Путешествие по бельгии. Сколько стоит самостоятельная поездка в бельгию. Арендовать машину в Бельгии

Путешествовать по Бельгии очень легко и просто на поезде.
В Брюсселе есть три крупных вокзала - Северный (Nord), Центральный (Central) и Южный (Midi\Zuid). Поезда международного сообщения прибывают обычно на Южный вокзал, где налажено сообщение с Парижем, Амстердамом, Кёльном (поезда Thalys, TGV, ICE) и Лондоном (Eurostar).
Южный вокзал: Avenue Fonsny, 1060 Saint-Gilles, Belgien (Brussels-South railway station)
Северный вокзал: Rue du Progrès 76, 1030 Bruxelles, Belgique (Brussels-North railway station)
Центральный вокзал: Brussels-Central, Parochiaanstraat 15 – 23, 1000 Brussels, Belgium
Официальный сайт железнодорожных станций http://www.b-rail.be/
Поезда ходят довольно часто, все расписание на сайте. Обратите внимание, что от типа поезда зависит время в пути. Далее, хочу рассказать о некоторых особенностях, которые могут пригодиться...

Билеты можно купить на вокзале в кассе или автомате (в том числе и по карточкам).

Компостировать нигде не надо, билеты проверяют в поезде кондукторы.
Места в билетах не указаны, занимайте любые, но вот категорию "класса" надо соблюдать.
Вагоны поезда состоят из вагонов 1 и 2 класса (соответственно, разная стоимость билетов и комфортность))). Уровень класса написан на вагоне крупной цифрой. Обычно в составе поезда 1 класс - это несколько вагонов и необязательно первых.
Если вы по ошибке сели не в тот класс, то кондуктор вам порекомендует занять свой класс. Некоторые товарищи специально "ошибаются", но это пусть будет на их совести.

На указателях в Бельгии названия городов пишутся на официальных языках страны - французском и голландском, а в интернете часто встречается английское написание. Вот основные города.

Из Брюсселя в Гент (30 минут).
Удобнее всего добираться до из Брюсселя (южный вокзал - Brusseles Midi или Zuid) на поезде до станция Sint Pieters, которая похожа скорее на крепость.)) Исторический центр довольно далеко (пешком минут 45 получилось!), так что лучше всего на трамвае доехать (№1, ост. Korenmarkt (10 минут в пути).

Из Брюсселя в (55 минут)
Удобнее всего добираться из Брюсселя в Брюгге с вокзалов Центральный (Central) или Южный (Midi\Zuid), как кому удобнее, до станции Station Brugge. Минут 10 пешком до Бегинажа и Озера любви.

Из Брюсселя в (50 минут)
Удобнее всего добираться из Брюссел с Южного вокзала (Brusseles Midi или Zuid) до главной ж\д станции Антверпена (Centraal Station). Исторический центр находится в 1,5 км от вокзала. Вокзал Антверпена очень красивый, как внутри, так и снаружи. Вокруг вокзала - алмазный район, витрины ломятся от «друзей девушек» бриллиантов.)))

!!Кстати, имейте в виду, что дети до 12 лет в сопровождении родителей в ж\д билетах не нуждаются.)))

