Северный ветер. Лайнер с высокой компьютеризацией – А321 А 321 самолет схема лучшие

Airbus A321 – самый большой самолет в семействе A320. Авиакомпания S7 Airlines использует A321 в компоновке бизнес + эконом.

Характеристики A321

Схема расположения кресел в салоне A321:

Места в бизнес классе

Бизнес класс в A321 занимает 8 мест. Кресла расположены по схеме 2 х 2. Любое из мест в этом классе обеспечит вам комфорт в полете. Прилагаемая фотография наглядно демонстрирует интерьер.


Места в экономическом классе

Как и в любом салоне экономического класса, в A321 авиакомпании S7 Airlines, есть лучшие места, обычные и места, которых лучше избегать при регистрации.

Ряд 3
Лучшие места в самолете располагаются именно на этом ряду. Некоторые пассажиры утверждают, что перегородка между бизнес классом и 3м рядом экономического класса создает дискомфорт в полете.
Я же вижу только плюсы в наличии этой стены.

  • Никто не будет опускать спинку впереди стоящего кресла и ограничивать ваше пространство.
  • В полете перед вами позитивная салатовая картинка, а не чья-то шевелюра или наоборот, отсутствие ее.
  • Дети не будут играть в куклы/машинки на спинке кресла перед вами, роняя игрушки в ваш кофе.
  • Туалет с отсутствием очередей рядом с вами.
  • Гарантированный горячий обед и напитки в полном ассортименте.

Ручную кладь можно расположить в багажных полках над головой. При отсутствии свободного места на полке, отдайте свою сумку бортпроводнику – он найдет где разместить ваш багаж.

Ряды 4-8
Обычные места. Стандартный шаг кресел. Вид из иллюминатора не закрывается крылом или двигателем. Тем, кто выберет кресло у прохода не будут мешать гуляющие по салону или стоящие в очередях в туалет пассажиры.
Как показывает практика, туалеты в хвосте салона пользуются бОльшим спросом, чем на носу.
Шум и гул голосов, в прямом смысле останутся у вас за спиной.

Ряд 9
Не рекомендую выбирать места в этом ряду любителям рассматривать пейзажи во время полета. Кресел у иллюминатора здесь нет. К дополнительным неудобствам размещения на местах 9B и 9E, я отнесу созерцание вытянутых ног в обуви или без нее, пассажиров с 10 ряда, зарегистрировавшихся на местах A и F.

Ряд 10

Важно! Места с увеличенным пространством для ног только A и F!

Остальные кресла не отличаются по параметрам от кресел, например, в 5м ряду.

Ряд 11
Шаг кресел стандартный. Неудобства могут доставлять, частично закрывающих обзор из иллюминатора, двигатель на крыле и повышенный шум от работы на некоторых этапах полета.

Ряды 12-19
Места в этих рядах находятся, практически, в середине салона. Как правило, в аналогичных A321 му, самолетах, питание начинают разносить с носа и хвоста одновременно.
Пассажирам с центральных рядов (12-19) может достаться ограниченный ассортимент еды без выбора.
Любителям мест у «окна» эти ряды так же не подходят. Все виды закрыты крылом.

Ряд 20
Вид из иллюминатора частично закрывается задней кромкой крыла и двигателем. Возможен дополнительный шум при взлете и посадке.

Ряд 22
Уникальный ряд. Практически, бизнес класс. Два кресла и ни слева, ни справа людей нет. Как нет и места 22F – т.е. у иллюминатора. На месте этого кресла могут быть вытянутые ноги пассажира с места 23F.

Ряд 23
Кресла этого ряда имеют увеличенной пространство для ног.

1. В зависимости от бортового номера Airbus A321 в авиакомпании S7 Airlines, места с Extra Space могут отличаться.
2. Иллюминаторы в данном ряду отсутствуют!

Ряд 24-34
Обычные места, стандартный шаг кресел. Чем ближе к 34 ряду, тем больше вероятность созерцания очереди в туалет.

Ряд 35
Кресла последнего ряда — традиционно самые худшие места в салоне любого самолета.
Спинки кресел в этом ряду не откидываются, что создает неудобства при длинном перелете. Близость самых посещаемых туалетов A321.
Дискомфорт от хлопающих дверей, разговоров и людей, опирающихся на спинки кресел ожидая очереди в туалет и т.д.

Эйрбус серии А320 (и технически такие же А321, только увеличенные в длину) - первые лайнеры гражданской авиации, которые используют компьютерные технологии в управлении лайнером. Самолет Airbus A321 предполагался как главный конкурент популярных на тот момент американских среднемагистральных Боингов. И у европейского производителя получилось создать машину, которая на данный момент используется многими авиакомпаниями мира.

