще одна достопримечательность неподалеку от Суоменлинны, которую, увы, нельзя посетить по той же самой причине.

На острове Сандхамн--Сантахамина--Лагерный к юго-востоку от крепости в 1857 году был поставлен памятник "убиенным 63 матросам и солдатам, во время бомбардирования Свеаборга англо-французским флотом 28-го и 29-го июля 1855 года". Проект памятника выполнил профессор барон П. Клодт (тот самый, который отливал коней для Аничкова моста в Петербурге). Но это маленькие исключения, а так почти всеумные, да? Волчьи шхеры — в распоряжении туристов.

На посещение Суоменлинны можно смело выделять целый день, и то не удастся осмотреть все, что имеется в крепости.

Но не одним любителям вспоминать былые победы российского оружия имеет смысл съездить на Волчьи шхеры. Крепость крепостью, но это еще и место, где можно просто погулять, полюбоваться природой, да к тому же там постоянно устраиваются разнообразные мероприятия — концерты на открытом воздухе, парусные регаты, выставки.

Большинство местных жителей предпочитают питаться предусмотрительно привезенными с собой продуктами. И это неглупое решение. Хотя с тем, чтобы найти заведение общественного питания, особых проблем нет. Самый популярный у туристов ресторан Walhalla, правда, открыт для обычных посетителей только на ужин с понедельника по субботу, а в воскресенье и в обед туда допускаются лишь организованные группы.

Русским патриотам можно порекомендовать пиццерию Nikolai. Названа она в честь купца Николая Петровича Синебрюхова, получившего в 1819 году эксклюзивное право на производство и продажу пива на территории Финляндии и почти сразу после получения патента открывшего кабак и в Свеаборге. Носящая его имя пивоваренная фирма Oy Sinebryhoff AB существует до сих пор (вот, правда, принадлежит шведской Carlsberg).

Паромы, украшенные надписью "Suomenlinna Sveaborg", отходят от рыбного рынка (Кауппатори) Хельсинки с 6 утра до 2:20 ночи с интервалами от 40 минут до одного часа. Время в пути — 15 минут. Цена билета туда-обратно — €3,80. Летом практически с соседнего пирса отходят также водные автобусы. Обладатели Helsinki card могут пользоваться паромом и посещать все музеи в крепости бесплатно. Собственную яхту можно припарковать в гостевом порту на острове Сусисаари только при наличии свободных мест.

Суоменлинну можно посещать круглогодично, крепость открыта 365 дней в году, но лучше все-таки делать это летом. На островах постоянно проживает 900 человек, еще около 400 на них работает. Много домов на островах используется как художественные студии. На территории крепости Суоменлинна находится тюрьма для осужденных за малозначительные преступления. Зэки в основном занимаются поддержанием крепостных сооружений в должном виде.

Вход в саму крепость свободный, платить надо только при посещении музеев. В крепости имеются музей Суоменлинны, музей Эренсвярда, Манеж (музей советско-финской и второй мировой войн), подводная лодка "Вессико", а также бесплатный для посещения таможенный музей. Сложно не заметить, что большинство пушек, стоящих в крепости, имеют надписи на русском языке. Особенно приятно, думаю, будет изучить их уроженцам Перми.

Местная церковь когда-то была гарнизонной церковью русского ограниченного контингента в Свеаборге и называлась собором Александра Невского. Построен собор был по проекту архитектора Константина Тона. И хотя с 2000 года здесь проходят не только лютеранские, но и православные службы, внешний облик здания непоправимо испорчен еще в 1928 году архитектором Франсом Шестремом. Вместо маленькой копии московского храма Христа Спасителя мы теперь видим ничем не примечательный лютеранский храм.

Находясь в крепости, где-то примерно в 17:20-17:30 можно принять участие в ежедневном ритуале — вместе с другими туристами помахать рукой проплывающему мимо, по направлению к Стокгольму, парому Silja Line. Если вы по какой-либо причине опоздали и не помахали — не страшно. Через полчаса вам будет предоставлена вторая попытка — проводить в шведскую столицу паром Viking.

Благодаря Шенгенскому соглашению в наши дни можно съездить из Хельсинки в Стокгольм на денек-другой без всяких виз. А упомянутые паромы — сами по себе достопримечательности обеих скандинавских столиц. И если вы плывете на борту одного из них, не пропустите в самом начале путешествия остров с крепостью, с берега которого вам машут руками незнакомые люди.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ
proof

Технический спонсор

Крепость Суоменлинна (Свеаборг) расположена на 8 островах и находится рядом со столицей Финляндии Хельсинки. Возводилась она в военных целях, чтобы защищать сначала путь в Стокгольм, затем только финскую столицу. В наши дни она представляет собой великолепное зрелище.