Краткое резюме: собирались в поездку долго, пролетела она быстро, и все бы хорошо, если б не так дорого!
План поездки: вечер 30 апреля, 1 и 2 мая – проживание в Брюсселе с выездом на машине в Брюгге, Антверпен, Гент и Остенде. 3 мая утро - выезд на машине из Брюсселя в Амстердам. День и ночь в Амстердаме. 4 мая – возвращение в Брюссель. 5 мая – вылет из Брюсселя в Москву.
Билеты до Брюсселя и обратно купили у брюссельских авиалиний аж в сентябре 2014 г. Так сильно заранее мы еще никогда билеты не покупали. Просто в Бельгию хотели полететь еще на майские праздники в 2014 г., но когда в марте того же года озаботились покупкой билетов, то цена была уже совсем недемократичной. Поэтому, увидев 1 сентября 2014 г. хорошее предложение от брюссельских авиалиний (32 тыс. руб за троих взрослых туда и обратно), мы не долго думая эти билеты купили. В итоге, билеты оказались самой незатратной частью нашей поездки. Единственный момент, что т.к. тариф был самый дешевый, то питание на борту самолета в его стоимость не входило. Только за плату. Лететь примерно 3.30 – мы обошлись туда без питания, на обратной дороге купили сэндвичей с собой прямо в аэропорту и купили водичку на борту.
Далее случился обвал рубля, евро стал стоить в два раза дороже, и мы уже задумывались об отмене поездки. Лучше потерять 30 тыс. рублей за авиабилеты, чем потратить на поездку нереальные деньги. Но к весне ситуация немного подуспокоилась и было решено ехать!
Визы оформляли в бельгийском визовом центре в Москве. Набор документов стандартный для шенгенской визы, кроме, пожалуй, требуемого на иностранном языке плана поездки. Пришлось составлять на английском. Также все справки с места работы и со школы предоставлялись на английском языке или с приложенным переводом (делала сама, не заверяла). Записи в визовый центр нет, особой очереди тоже не наблюдалось. Подъезжали к открытию, было человек 15. В этом же помещении и визовый центр Голландии и еще пары стран. Так что все разбились по разным окошкам. Стоимость за визы конечно кусается: отдали что-то около 13 тыс рублей за три визы включая сбор визового центра. Визу запросили мульти на год. Получили, которую и просили через три дня. Ура, точно едем!
Кстати, получение визы в визовом центре вовсе не означает, что в страну вы въедете. Окончательное решение принимает служащий на пограничном контроле. Впервые за много лет наших поездок в Европу и не только по прилету в Брюссель пограничник не отделался дежурными вопросами, куда и на сколько едете, а попросил у нас билеты, брони гостиниц. Хорошо, что я всегда с собой в сумочке вожу (не сдаю в багаж) так называемю трэвэл папку, где у меня собрана вся информация по поездке: все брони отелей, машин, билеты, страховки, план поездки, контакты гидов, страховки и проч. Честно говоря, в этот раз думала не брать эту папку с собой в сумку, а положить в чемодан, т.к. ни разу до этого она при пересечении границы не понадобилась. Но все когда-то бывает в первый раз, так что берите набор документов с собой в самолет. И конечно надо быть готовым ответить на несколько вопросов таможенника (не по-русски). И, как я поняла, такое отношение к нам в Брюсселе было не потому, что наша семья в частности вызвала какое-то подозрение. При прохождении границы за соседним окошечком наблюдали совсем ужасную сцену, когда пограничница буквально орала на пару россиян с нашего же рейса, которые пытались ей объяснить, что приехали к друзьям, поэтому брони гостиниц у них нет. На все их робкие объяснения она кричала по-английски: «Не надо меня принимать за тупую, я не тупая!». Мужчина наш видимо не очень понимал английского и начал глупо улыбаться, так пограничница просто зашлась в крике: «Прекратите смеяться!». Все были в шоке. Мы уже прошли границу, а эта пара так и разбиралась у «стакана», так что не знаю, чем там дело закончилось. В общем, будьте готовы.
Транcфер из аэропорта в Брюсселе - добирались электричкой. Идет прямо из терминала аэропорта с самого нижнего этажа. Там же находится касса для покупки билетов на поезд и терминалы самостоятельной покупки билетов. Стоит 8.50 евро в одну сторону на человека. Мы приезжали на ж/д вокзал Brussels Midi, который ближе к нашему отелю. Поезд делает остановки на вокзалах Brussels Nord, потом Brussels Center и затем Midi.
Проживание в Брюсселе остановились в отеле Novotel Midi 4*. Ну что сказать по поводу отеля? Сам отель приятный, чистый, мебель новая, непобшарпанная. Номера просторные (у нас был обычный Superior на трех взрослых), ванная комната тоже большая. Полотенца, мыльно-рыльные принадлежности имеются. Есть сейф, платный минибар. Завтраки хорошие: есть и горячее, и нарезка колбасы/сыра/рыбы, и выпечка, оладьи, овощи, соки, кофе, и проч. Но есть в этом отеле одно большое НО – это его местоположение. Он находится прямо напротив ж/д вокзала Brussels Midi, да еще и в довольно маргинальном районе города. Поэтому в окрестностях отеля полно всяких личностей: попрошаек, бомжей, кучки африканцев, толкающих в подворотнях непонятно что. А если пройтись по соседней улице в сторону центра, то вообще непонятно, в каком городе ты находишься. На этой улице одни кебабные, шаурмичные, за столиками на улице сидят только мужчины восточной наружности и что-то пьют из маленьких чашечек. И так в любое время суток. Прям Стамбул! Правда от отеля до центра можно дойти пешком. Это примерно 2 километра или 20 минут. Мы отель выбирали из соображений стоимости и, как ни странно, именно из-за близости к вокзалу, поскольку планировали либо ездить из Брюсселя на электричках, либо брать на прокат машину, а на вокзале как раз была прокатная контора и парковка. В общем, я бы наверное не посоветовала этот отель, т.к. по окружающему его району может сложиться впечатление о Брюсселе, как о прибежище различных эмигрантов. Хотя может так оно и есть. Стоил нам отель 159 евро за ночь с четверга на пятницу и по 139 евро за каждую ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье (три взрослых), завтрак – еще 11 евро с человека за день. Ночь с воскресенья на понедельник мы провели в Амстердаме. Ночь с понедельника на вторник мы также планировали провести в этом отеле и забронировали там номер (кстати, уже за 179 евро в сутки без завтрака). Но тут случилась промашка и наша и отеля. Т.к. бронировали мы по специальному предложению от системы Accord, то наше бронирование не было гарантировано кредитной картой, т.е. даже в случае отмены нами брони, мы никаких потерь не несли. Но вышло так, что возвращаясь из Амстердама в Брюссель на машине, мы попали в пробку и к 18.00 в отель опоздали. В 18.20 отель нашу бронь аннулировал, отправив нам об этом письмо по эл.почте, которое мы, сидя в машине в пробке, конечно не получили. Приехав уже после 19.00 в отель нам было объявлено, что номеров там больше сегодня нет, и предложили помочь забронировать номер в соседнем отеле 4* за 239 Евро или Ibis 3* за 139 евро. Мы не стали тратить лишние деньги, тем более, что провести в отеле нам предстояло время примерно с 8 вечера до 6 утра, и согласились на Ibis.
Отель Ibis 3* находится буквально в соседнем здании, так же прямо напротив ж/д вокзала и соответственно окружающий пейзаж там такой же как в Novotel. Сам же отель конечно проще, в номерах тебе ни сейфа, ни минибара, никаких тебе мыльно-рыльных принадлежностей, кроме шампуня и жидкого мыла, малюсенькая ванная комната, хотя сам номер (на троих) по размерам ничуть не меньше. Но в принципе чисто и тихо. Переночевали и уехали.