Некоторые новейшие и инновационные методики (цифровые экраны контроля за бортовыми системами, управление ручкой-джойстиком, а не штурвалом) стали не только удобными для пилотов, но и обеспечили высокую надежность новых самолетов.

История создания

Эйрбус А321 представляет собой улучшенную версию популярной модели этого европейского консорциума - А320. Главное отличие, которое получила машина - удлиненный на 7 метров фюзеляж, что позволяло брать на борт больше пассажиров.

Первые мысли о некоем улучшении А320 появились у инженеров и руководителей компании в 1988 году. Уже в 1989 году начались работы по созданию обновленного лайнера. На него поступали заказы, так как он хорошо подходил для условий Европы, где расстояния перелетов небольшие.

Предполагалось, что даже на внутреннем рынке США, где безраздельно правит местный производитель - Боинг, Эйрбусы составят достойную конкуренцию.

В 1994 завершались окончательные летные испытания нового самолета, а в 1995 году первая серийная модель сошла с конвейера и отправилась к немецкому авиагиганту «Люфтганза».
Уже к 1997 году по контрактным обязательствам компания «Эйрбус» должна была поставить заказчикам 199 машин, а собрано на тот момент было 60 самолетов.

Спрос на новые модели был и остается высоким. Известно, что постоянно в мире эксплуатируется от 6 до 7 тысяч машин.

Первые варианты разработанных А321 (Airbus А321-100), к сожалению, имели меньшую максимальную дальность полета, чем предыдущие А320. Но позже конструкторы добавили дополнительные топливные баки в хвостовой части лайнера, которые позволили увеличить километраж беспосадочных перелетов и сделать машину конкурентоспособной в среднемагистральном сегменте.

Конструкция

Самолет Эйрбус А321 - один из самых технологичных не только в своем классе, но и в авиационной промышленности в целом. На момент выпуска на лайнере впервые применялись уникальные компьютерные технологии, которые предназначались для облегчения управления, повышения безопасности и снижения риска человеческой ошибки в пилотировании.

Современные модели европейского производителя комплектуются шестью цифровыми экранами, на которых выводится информация о работе бортовых систем.

А320 - предшественник модели А321, первым среди самолетов гражданской авиации стал использовать вместо классических штурвалов джойстики. Эта боковая ручка управления лайнером до этого применялась исключительно в боевой авиации.

Сам самолет производится из самых современных материалов (они составляют до 20% от всех используемых во время сборки). Широко применяется стеклоткань и углеродное волокно (из него частично изготовлены закрылки, предкрылки, нос, люки и на 100% – киль). Для шумо- и теплоизоляции используется сотовый заполнитель.


Крыло стреловидной формы, оперение - вертикальное. Эйрбусы - это монопланы с низким расположением крыла, двигатели подвешены к нему на пилонах. В сериях А321 ставятся две турбовентиляторных силовых установки. В разное время выпуска устанавливались разные модели двигателей (от CFM56 до IAE v2500). Отличия - чем позже выпускалась модель, тем мощнее и экономичнее она была, а также издавала меньший шум.

В крыле конструктивно предусмотрены баки. Дополнительный бак для топлива расположен в хвостовой части (в моделях А321-200 с увеличенной дальностью перелетов).

Главное и единственное назначение самолетов «Эйрбус А321» – перевозка пассажиров.

Поэтому салон самолета полностью используется под кресла для пассажиров. В носовой части - кабина пилотов. Прямо за ней - санузел и кухня. Существуют также разные версии А321, которые отличаются вместимостью:

  1. Чартерные версии способны брать на борт до 220 человек.
  2. Салон с местами исключительно уровня «эконом» вмещает до 200 пассажиров.
  3. Двухклассовая комплектация предполагает 24 места повышенной комфортности, остальные - в классе «эконом» (в сумме - 185 пассажиров).

В целом, размещение пассажиров очень комфортное. Есть только некоторые категории мест во всех версиях, где могут возникать незначительные неудобства в связи с маленьким расстоянием для ног или близостью туалетов.

Самыми некомфортными считаются сиденья, у которых не откидывается спинка. Их располагают в последнем ряду хвостовой части и перед туалетами, рядом с выходами.

Летно-технические характеристики

Главным отличием самолетов 320-го семейства Эйрбус считалась автоматизация рабочих процессов. Использование цифровых технологий позволило, во-первых, сократить экипаж до двух пилотов. Во-вторых, удалось снизить вес лайнера и, соответственно, использовать экономичные двигатели.