Эти окрестности — не только способ разнообразить свой отдых в Хельсинки, но и повод для отдельного путешествия. Долго можно знакомиться с местной историей и осознавать, каким странным образом развивалась судьба этих земель.

Панорама на острове Суоменлинна в Хельсинки — Google Maps

Исторические здания, особый ландшафтный дизайн и местные флора и фауна не предел для пытливого туриста. Свеаборг отличается богатой инфраструктурой.

С 1991 г. Свеаборг входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Даже на фотографиях виды могучей крепости выглядят очень вдохновляюще. В любое время года это место найдёт чем вас удивить.

Например, остров Исо-Мустасаари больше понравится тем, кто хочет обойти музеи, узнать о том, как сменялась власть на островах, как развивалось здесь строительное и оружейное дело. Остров Кустаанмиекка и недавно открытый для гостей Валлисаари больше понравятся любителям экотуризма. Каждая местность ансамбля по-своему очаровательна.

Происхождение названия

Первое название крепости — Свеаборг. Оно переводится просто: «Шведская крепость». Так её называли и русские, когда Финляндия входила в состав Российской Империи. Финны же в то время звали крепость Viapori (перевод тот же).

В 1917 году Финляндия становится независимой и больше не хочет, чтобы острова, защищающие финскую столицу, назывались шведскими. Название Viapori в 1918 году заменили на Suomenlinna («Финская крепость»).

Шведы, однако, продолжают использовать слово Sveaborg, а русские приняли и второе название — Суоменлинна. На нашем языке принято считать, что название у крепости вариативное, и оба варианта верны.

История

Сами острова, на которых размещена крепость, называются «Волчьи шхеры». Это 8 скалистых обрывков суши с финскими названиями: Кустаанмиекка, Исо-Мустасаари, Пикку- Мустасаари, Лянси-Мустасаари, Сусисаари, Сярккя, Лонна и Порместаринлуодот.

Документальный фильм об истории крепости Свеаборг

Военный период на севере Европы обеспечил территорию островов богатой историей. Так получилось, что эта местность пережила три периода: шведский, русский и, наконец, финский.

Здесь в 1740-х гг. шведское правительство решило строить военные укрепления. Ответственным был назначен майор Августин Эренсверд. Так было положено начало архитектурному ансамблю, сохранившемуся до наших дней.

В 1808 году русские осадили крепость и получили её без жертв, но с больши́м количеством пленных в придачу. Поначалу они не развивают местные территории, только возводят православную церковь.

Во времена Крымской войны они вынуждены возвести пушки в сторону Швеции (стоят на островах до сих пор). Финны много жаловались на поведение русских в годы зависимости от империи. В 1905 году местные жители впервые устраивают восстание, которое впоследствии послужило сюжетом для фильма.

В 1972 г. СССР и Финляндия сняли совместный фильм «Свеаборг». В картине показано кровавое революционное восстание внутри крепости в 1905 г., закончившееся массой смертных казней большевиков.

В 1917 году Финляндия получила независимость. Во времена Гражданской войны (1918 г.) крепость применяется как концлагерь для красногвардейцев. Вторая мировая война в 1941—1944 гг. превратила крепость в базу немецкой флотилии. После окончания войны земли переходят СССР, но позже снова возвращаются финнам, те приступают к бережной реставрации местных строений.

Сейчас Суоменлинна — культурный и исторический центр Финляндии, с потрясающими видами и богатым наследием — в 1991 г. оно включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Были времена, когда население на островах насчитывало до 10 тыс. человек, но в наши дни коренных жителей здесь всего 800-900 — остальные семьи перебрались в Хельсинки. Многие люди здесь живут в исторических зданиях, постоянно реконструируемых.

Достопримечательности крепости Свеаборг

Богатая история крепости наградила её большим количеством достопримечательностей. Местное население сейчас живёт в исторических зданиях, вдоль берегов стоят русские пушки, ежедневно работают различные музеи.

Королевские ворота

Каменные ворота, сохранившиеся с самого основания крепости, буквально являются символом Свеаборга. Через них из королевской бухты проходил в свои владения шведский король, пробираясь затем по потайным ходам.

Подводная лодка

Немецкая подводная лодка периода Второй мировой войны возвышается над заливом у берега острова и является частью военно-морского музея Суоменлинны. Её внушительный вид когда-то вселял страх в сердца мирных жителей, сейчас же это только память о тяжёлых временах и часть музея военно-морской техники.