Вариант проживания в Амстердаме искали долго. Цены на отели 4* пугали разбегом от 250 до 350 евро за троих взрослых (без завтраков) за одну ночь. Такая сумма в наши планы никак не входила. В итоге нашли вариант размещения в апартаментах Prinsenhuis (адрес: Prinsengracht 967). Маленький апартамент с одной спальней и кухней-гостиной на 1 этаже с видом на канал обошелся в 160 Евро за ночь за троих (без завтраков). В принципе, вполне приемлемый вариант, хотя конечно квартирка очень тесная. Зато находится в 10-15 минутах ходьбы от центра. Из минусов конкретного нашего апартамента (про остальные не знаю) – стеклянная дверь в ванную комнату, которая настолько условна, что всем обитателям квартирки слышен каждый звук, который в этой комнате происходит. Хозяин апартаментов живет в этом же доме на верхнем этаже, поэтому всегда готов прийти к вам, если нужна какая-то помощь. Апартаменты убирает русскоязычная женщина, которая была очень рада видеть бывших соотечественников и все нам объяснила, пояснила по нашему месту проживания.
Аренда автомобиля, парковка, бензин и немного о правилах движения. Арендовали автомобиль примерно за месяц до поездки в прокатной конторе Europcar. Автомобиль Nissan Micra с полной страховкой обошелся в 250 евро за 4 дня (без предоплаты, оплата – в момент получения машины). Еще 317 Евро контра блокирует на кредитной карте и возвращает на нее после возврата машины. Для аренды машины нужны международные права, паспорт и кредитная карта. Офис прокатной конторы и парковка располагались в здании ж/д вокзала Brussels Midi. Весь процесс оформления занимает минут 10.
С парковками как в Брюсселе, так и в Амстердаме туго. Найти местечко на улице на платной, а тем более на бесплатной парковке очень трудно, даже практически нереально – каждое свободное место заставлено автомобилями в любое время дня и ночи. Поэтому, если вы планируете, как и мы, перемещаться на машине, то о парковках нужно позаботиться заранее. Идеальный вариант – это парковка в вашем отеле. В Novotel Brussels Midi такая была и стоила 20 евро в сутки. Также рядом с нами в Брюсселе была крытая парковка прямо на ж/д вокзале Midi, где мы брали в аренду машину. Парковка прокатной конторы – это минус 5 этаж, а обычная парковка – это минус 2,3 и 4 этажи. Но стоимость там кусачая – 37 евро сутки. Рекорды побили парковки в Амстердаме: припарковаться на улице в карманчике возле наших апартаментов (благо оказалось свободным место) стоило 45 евро за 24 часа (или 5 евро в час). Крытая парковка неподалеку стоила вообще 55 евро! Парковки в Антверпене, Брюгге и Остенде гораздо дешевле.
Бензин 95 марки стоит в среднем 1,50 Евро за литр. Заправок в самом городе (в Брюсселе) как-то немного, трудно найти, поэтому лучше заправляться на трассе.
В городах скорость движения на автомобиле ограничена 50 км/ч, а в активных пешеходных и туристических зонах может быть вообще 30 км/ч. Передвигаться с такой скоростью было очень непривычно и тяжело. Причем превышать эти лимита не рекомендуем, т.к. даже превышения на 1-2 км/ч – это штраф порядка 60 Евро. При этом вы вряд ли встретите на дорогах хоть один полицейский патруль, но камеры там повсюду. По трассе можно ехать со скоростью 120 км/ч.
Поезда. В принципе путешествовать по Бельгии и в соседние страны можно и без машины, воспользовавшись пригородными и международными поездами. Ходят они часто, маршрутов много. На этапе планирования поездки мы думали по Бельгии перемещаться на машине, а в Амстердам ехать из Брюсселя на поезде. Вроде по времени ехать недолго (порядка 1ч 50мин) и хлопот, которые обычно возникают с вариантом личного автомобиля, никаких. Примерно за 1,5 месяца до поездки на сайте железных дорог Бельгии можно было купить относительно недорогие билеты из Брюсселя до Амстердама по цене 29 евро в одну сторону на человека. Но мы побоялись покупать билеты заранее, не имея на руках виз. Когда же мы визы получили, то цена на ж/д билеты в том же направлении (на интересующие нас по времени поезда) стоили уже минимум 45 евро в одну сторону с человека, что на нашу семью за поездку до Амстердама и обратно выходило больше 250 евро, т.е. больше стоимости аренды машины за все 4 дня. Поэтому вариант с поездом пришлось исключить. Хотя если озаботиться билетами сильно заранее, то вполне можно ездить и за приемлемые деньги. Посмотреть возможные дешевые тарифы можно на этом сайте: https://www.b-europe.com/Travel/Promotions/LowestFares/GeneralLFF#/stepJourneyPreferences.
Что посмотрели. В Брюсселе, Брюгге и Амстердаме гуляли с частными гидами, которых сами нашли на сайте Tourister. Выбор там большой, только договариваться с понравившимся вам гидом лучше заранее, особенно, если ваша поездка приходиться на праздничные дни. В Антверпен и Остенде ездили сами (использовали карту и путеводитель). До планируемого Гента, к сожалению, не доехали. По сути, в Бельгии у нас было всего два полных дня, и успеть везде просто не получилось. В Амстердаме помимо пешей экскурсии с гидом плавали по каналам на лодке. Честно говоря, нам показалось это сомнительным развлечением. При стоимости трех билетов за 54 Евро за часовую прогулку, смотреть особо нечего – ряды практически одинаковых (пусть и симпатичных) домиков вдоль каналов. Даже аудиогид (на русском), который был на лодочке, никакой особо ценной информации не предоставлял – так, общие фразы. Плюс еще весь этот час лил дождь, поэтому обзор из окошек судна был весьма ограничен. Но отговаривать никого от такой поездки не буду. Может быть в другое время дня, при другой погоде это было бы приятнее. По возвращении из Амстердама в Брюссель заехали в парк тюльпанов Кекенхов, что примерно на расстоянии 30 км от Амстердама http://www.keukenhof.nl/en/. Стоимость билета на одного взрослого – 16 Евро, парковка – 6 евро. Там конечно очень красиво! Но и народа тоже очень много! На подъезде к парку пришлось постоять в пробке около 30 минут. Так много было желающих. Но парковка около парка там огромная – по сути дела обычное поле, так что места всем хватит. Только учитывайте, что парк работает на время цветения тюльпанов с 20 марта по 16 мая. В другое время года вы там такой красоты не застанете.
Еда. Вопрос питания для моей семьи всегда очень актуальный. Кушать мои мужчины любят, едят много, приемы пищи не пропускают (уж скорее пропустят экскурсию) и фаст-фуда стараются избегать. Я тоже считаю, что знакомство со страной невозможно без знакомство с ее кухней, традициями еды и питья. Поэтому стараемся информацию о ресторанах в каждом городе найти заранее и в некоторых случаях даже забронировать перед поездкой. В случае с Брюсселем и Амстердамом это оказалось особенно актуальным, поскольку вечером в праздничные и выходные дни найти столик в более или менее приличном ресторанчике практически нереально. Нам с местами помогали наши гиды, они заранее еще на этапе переписки предлагали варианты ресторанов, помогали забронировать столики. Средний счет на троих в таких заведениях у нас выходил порядка 90 евро за обед или ужин. Это, как правило, по закуске/салату (8-13 Евро) и по горячему (16-23 Евро) на каждого человека. С алкоголем. Средняя стоимость 0,5 разливного пива – 4-5 Евро. Примерно столько же за бокал вина. Естественно речь идет о ресторанах в центре города. Если отойти от центра подальше и выбирать заведения попроще, то конечно питание обойдется вам дешевле.
ИТОГО. В общем, поездка получилась интересной, вполне приятной и не очень напряженной. Однако общая сумма наших расходов на нее (семья из трех человек включая совершеннолетнего ребенка) составила около 3500 Евро. Это при том, что никаких покупок (даже сувениров) мы не делали. Только несколько кусочков сыра купили в Амстердаме и пару бутылок алкоголя и сыр на вылете в магазине дьюти фри. На наш взгляд ценник за 6 дней (из которых только четыре полных) просто космический. И только этот досадный факт не позволяет дать поездке оценку «отлично».