Снижение массы получилось благодаря отказу от традиционного механизма управления.

В Эйрбусах предусмотрена система, при которой каждое действие пилота сначала обрабатывается компьютером, а потом с помощью гидравлических приводов происходит руление.

Салон у самолета тоже получился просторным, с большими местами для ручной клади, высоким потолком и индивидуальным диодным освещением для каждого пассажира.

По уровню шума двигатели работают в диапазоне 82 децибел. Внешняя отличительная черта Эйрбусов А321 - скошенное переднее шасси.

Эйрбус А321 (модификация А321-200)
Размах крыла 34,09 м
Площадь крыла 122,6 кв.м.
Длина 44,51 м
Высота 11,81 м
Масса пустой/максимальная взлетная 50600 кг/89000 кг
Двигатели 2 CFMI CFM56-5B по 142,3 кН
или
2 IAE V2500-A5 по 146,8 кН
Скорость крейсерская/максимальная 840 км/ч / 940 км/ч
Потолок 12000 м
Вместимость бака От 24000 до 30000 л
Дальность полета 5950-6850 м

Производство

Изначально производилось силами завода в Тулузе (Франция), но постепенно часть заказов переориентируется в Гамбург (Германия). Причиной этому стали большие экономические выгоды от производства на немецком заводе.


Часть компонентов для лайнеров выпускает Иркутский авиационный завод (Россия). Также в Китае создана линия по сборке готовых воздушных судов. Расчетная мощность - 4 самолета месяц, но планируется выпуск до 600 машин в год.

В Европе производится большинство самолетов серии 320 (А320 - в Тулузе, А318, А319, А321 - в Гамбурге). Старый Свет выпускает до 40-50 авиалайнеров этого модельного ряда в месяц.

Эксплуатация

Самолеты Эйрбус А321 и все из их семейства являются первыми в мире, использующими в серийных моделях электро-дистанционные системы управления.

Также, только у них с начала выпуска горизонтальное оперение полностью производилось из композитных материалов.

Но серьезно испортила имидж новейших и инновационных технологий катастрофа, которая случилась в 1988 году с одним из первых самолетов, выпущенных компанией Эйрбус.

Официально причиной крушения объявлена ошибка в пилотировании, но всерьез рассматривалась (и в некоторых источниках утверждается до сих пор) компьютерная ошибка, которая привела к фатальным последствиям.


Стоит признать, что с той поры компания внесла некоторые доработки и серьезно повысила уровень надежности управления.

Модификации

  • А318 - эксплуатируемый с 2003 года самолет, который среди отличительных качеств выделяется возможностью совершать посадки на коротких взлетно-посадочных полосах. Эта модель способна перевозить до 132 человек в наиболее вместительной компоновке салона («эконом»). Оснащается самой современной авионикой и уникальными компьютерными системами, отвечающими за безопасность полетов.
  • А319 - имеет укороченный (по сравнению с А320) фюзеляж, который вмещает меньше пассажиров, но летает на большие расстояния. А319LR, например, может вместить до 158 пассажиров, но совершает беспосадочный перелет до 8300 километров. Специальная версия для корпоративных полетов (А319ACJ) рассчитана на 39 кресел, но преодолевает по воздуху до 12000 километров.
  • А320 - узкофюзеляжные (с одним проходом между креслами) пассажирские самолеты, которые могут перевозить до 180 пассажиров. Распространенная схема размещения: бизнес-класс (ряды по схеме 2-2) и эконом-класс (3-3). В таком случае, борт способен перевозить до 150 человек. Эта модель считается основополагающей в семействе Эйрбус 320.
  • А321 -вместительная версия, которая по техническому наполнению ничем не отличается от А320. Самолет берет на борт до 220 человек. А321-100 первоначальная версия, А321-200 – с дополнительными баками.
  1. Успех серии А320 позволяет компании «Эйрбус» покрывать часть убытков, которые она терпит от выпуска других моделей.
  2. Основные сложности в производстве самолетов - экономический фактор. Большинство машин покупаются за доллары США, а производство ориентировано на европейский рынок и, соответственно, все операции в евро. Много проблем связано с конвертацией валют.
  3. Большинство комплектующих для сборки Эйрбусов перевозятся транспортником этой же компании А300-600ST «Белуга».

Перспективы

Развитие серии А321 связывается, в основном, с самолетами А320neo, которые стали самыми продаваемыми гражданскими лайнерами в мире.