Церковь

Большое здание лютеранской церкви удивляет своей многозадачностью: она является одновременно и духовным зданием, и маяком. Когда-то эта церковь была православной, но теперь оформлена полностью по протестантским канонам. В это скромное, но очень красивое место можно прийти за душевным покоем.

Памятная плита в честь В. Г. Белинского

Новостью для многих туристов становится информация, что Суоменлинна — место рождения русского критика Виссариона Григорьевича Белинского. Он родился здесь в 1811 г. на борту русского корабля. На территории крепости возложена именная памятная плита в его честь, с надписью на трех языках: шведском, русском и финском.

Музеи

На островах расположено несколько музеев различной направленности:

  1. Музей Суоменлинны. Это ключевое здание. Здесь посетителям дается общая история крепости, от самого основания до Финской войны, от Второй мировой до наших дней.
  2. Таможенный. Постоянная экспозиция в музее посвящена истории финской таможенной службы, борьбе с контрабандой. Здание музея построено еще в XVIII в.
  3. Музей Эренсверда. Находится на территории, которую любят не только туристы, но и местные жители. Это место для отдыха и встреч. У входа в музей стоит памятник основателю Свеаборга — Августина Эренсвярда. Здесь он похоронен. Экспозиция объекта посвящена его жизни и первым годам существования крепости.
  4. Музей игрушки в Суоменлинне. Любимое место всех детей и всех увлекающихся необычными вещами. На постоянной выставке представлена коллекция старинных игрушек в период с нач. XIX в. до 1960-х г.г.
  5. Военный музей «Манеж», музей «Подводная лодка «Весикко» и «Морская крепость Суоменлинна» демонстрируют гостям различные экспозиции, посвященные чудесам европейской и русской военной техники.

Вход во все музеи платный, за исключением таможенного.

Инфраструктура

Суоменлинна давно привыкла принимать у себя гостей, поэтому инфраструктура здесь хорошо развита. Можно встретить торговые центры, сувенирные лавки, кафе и рестораны. Для культурного отдыха есть библиотека и галерея современного изобразительного искусства.

Если вы хотите каждый день своего путешествия встречать на этих удивительных островах, можете поселиться в местном хостеле Hostel Suomenlinna. В мае—сентябре места лучше занимать заранее, желающих очень много.

У Финского залива оборудованы пляжи — можно загорать и купаться. Обязательно стоит прогуляться по парку «Английский сад» — он отличается разными растениями, которые обычно трудно встретить растущими по соседству. Особая «крепостная» флора образовалась здесь благодаря разным народам, занимающимся облагораживанием этой территории.

Как добраться до крепости Суоменлинна в Хельсинки

Заранее приобретите в городе единый билет на общественный транспорт. На такси или на своём авто вы в любом случае до места не доберетесь, а этот билет позволит вам без лишних проблем взойти на паром. Его можно купить в метро или у водителей автобусов. На причале тоже есть пункт продажи, но там придётся постоять в очереди.

Как добраться до Финляндии и как добраться до Хельсинки можно прочитать на нашем сайте. Теперь вам нужно оказаться на рыночной площади Кауппатори, только с нее можно добраться до Свеаборга.паром . Зимой к крепости Суоменлинна паром отправляется с закрытой верхней палубой.

Если вы уже взяли билет — идите к турникетам. Если вы путешествуете с ребёнком в коляске — идите к шлагбауму, вас пропустят бесплатно. Если вы забыли купить билет заранее — вперёд к деревянным киоскам, там расположена касса.

Морской автобус

С мая по сентябрь до места можно добраться на морском автобусе. Они довозят туристов до главных достопримечательностей города. Есть, например, маршрут, по которому можно прибыть сразу к Королевским воротам.

За морские трамваи в основном отвечает компания JT-Line. Действует 3 летних маршрута. Единый билет на этом транспорте не работает: нужно покупать отдельный пропуск в киоске или на борту судна.

С острова на остров

Нет острова, на котором были бы собраны все достопримечательности Свеаборга. Вам нужно передвигаться как минимум между 3 островами: минным островом Лонна, Исо-Мустасаари и островом Валлисаари.

От Исо-Мустасаари можно через мост или косу оказаться на островах Кустаанмиекка, Пикку- Мустасаари, Лянси-Мустасаари и Сусисаари. До остальных ходят водные автобусы. При желании можно воспользоваться абонементом Island Hopping — с ним вы сможете свободно передвигаться по воде на территории объекта. Внутри таких «трамваев» есть обеденная зона со своей кухней.

Также можно посетить крепость в рамках экскурсионного тура по Хельсинки.