Самостоятельная поездка в Бельгию позволила мне добраться из Брюсселя во Фландрию, увидеть достопримечательности Гента, оценить собор, церкви и замок Гравенстин, узнать, где можно недорого поесть в Генте. Хотите знать больше - читайте отчёт о поездке по Западной Фландрии

Как показывает статистика, основными целями большинства туристов, направляющихся в Бельгию, являются Брюссель и Брюгге. Тем не менее, старинный Гент, расположенный на полдороге между двумя наиболее популярными бельгийскими городами, успешно перехватывает часть турпотока. «Раз уж ехать предстоит мимо него, почему бы не поглазеть на историческое ядро», - так рассуждают многие, и оттого выделяют на достопримечательности Гента всего несколько часов, стремясь ещё успеть в Брюгге. Я и сам грешен, поскольку примерно в том же духе выстроил свою первую поездку по Бельгии. Понимание того, насколько интересна гентская история, культура и архитектура, пришло потом. Так что утрамбовать прогулку по Генту в несколько часов можно, вот только стоит ли так делать? Тут и недели не хватит, чтобы как следует изучить многочисленные достопримечательности. Если уж принято решение добраться из Брюсселя до Гента, ехать надо как минимум на целый день…

Временем основания поселения Ганда считается V век, когда на месте, где сливаются две реки, Шельда и Лиса, поселились племена франков; вроде как название переводится как «слияние». Городом Гент стал много позже, в XI-XII веках, разбогатев на производстве ткани. Ткачи использовали главным образом английскую шерсть, и оттого торговые связи с Туманным Альбионом оказались более тесными, чем с соседней Францией. Из-за этого горожане претерпели немало бед, стараясь угодить и французским королям, и графам Фландрским, и правителям Британии. Во время Столетней войны Генту пришлось нелегко, так как больше половины его граждан жило за счёт ткачества, и военные действия в корне подрывали экономику. Доставалось городу и позже: даром, что испанский король Карл V был гентским уроженцем, свою родину он не любил и всячески её изводил. Во времена Реформации местные католики старательно преследовали протестантов, и о былом процветании Генту пришлось забыть. Торговля, промышленность и политическое влияние ушли к Антверпену и Брюсселю, на долю гентцев выпало вспоминать о прошлом величии. Тем не менее, горожане не упали духом, и смогли выпутаться из всех неприятностей. Сейчас Гент – одно из самых приятных мест Бельгии, прекрасно приспособленное для нужд туристов. Исторический центр занимает огромная пешеходная зона, гулять по которой необычайно приятно. Дома, улицы и достопримечательности Гента заслуживают только тёплых слов…