Они же побили рекорд по одновременному заказу машин. Малазийский бюджетный перевозчик оформил сделку на 200 моделей А320neo. Известно о 667 предзаказанных воздушных судах для компаний со всего мира.

Для такого небывалого успеха Эйрбус разработал собственные двигатели, которые должны стать самыми экономичными в классе (до16-20% экономии по сравнению с моделями А321).

За счет этой технологии получится увеличить дальность на 950 километров и повысить взлетный вес на 2000 килограмм.

Французская компания рассчитывает произвести 4000 машин.

Эйрбас А321 представляет собой удлиненную версию А320. Это самый большой самолет семейства A320. Стандартная комплектация Airbus A321 вмещает 185 пассажирских мест в двухклассной кабине (16 в первом классе и 169 в эконом классе).

Эта конфигурация может быть расширена до 220 мест для чартерных и недорогих операторов, в этом случае кабина самолета будет моноклассовой - только места эконом класса. А количество различных конфигураций салона может насчитывать десятки.

Для того, чтобы точно знать какие места в А321 самые хорошие, необходимо ознакомиться с той схемой самолета, в которой вам предстоит лететь. Но часто, чтобы понять принцип выбора, достаточно ознакомиться с любой схемой.

Давайте рассмотри конфигурацию Airbus A321, которую используют в самой популярной российской авиакомпании . Всего в парке авиаперевозчика 37 самолетов А321.

Итак, на официальном сайте авикомпании мы можем увидеть 3 различные схемы салона A321. Первая из них выглядит вот так —

Давайте рассмотрим ее подробно, отметим лучшие места в этом самолете и объясним, в чем разница между ними и другими сидениями в салоне.

Лучшие места Airbus A321 «Аэрофлот». Схема первая

Салон в данной конфигурации располагает 28 местами бизнес-класса и 142 местами экономического класса обслуживания персонала. Из всех самолетов в такой конфигурации выполнены 17 бортов: VP-BUM, VP-BUP, VQ-BEA, VQ-BED, VQ-BEE, VQ-BEF, VQ-BEG, VQ-BEL, VQ-BHK, VQ-BHM, VQ-BOH, VQ-BOI, VP-BDC,VP-BOC, VP-BOE, VP-BTG, VP-BTL, VP-BTR.

Места в 1-7 ряду Это места бизнес-класса. 1 и 7 ряды считаются немного хуже, чем остальные, так как перед первым рядом установлена перегородка, места там достаточно, но близость к туалетам может вызывать небольшое беспокойство.

А места в 7 ряду находятся близко к более шумному экономическому классу.

Если вы собираетесь лететь бизнес классом, берите места с 2 по 6 ряды.

Места в 8 ряду Одни из лучших мест эконом класса на борту этого лайнера. Все дело в аварийном выходе, расположенном перед ними. Здесь гораздо больше свободного места для ног. Также, вы сможете встать с любого из них не тревожа соседей.

Еще одним плюсом является то, что места находятся в передней части кабины. Как правило, питание и напитки начинают разносить с начала в конец, и у вас будет большой выбор. Это места повышенного комфорта.

Места в 18 ряду Этот ряд — обычные стандартные места эконом класса. Но расположение возле туалетов делает их не очень комфортными. Возле вас частенько будет создаваться «очередь» в уборную и постоянное хождение людей будет отвлекать.

Места в 19 ряду Места, расположенные за аварийным выходом. Так же, как и в 8 ряду здесь много свободного места для ног. И все бы хорошо, но соседство с туалетами является, на наш взгляд, не самым лучшим. Поэтому — желтый цвет.

Места в 20 ряду Кресла, расположенные возле иллюминаторов очень комфортны. Много свободного места, есть куда и ноги вытянуть и встать можно без проблем, и в иллюминатор смотреть.

Места в 30 ряду, C и D — близость к туалетам может доставлять неудобство.

Места в 31 ряду Отдельно отметим последний, 31 ряд. Эти места не только находятся возле туалетов и возле вас частенько будет создаваться «очередь» в уборную, но и не откидываются вовсе, так как сразу за ними находится стена. Эти места худшие, берите их тогда, когда других вариантов просто нет.

Лучшие места Airbus A321 «Аэрофлот». Схема вторая

Вторая схема салона этого самолета имеет 16 бизнес и 167 экономических мест на борту. В такой конфигурации салона выполнены следующие лайнеры: VP-BJX, VP-BEW, VP-BKI, VP-BAE, VP-BAF, VP-BAY, VP-BJX,VP-BAZ, VP-BFF, VP-BJX, VP-BFQ, VP-BFK, VP-BJX,VP-BFX, VP-BJX,VP-BKQ.

На схематическом изображении указаны лучшие и худщие места в салоне. Выбирайте их по тому же принципу, что и в первом случае.

Схема салона Airbus A321 «Аэрофлот». Третий вариант

Эта конфигурация салона самая малочисленная, она используется всего на 6 бортах: VP-BAV, VP-BAX, VP-BEG, VP-BES, VP-BEA, VP-BEE. Все категории мест в салоне указаны на рисунке.

  • Внимательно изучите схему лайнера, на котором Вам предстоит лететь. Ее можно посмотреть на нашем сайте или на официальном сайте авиа-перевозчика
  • Руководствуйтесь теми советами, которые мы дали
  • На стойке регистрации уточните нюансы у представителя авиакомпании. Выскажите ему свои пожелания, где бы вам хотелось сидеть во время перелета
  • Не берите места в самом хвосте, близко к туалетам, кухне и другим техническим помещениям
  • Не берите места, сидения на которых не откидываются или ограничены в этом
  • Не берите места прямо перед которыми расположена перегородка

"Аэробус 321" — самый большой самолет семейства 320 производства концерна Airbus. Первый полет совершил в 1992 году. Производство самолетов продолжается и по сей день. По последним сведениям от компании, в 2018 году планируется собирать до 60 самолетов в месяц. По своим техническим характеристикам и обслуживанию мало отличается от прообраза — 320-го, но за счет более мощных двигателей способен перевозить большее количество пассажиров и багажа.

Самолет собирается под конкретный заказ — заказчику предлагается версия только эконом-класса с вместимостью 220 человек или бизнес/эконом с вместимостью 185 человек.

История

Прообраз 320-го французская компания начала собирать еще в 1972 году. В 90-х сначала появилась 319-я версия, основным отличием которой является укороченный на 7 метров фюзеляж. Остальные параметры повторяют 320-й. Первый "Аэробус получил фюзеляж на 7 метров длиннее прообраза и в 1992 году имел самую короткую дальность полета среди всего семейства 320-х. Потом, с модернизацией, самолет получил усиленные тормоза, более мощные двигатели и дополнительный бак, расположенный в хвостовой части салона. Первоначальная разработка не планировалась, в отличие от планов по 320-му, для создания конкуренции американцам, но появление на рынке "Боинга 757" заставило компанию пересмотреть решение по выпуску 321-го, и текущая модель, 321-200, является достойным конкурентом 757-го, немного уступая в дальности полета, но имея более просторный фюзеляж.

Первым заказчиком на самолеты нового образца стала немецкая «Люфтганза». Самолеты 321-100 улетели в ее ангары в начале 1995 года. В конце 1996 года поднялся в воздух первый "Аэробус 321-200".

Компоновки салона заказчиком

Как уже говорилось, заказчик получает на заводе одну из двух вариантов компоновок. Однако это еще не все. В процессе эксплуатации заказчику можно самому поменять количество кресел и таким образом переоборудовать самолет для перевозок большего или меньшего количества пассажиров. В документации к самолету указано, как можно перекомпоновать салон. "Аэробус 321" имеет широкий набор компоновок. От эконом-класса, где в ряду будет 6 кресел, по три с каждой стороны прохода, до бизнес-класса, где в ряд будет установлено уже 4 кресла. Также допускается компоновка в широких рамках. Существует только два ограничения — в любой компоновке самолет будет иметь 1 проход с креслами по обе стороны прохода. Второе ограничение заложено в конструкции: в конце самолета будут стоять всего 2 кресла, по одному с каждой стороны прохода, и 2 ряда напротив аварийных дверей также в любой компоновке имеют 4 кресла.

Выбор места в самолете

Даже короткий перелет может быть в тягость, если вы сели и обнаружили, что из-за конструкции лайнера спинки у ваших кресел не откидываются, или мимо вас постоянно ходят люди, направляясь в санузел. Поэтому, отправляясь в полет, вам стоит задать себе ряд вопросов. Например, такой: "Любите ли вы наблюдать за полетом?" Если любите, нужно выбирать места у иллюминаторов, имея в виду, что напротив некоторых будут расположены крылья, и все, что вы увидите — движение автоматики при взлете, посадке, изменении направления.

Таким недостатком обладают ряды с 15-го по 22-й в самолете "Аэробус 321" эконом-класса. Кроме того, 25-й ряд, будучи расположен перед вторым аварийным выходом, не имеет возможности откинуть кресло. В то же время эти места считаются идеальными для путешествующих пар, так как в этом ряду, даже в экономе, всего 4 кресла, по 2 с каждой стороны от прохода.