Поскольку добраться до Гента от Брюсселя проще, чем отнять конфетку у младенца, народа по этому маршруту едет обычно видимо-невидимо. К счастью, поезда уходят из бельгийской столицы часто, порой по несколько штук за час, так что проблем с местами нет. Проблемы могут быть с покупкой билетов, так как вокзалы Брюсселя, особенно Brussel-Centraal, вечно переполнены людьми. На крайний случай, можно сесть в состав и без билета, только надо будет найти контролёра до того как он заявится в вагон, тогда удастся избежать штрафа и лишь немного, 3 евро, доплатить за оформление проездного. Дорога занимает порядка 35 минут, рассчитывать на то, что проверки не будет, вряд ли можно, а штрафы ого-го какие. Второй нюанс: чтобы добраться до Гента из Брюсселя, большинство народа использует прямые рейсы и оттого выходит на станции Gent-Sint-Pieters. Между тем, этот вокзал не справляется с пассажиропотоком и, что немаловажно, расположен очень далеко от исторического центра. Поэтому разумным ходом будет пересадка сразу после прибытия на другой поезд, идущий на станцию Gent-Dampoort. Та находится чуть восточнее городского ядра, ближайшие достопримечательности Гента оттуда в десяти, максимум пятнадцати минутах ходьбы. При этом поездка на любой из вокзалов от Брюсселя стоит одинаково, 8.90 евро в одну сторону.

Если же всё-таки судьба сложилась так, что вокруг сплошь Gent-Sint-Pieters, отчаиваться не надо: 40 минут пешего хода, и дело в шляпе. Альтернативой служит местный транспорт - трамвайные пути пересекают привокзальную площадь. Чтобы добраться в центр Гента после приезда из Брюсселя, надо сесть в вагон первого маршрута. Годятся также линии 21 и 22, но они идут по длинной траектории, так что «единичка» в чести. Билеты на трамваи и автобусы Гента можно купить прямо в салоне, они стоят 2 евро. Если же турист смыслит в технике, тогда он может приобрести оплатить проезд заранее, и в этом случае заплатит за дорогу только 1.30 евро. Одиночный билет позволяет ездить по всей транспортной сети в течение часа после компостирования и делать пересадки без ограничений. Дневная карточка даёт больше свободы, однако она стоит 6 евро (или пятёрку, если покупать её заранее), то есть как три отдельных поездки. А куда, спрашивается, ездить, коли все важные достопримечательности Гента сосредточены в историческом центре?! И уж подавно нет никакой необходимости приобретать рекламируемый местными властями проездной «Lijnkaart ». По нему проезд обходится дешевле всего, в 90 евроцентов, но возня с оформлением отбивает всякий интерес и чтобы окупить расходы потребуется кататься по городу несколько дней.

Кстати, транспорт Гента часто заставляет туристов из России оторопело чесать в затылке: на вагонах четвертого маршрута ясно написан пункт назначения «Moscou »… Трамвай из Бельгии до Москвы это даже круче, чем междугородный троллейбус между Симферополем и Ялтой. На самом деле, линия проложена в промышленный пригород, где есть Московская улица, так что обольщаться не след...

Чтобы закончить с транспортом и перейти к осмотру интересных объектов, скажу несколько слов про вокзал Gent-Sint-Pieters. Это вторая по количеству проходящих пассажиров станция Бельгии, и людей в её залах толчётся просто бесчисленное количество. По большей части это туристы, плохо соображающие, что к чему, поэтому, например, очередь в кассу может отнять минут так 30-40. Лучше всего запастись проездными заранее, иначе наверняка придётся пропустить несколько поездов, а то и опоздать куда нужно. Отчасти скрасить ожидание может красивое оформление здания, украшенного мозаиками и импозантного как снаружи, так и внутри. Да, памятуя, как важен для многих вопрос, есть ли на вокзале Gent-Sint-Pieters Гента камера хранения, сразу скажу, что автоматические ячейки есть, есть и ручное обслуживание, так что оставить вещи перед, скажем, переездом в Брюгге вполне можно.

Чего на главной городской станции нет, так это туристического офиса, и оттого карта Гента должна быть запасена заранее. Делом в том, что от привокзальной площади отходят несколько улиц, и самая вроде бы перспективная из них, Koning Albertlaan, никуда толком не приведёт. Чтобы добраться в центр и увидеть главные достопримечательности Гента, лучше выбрать Koningin Elisabethlaan, её створ примерно на 2 часа от вокзала, если вообразить перед собой циферблат; ориентиром также могут стать трамвайные пути. Дорога постепенно перейдёт в Kortrijksesteenweg, а там уже и старинные кварталы начнутся. Что касается карты, то туристический офис Гента расположен по адресу Botermarkt 17, это под боком у городского собора. Большой надобности его посещать нет - раз уж человек дошёл в центр, значит, он способен сориентироваться на местности. Ассортимент турофиса исчерпывается брошюрами на голландском и французском, англоязычных материалов очень мало, про русский язык лучше и не вспоминать. По идее, в конторе можно купить путеводитель по Генту, только зачем это делать, раз все нужные описания будут изложены ниже?..