Но если самолет летит ночью, выбор места у иллюминаторов ничего не даст, а вот нахождение в рядах перед аварийными выходами может доставить много неприятных минут из-за заблокированных спинок. Кроме 25-го, спинки заблокированы также в 10-м ряду, но, в отличие от 25-го, тут эконом-класс включает 6 мест, по три с каждой стороны от прохода. Нумерация приведена для эконом-класса самолета "Аэробус 321". Лучшие места, кроме уже названных, находятся в 11-м ряду — два места с каждой стороны от прохода, и есть возможность вытянуть ноги. Эти места находятся за первым аварийным выходом. Пассажиры, сидящие в 26-м ряду, также смогут вытянуть ноги, при этом перед ними находится аварийный выход номер два. Так компонуются самолеты компании «Уральские авиалинии».

В то же время на официальном сайте «Люфтганзы» указано, что в 10-м ряду у 321-го лайнера всего 2 кресла — по правой стороне. Левая сторона ряда свободна.

Планы и схемы

Для лучшего понимания приведем пару схем самолетов в двух вариантах использования. Поляки гоняют только эконом-класс, немцы используют самолеты как в эконом-версии, так и в бизнес/эконом.

Так выглядит схема "Аэробуса 321" (Польша), схема салона также подойдет для иллюстрации самолетов компании «Уральские авиалинии». 321-е компания использует только в эконом-варианте. Идеальными считаются 11-й и 26-й ряды. Места у иллюминаторов в 26-м ряду, ввиду аварийного выхода прямо перед ними, могут иметь некоторые изменения. Так как в 11-м ряду всего 4 кресла, то любителям вытянуть ноги можно посоветовать и 12-й ряд — два места у иллюминаторов.

А вот для сравнения схема аэробуса, используемого компанией «Люфтганза». Немцы используют самолеты и эконом, и бизнес/эконом. Впрочем, отличаются только первые ряды. Остальное соответствует описаниям выше. 10-й ряд укороченный, за счет чего в 11-м ряду 4 места из разряда лучших. И за счет отсутствия одного места в 25-м ряду, человек, купивший место 27D, также получит возможность вытянуть ноги.

Пассажирские самолеты все чаще перестают быть роскошью и становятся востребованным и доступным видом транспорта. Скорость, удобство и возрастающая безопасность лайнеров открывают широкие перспективы для регулярного авиасообщения.

Растущий поток пассажиров повышает и требования к современным самолетам. Основное внимание уделяется вместительности, комфорту и безопасности лайнера. В идеале все эти качества должны сочетаться с относительной дешевизной производства и обслуживания.

Именно в данном направлении разрабатывалась модель А320 и ее последующая модификация А321. Несмотря на продолжительный период, прошедший с момента разработки, модель до сих пор остается востребованной для пассажирских перевозок во многих странах мира.

История разработки пассажирского самолёта Airbus A321

В 1988 году консорциум Airbus S.A.S выпустил новую модель - А320. Самолет стал первым массовым пассажирским лайнером с электродистанционной системой управления. Новая модель продолжила линейку узкофюзеляжных самолетов, начатую А300 .

Основной акцент разработки делался на экономию в сборке и вариативность пассажирских мест. Ставилась задача получить превосходство над основным конкурентом - Boeing 727 и 737. По сравнению с ними новая модель Airbus Industrie имела бы преимущество в применении цифровых технологий.

Несмотря на то, что первый самолет был выпущен в 1988 году, программа А320 официально действует с 1984. Помимо электродистанционной системы управления, имелись и другие нововведения:

  • для пилотов предусмотрены боковые рукоятки управления вместо штурвальных колонок;
  • горизонтальное оперение изготовлено полностью из композитов.

Модель Аэробус А321 была выпущена в серийное производство в 1994 году специально для увеличения вместимости пассажиров. Новый лайнер стал самым крупным в данной линейке: при разделении на два класса вмещает 170 человек, в одном - 220. Также по сравнению с А320 немного увеличена дальность перелета.

Основное производство самолетов данной линейки сосредоточено в Евросоюзе. До 2008 года сборка велась только в Тулузе, позднее подключили Гамбург - Финкенвердер. Также производство налажено и в Китае. Многие детали и запасные части производятся в России на Иркутском авиационном заводе.