Лично на мой взгляд, турофис полезен лишь тем, что в нём продаётся карточка Гента. Она стоит довольно дорого, 30 евро, но даёт право прохода в такие интересные места, как замок Гравенстин, собор святого Бавона, ратуша, и прочие достопримечательности Гента. Учитывая, что билет в крепость стоит 10 евро, осмотр собора влетит в 4 евро, экскурсия на катере по каналам Гента обойдётся как минимум в 6.50 евро, понятно, что «Gent Card » быстренько окупится даже в течение одного дня, а она действительна 48 часов или даже 72 часа, если речь идёт про версию за 35 евро. Кроме того, свою роль играет и бесплатный проезд на транспорте…

Стоит, впрочем, учесть, что поездки по каналам Гента могут быть разные. В стоимость «Gent Card » включён самый простой тур длительностью 40 минут. А компании, организующие экскурсии по Генту, предлагают осмотреть с воды не только средневековую архитектуру, но и более современные районы. Такой вояж длится полтора часа и стоит 9.75 евро. Среди прочих фирм выделяется «De bootjes van Gent », в чьих лодках трансляция ведётся также и на русском языке по желании клиента. Билеты на круизы по каналам Гента обычно можно купить прямо перед отправлением на причале, однако лучше всё-таки озаботиться этим вопросом заранее, чтобы не остаться ненароком без места.

Местом отправления водных экскурсий по Генту служит красивейшая набережная Коренлей, вместе со своей визави Граслей формирующая самый дивный из городских ансамблей. Увидев эту парочку, трудно не согласиться с людьми, прозвавшими район «фламандская Венеция». Хотя берега облицованы камнем, многие дома на набережной всё-таки уходят в воду, а поскольку это гильдейские постройки, то вид открывается действительно потрясающий. Дополняют выигрышный антураж прогулочные катера, витрины магазинчиков, столики многочисленных кафе, словом, настоящая Венеция, пусть и по-фламандски…

Оторваться от созерцания панорам Граслей-Коренлей трудно, но сделать это надо, потому как настала пора осматривать достопримечательности Гента. Первое из крупных зданий уже рядом, это церковь святого Михаила, основанная ещё в XII веке. После того как за следующие столетие здание дважды сгорало дотла, горожане, не иначе, устали его восстанавливать и выстроили новый храм, из камня, сделав его больше и вместительнее первой версии. Планировалось украсить церковь святого Михаила внушительной колокольней, однако церкви сильно досталось во времена противостояния католиков и протестантов, так что жителям Гента с трудом удалось кое-как отреставрировать историческую постройку, а уж про надлежащее оформление башни пришлось забыть. Вместо полагавшегося ей по проекту шпиля была устроена плоская крыша, так что сейчас храм выглядит так, словно ему обрубили верхнюю часть…

На другом берегу реки площадь Korenmarkt украшает коллега церкви святого Михаила по несчастью, церковь святого Николая. Её тоже следовало бы увенчать шпилем, и тогда храм стал бы куда краше. Громадным зданием местная община заменила церквушку романских времён, в соответствии с архитектурной модой XIII века оформили здание в готическом стиле. На внешнем облике церкви положительно сказалось использование серо-голубого камня, добытого в карьерах близлежащего городка Турнэ. После проведённой в полсотни лет назад, Sint-Niklaaskerk смотрится прекрасно.

Двигаемся дальше в глубину застройки, ведь на тылах храма находится важнейшая достопримечательность Гента, гордость и краса горожан, колокольня Беффруа, также известная как Бельфор. Обзавестись подобным сооружением считали своим долгом все города Бельгии, пользовавшиеся правами самоуправления. Символ независимости оформляли по-разному, гентцам пришлась по душе громадин, чуть-чуть не дотянувшая до стометровой отметки. Возводили Бельфор довольно долго, работы стартовали в первой четверти XIV века и затянулись почти до конца столетия. Зато конструкция вышла на загляденье и, что немаловажно, её можно было использовать как сторожевую вышку. Сейчас колокольня Беффруа доступна для посещения, хотя подъём по многочисленным ступеням потребует изрядных усилий. Заплатившие 6 евро за входной билет имеют также право осмотреть гентский музей колоколов, занимающий два яруса сооружения.

Чуть поодаль от одной стометровой конструкции высится другая, это третья по счёту городская доминанта, колокольня собора святого Бавона. Но прежде чем двигаться к ней, надо воздать должное облику городской ратуши, стоящей чуть левее, на Poeljemarkt. Ради строительства нового административного комплекса городские власти выкупили несколько старых домов, снесли их и приготовились реализовать весьма амбициозный проект. Вот только за период с 1519 по 1539 годы строители смогли управиться только с одним крылом, заняться вторым помешало восстание горожан, и работы продолжились только много лет спустя. Из-за этого ратуша Гента выглядит несколько странно, совмещая черты готического стиля и явное влияние итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Тем не менее, редко кто из туристов не делает несколько фотографий столь неординарной достопримечательности Гента.

Теперь пора дойти до собора, но сразу это сделать не получится: придётся пересечь Sint-Baafsplein, а она обставлена на редкость симпатичными домами – задержка для съёмки обеспечена. Кроме того, в центре площади стоит крупный памятник, возвышающийся над заполненным водой бассейном. Это монумент в честь Яна Франса Виллемса, возглавлявшего в XIX веке национальное движение фламандцев против французского засилья. Считается, что именно его трудами Бельгийское королевство стало двуязычным, уравняв жителей Фландрии в правах с валлонами. И, между прочим, мускулистый дядя на пьедестале вовсе не Виллемс – это своего рода символ раскрепощенной фламандской культура, тогда как протагонисту достался всего лишь скромный медальон с портретом на цоколе памятника.

Другой заметной приметой площади перед собором святого Бавона являются конные упряжки. Один болван из тех, кто ложку в ухо несёт, травил в Интернете байки, будто лошади несутся по городу вскачь, чуть не сшибая прохожих. Конечно же, это чистая ерунда, повозки движутся неторопливо, давая ездокам рассмотреть красивые здания во всех подробностях. Время конной экскурсии по Генту стандартно, 30 минут, цена тоже стандартная, 30 евро. Если помнить, что в каждую коляску может поместиться 5 человек, цена на каждого пассажира получится ерундовой.

Теперь пора обратить свой взор на собор Гента. Это одно из лучших зданий старинного города, и едва ли не самый красивый храм Бельгии. Трудно переоценить его религиозное значение, да и по части архитектуры немногие постройки страны могут с ним сравниться. Громадное здание считается правопреемником небольшой церквушки свято Иоанна, занимавшей место в центре Гента начиная с X века. Ту постройку неоднократно перестраивали и расширяли, дополняли новыми элементами, убирали старые. Романскую архитектуру сменила готика, сперва французская, потом чисто фламандская, особенно заметная в облике колокольни. Третий этап строительства храма занял вторую половину XVI века, однако и это было ещё не всё: в ходе следующих переделок здание получило дополнительно черты Возрождения и барокко. К тому времени церковь уже успели переосвятить в честь святого Бавона, небесного покровителя Гента, и возвысить до уровня собора епархии.

Интерьеры здания заслуживают самых лестных слов, один только барочный алтарь чего стоит, а ведь ещё есть множество картин, созданных Рубенсом и другими известными живописцами. Но главной жемчужиной, заставляющей сердца гентцев трепетать от гордости, является триптих «Поклонение божественному агнцу», шедевр религиозного искусства, созданный братьями Яном и Хубертом ван Эйками. Одна из самых известных работ фламандской живописи была написана в первой половине XV века. Распахивающийся наподобие складня мини-алтарь предназначался для оформления капеллы местного богача Йоса Вейдта. Многие художественные приёмы, использовавшиеся братьями-художниками, произвели в то время фурор – не будем забывать, что на дворе стояло весьма дремучее средневековье. Особо поразили современников обнажённые фигуры Адама и Евы, чистое безобразие по тогдашним меркам.

Чтобы увидеть главное украшение гентского собора, придётся отдать в кассу 4 евро. Заодно можно будет и незаурядные интерьеры храма изучить.

Когда осмотр громадного храма подойдёт к концу, не стоит сразу расставаться с районом и брать курс на замок Гравенстин. Средневековая крепость никуда не денется, а вот интереснейший дом Герарда Дьявола может выпасть из поля зрения. Geeraard de Duivelsteen находится к востоку от собора Гента, представляя собой крупную постройку, встающую из вод очередного канала. Изначально готическая архитектура постройки образца XIV века претерпела впоследствии изменения, и сейчас она выглядит иначе, чем во времена, когда рыцарь Герард Вилейн велел выстроить себе каменную резиденцию. Был он тёмен лицом и чёрен волосами, типичный дьявол согласно понятиям средних веков, и молва быстро обвинила его в смерти супруги, да ещё и не одной, а целых пяти. Мрачная аура постройки сказалась на её судьбе: внутренние помещения через некоторое время занял дом для умалишённых. Сейчас внутри устроен городской архив, учреждение вполне мирное, а вот грозная наружность дома Дьявола никуда не делась…

Настало время забирать к северу, и хотя добраться до замка Гравенстин можно напрямик, следуя улице Nederpolder, я рекомендую продолжить экскурсию по Генту походом сперва по Bisdomkaai, потом по Sint-Jacobsnieuwstraat. Тогда удастся увидеть ещё несколько пару интересных объектов. Во-первых, перед глазами предстанет церковь святого Якова, старый храм и интересной внешностью. Его построили в XI веке и был он деревянным, выдержанным в романской стилистике. Позднейшие переделки привели к появлению готических черт, а реставрационные работы Нового времени дополнили облик церкви святого Якова барочными мотивами. Вот такая вышла катавасия, и это при том, что многие деревянные конструкции, заложенные изначально, всё ещё в строю…

Выйдя из храма, надо обойти справа или слева небольшой квартал старинных домов, и тогда взору откроется пространство бывшей площади Пятничного рынка. Её переименовали в честь известного гентского патриота Якоба ван Артевельде, возглавившего противостояние горожан с могущественными королями Англии и Франции. Его трудами граф Фландрии утратил власть над Гентом, и целых восемь лет всеми городскими делами заправлял обычный купец. Ну ладно, не совсем обычный, а гильдейский предводитель, но его карьера всё равно нонсенс по средневековым меркам. Одно время Артевельде удавалось весьма ловко лавировать между интересами французов и англичан – одни были близко и угрожали войной, со вторыми Гент вёл бойкую торговлю, и отказываться от неё не хотел. Кончилось всё плохо: новоявленный правитель был убит своими же земляками, тем не менее, память о нём сохранилась в основном благоприятная. Оттого и появился в 1863 году памятник, изображающий главу гильдий в очень солидном виде. Стоит обратить внимание на фигуры по углам пьедестала, это олицетворения соседей Гента, создавших вместе с ним союз четырёх городов.