Самолеты Airbus А321 остаются востребованными для многих авиакомпаний мира, несмотря на проектирование 25-летней давности. Однако ожидается, что в ближайшие годы данные лайнеры начнут сниматься с производства из-за устаревших, по сравнению с современными самолетами, характеристик.

Тактико-технические характеристики

Модели Airbus Industrie А321 остаются востребованными именно благодаря техническим характеристикам, до сих пор выдерживающим конкуренцию с современными лайнерами.

По размерам и весу данная модель имеет следующие показатели:

  • длина - 44,5 м;
  • высота - 11,8 м;
  • размах крыльев - 34,1 м;
  • площадь крыла - 122,4 м;
  • допустимая взлетная масса - до 93,5 т;
  • приемлемая посадочная масса - до 77,8 т;
  • масса пустого самолета - 48,1 т;

Airbus А321 имеет два варианта размещения пассажиров - одним классом или двумя. В первом случае эконом-классе допускается вместимость 220 человек. При разделении на эконом- и бизнес-класс, вместимость самолета составляет 170 мест.

Летные данные

Летные характеристики Аэробус А321:

  • дальность перелета при максимальной загрузке - 5000-5500 км;
  • максимальная скорость - 890 км/ч, крейсерская - 840;
  • допустимая высота полета - 11,9 км;
  • длина разбега - 2180 м;
  • пробег - 1580 м;
  • используемые двигатели - CFMI CFM56-5A/5B, 2 x 13600-15000 кгс; IAE V2500-A5, 2 x 13600-15000 кгс.

В современных сборках Airbus А321 применяются французские системы авионики EFIS. Они отвечают за контроль над двигателями и обеспечивают штатную работу бортовой электроники. Это улучшает навигацию и снижает вероятность отклонения от курса, что особенно важно при сложных условиях полета и нештатных ситуациях.

Схема салона и расположение мест

В Airbus А321 схема салона имеет два варианта расположения мест - с бизнес-классом и без него. Первый вариант используется чаще, несмотря на меньшую вместимость самолета. К примеру, в самолетах А321 Аэрофлота схема салона чаще рассматривается на его примере.

Бизнес-класс располагается в передней части самолета и занимает 16-28 парных мест. Кресла более комфортны, увеличено расстояние между креслами, что дает простор для ног. Большее разнообразие предусматривается и в выборе меню.

В эконом-классе сиденья располагаются по схеме 3х3 двумя отделениями. Кресла мягкие и удобные, хотя и не такие комфортные. Расстояние между ними составляет примерно 80 см. Однако, в зависимости от расположения, имеются и свои нюансы, о которых следует знать при бронировании билетов.

Бизнес-класс

Для бизнес-класса неудачным выбором посадочных мест считаются первый и седьмой ряды (если мест 28). В первом места близко расположены к туалетам и служебным помещениям. Помимо постоянного шума и движения, в ночное время всегда горит свет, мешающий уснуть.

Последний ряд бизнес-класса отделен от остальной части самолета тонкой перегородкой. Поэтому весь шум из эконом-класса будет слышен, что сделает отдых неполноценным.

Эконом-класс

Наиболее привлекательные места в эконом-классе расположены в ряду, следующему за бизнес-классом. Располагаясь сразу за перегородкой, они предоставляют больше простора для ног. Аналогичные свойства имеют места с отсутствующими впереди креслами: на первой схеме это 20A и 20F.

Менее привлекательными считаются места в 18 и 19 рядах. Близость к туалетам не позволяет полноценно отдохнуть из-за постоянного движения. Худшим вариантом в этом отношении считается последний ряд, где рядом с туалетом есть еще и служебные помещения.

Достоинства и недостатки самолёта

К достоинствам Airbus А321 относятся:

  • высокие летно-технические показатели, несмотря на проектирование 25-летней давности;
  • высокие показатели грузоподъемности и посадочных мест среди среднемагистральных самолетов;
  • салон отличается просторностью, что обеспечивает более комфортный полет;
  • высокая звукоизоляция обеспечивает отдых пассажиров во время полета.

К недостаткам самолета А321 относят его техническое старение. Большинство решений в конструкции и цифровом обеспечении уже не может конкурировать с современными лайнерами. В ближайшие годы ожидается постепенное сворачивание производства в пользу новой серии Airbus A320neo.

Безопасность самолёта

Конструкция Airbus А321 содержит в себе на 20% больше композитных материалов. Подобное решение повысило прочность корпуса самолета, соответственно, его безопасность в случае неблагоприятных погодных условий.

Другой аспект, повышающий безопасность лайнера - цифровое обеспечение. Компьютеризированная система навигации и управления облегчает пилотирование в случае экстренных ситуаций. Подобные вопросы считаются общими для всей линейки А321.

Однако в процессе эксплуатации не обошлось и без инцидентов. Уже на ранних стадиях использования самолетов Airbus А321 зафиксированы аварии. В 1988 году произошла катастрофа, которая была списана на ошибку пилота. Однако есть мнение, что ее причиной послужила именно компьютеризированная система управления.

Первые аварии существенно снизили привлекательность новых самолетов Airbus. С начала 2000 года количество инцидентов возросло - от мелких неполадок и до крупных аварий. Самой тяжелой катастрофой считается крушение А321 31 октября 2015 года, когда погибло 224 человека.

Модификации Airbus A321

Лайнеры Airbus А321 имеют две модификации - А321-100 и А321-200. Первая фактически и положила начало производству данных лайнеров. Ее испытания начались еще в 1993 году, позже началось и серийное производство. В конструкции применяются двигатели CFM56 и V2500.

В модификации А321-200 сделан акцент на увеличение взлетной массы и дальности перелета. Разработка началась в 1994 году в качестве прямого конкурента Boeing 757-200 . В 1996 запущено серийное производство. Обе модификации выпускаются до сих пор.

Авиакомпании использующие Airbus A321

Лайнеры Airbus А321 активно используются авиакомпаниями по всему миру.

Полный перечень представлен следующими эксплуатантами:

  • Aegean Airlines;
  • Aer Lingus;
  • Air Alanna;
  • Air Arabia;
  • Air Astana;
  • Air Busan;
  • Air Canada;
  • Air Canada Rouge;
  • Air China;
  • Air France;
  • Air India;
  • Air Macau;
  • Air Transat;
  • Airblue;
  • Airphil Express;
  • Alaska Airlines;
  • Alitalia;
  • All Nippon Airways;
  • AlMasria Universal Airlines;
  • American Airlines;
  • Anda Air;
  • Asiana Airlines;
  • Atlasglobal;
  • Austrian Airlines;
  • Avianca;
  • Avianca El Salvador;
  • Avianca Peru;
  • Avion Express;
  • Batavia Air;
  • British Airways;
  • CAA Compagnie Africaine D’Aviation;
  • Cambodia Angkor Air;
  • Cathay Dragon;
  • China Eastern Airlines;
  • China Southern Airlines;
  • Condor Flugdienst;
  • Daallo Airlines;
  • Delta Air Lines;
  • Egyptair;
  • Eva Air;
  • Finnair;
  • Frontier Airlines;
  • Germania;
  • Gulf Air;
  • Hi Fly;
  • HK Express;
  • Iberia;
  • Iberia Express;
  • Inter Airlines;
  • Interjet;
  • Iran Air;
  • Iraqi Airways;
  • JetBlue Airways;
  • Jetstar Airways;
  • Joon;
  • Juneyao Airlines;
  • Kish Air;
  • LATAM Airlines;
  • LATAM Brasil;
  • Laudamotion;
  • Level;
  • Lufthansa;
  • Maldivian;
  • Mihin Lanka;
  • Monarch Airlines;
  • Nile Air;
  • Onur Air;
  • Philippine Airlines;
  • Qatar Airways;
  • R Airlines;
  • Royal Jordanian Airlines;
  • SAS — Scandinavian Airlines;
  • Saudia;
  • Skywings Asia Airlines;
  • Small Planet Airlines;
  • Smartlynx;
  • Spirit Airlines;
  • SriLankan Airlines;
  • SWISS International Air Lines;
  • TAP Portugal;
  • Thomas Cook Airlines;
  • Thomas Cook Airlines Scandinavia;
  • Titan Airways;
  • TransAsia Airways;
  • TUIfly;
  • Turkish Airlines;
  • UNI Air;
  • VietJet Air;
  • Vietnam Airlines;
  • Volaris;
  • Vueling Airlines;
  • White Airways;
  • Windrose;
  • Wizz Air;
  • WOW air;
  • YanAir;
  • Yunnan Hongtu Airlines;
  • Аэрофлот — Российские авиалинии;
  • Ред Вингс;
  • Северный ветер;
  • Сибирь;
  • Уральские авиалинии;
  • Ямал.

Серийное производство А321 продолжается, что означает поступление новых лайнеров на службу. Однако с появлением новых аналогов можно ожидать, что производство будет постепенно прекращаться. Это не значит, что самолеты А321 исчезнут сразу, как только прекратится производство. Однако в ближайшие пару десятилетий можно ожидать постепенный их вывод из эксплуатации.