Теперь самое время повернуть к западу и перейдя реку свернуть налево, чтобы по набережной Kraanlei выйти к замку Гравенстин. Мрачноватая твердыня была выстроена рядом с центром Гента в последней четверти XII века, когда граф Фландрии Филипп решил показать горожанам, кто в доме хозяин. Замок двести с лишним лет использовался местными правителями в качестве резиденции, потом графы съехали на радость всем гентцам, а те заняли цитадель под хозяйственные службы. К XV столетию Гравенстин окончательно утратил военное значение, и его одно время планировали снести, однако разум возобладал, и сейчас трудно представить список достопримечательностей Гента без этой грозной громадины. Внутри замка устроен музей, желающие, готовые отдать 10 евро за билет, могут оценить мощь укреплений и размеры помещений, а особый интерес у туристов неизменно вызывает камера пыток, обставленная как положено – аж дрожь пробирает…

Закончив изучать замок Гравенстин, надо чуток пройти вдоль набережных, сперва по Augustijnenkaai, потом по Sint-Antoniuskaai. Тогда перед глазами предстанет необычный памятник человеку, держащему кукиш за спиной. Это изображён один из представителей местной элиты – император Карл V , пытаясь привести город к покорности, приказал самым видным деятелям гентской верхушке пройти по улицам в исподнем и с петлями на шее. Подданные приказ выполнили, но при этом держали в кармане фиги, демонстрируя, что ни в грош не ставят злокозненного монарха. В память об этом событии каждый год по Генту босиком дефилируют полураздетые граждане, так называемые «носители петли».

Монумент De Stroppendrager соседствует с воротами Работ. Когда-то в гентских укреплениях было прорезано несколько проходов, но до наших дней большинство средневековых сооружений не дожило. Конкретно эта постройку возвели в конце XV века, и хотя ворота Работ смотрятся как сухопутные, они в своё время перекрывали путь по реке. Потом её русло упрятали в канал, а грозная конструкция сурового вида осталась стоять и две её башни напоминают про трудные времена войн и конфликтов.

Пора пуститься обратно в сторону центра, чтобы посмотреть ещё кое-какие достопримечательности Гента. Например, если пройти по улице Gravin Johannastraat в сторону Begijnhofdries, то район Бегинаж порадует живописными пейзажами. К тому же можно будет увидеть церковь святой Елизаветы, исключительно выдающееся здание. Его заложили ещё в 1234 году, и пусть тот старинный храм не сохранился, новая версия образца XVII века смотрится очень стильно. Церковь гармонична донельзя, и красный кирпич, из которого она сложена, формирует единый ансамбль с окрестными домами.

По дороге в центр, если речь шла о тех, кто решил добраться из Брюсселя в Гент через вокзал Sint-Pieters, можно было увидеть кое-какие симпатичные здания, и нынче, когда собор и другие главные достопримечательности Гента уже осмотрены, настало время познакомиться поближе с объектами второй величины. Например, обратить внимание на Дворец юстиции, украшающий набережную Kuipgat. Стильное здание было построено в середине XIX века, и впоследствии приукрашено. Например, в первой трети двадцатого столетия фасад получил серию колонн, статуи, изображающие судебный процесс, добавили ещё позже. Получилось очень даже неплохо, и не зря здание внесли в список особо важных монументов культурного наследия Бельгии.

Хорош также оперный театр, выстроенный в период с 1837 по 1840 годы. Его неоклассический фасад, разработанный архитектором Луи Роланом, весьма украсил квартал Schouwburgstraat.

Я ещё рекомендую сунуть нос в старинный квартал Бейлоке. Лично мне очень понравились тамошние здания местного университета, пусть и выстроенные не так уж давно, но выглядящие вполне по-средневековому. Кроме того, аббатство Бейлоке и впрямь средневековое, его построили в XIV веке и оно считается одним из лучших образцов архитектуры того времени. Не забудем и про экспозицию музейного центра, обустроенного по последнему слову техники…

Из квартала Бейлоке я проложил путь по проспекту Charles de Kerchovelaan, названному в честь одного из гентских бургомистров, и вышел зелёному массиву, обозначенному на карте как парку Цитадели. Долгое время на этом месте стояла всамделишная цитадель, и военные противились её сносу вплоть до последней четверти XIX века. За следующие десятилетия территорию несколько раз переоформляли и благоустраивали, так что теперь она выглядит превосходно. Тут и цветники, и пруды, и затейливо изгибающиеся дорожки, и даже ботанический сад имеется, для него выгорожен отдельный уголок.

Прогуливаясь по пару Цитадели, не забудьте выйти на его северо-восточную сторону, туда, где к проспекту Charles de Kerchovelaan примыкает улица Kunstlaan . Там расположен импозантный ансамбль, весьма смахивающий на дворец. На самом деле речь идёт про комплекс из нескольких казарм, носящий имя короля Леопольда Бельгийского. Трудно сказать, что заставило власти пригласить для оформления сугубо военных объектов выдающихся архитекторов, но те постарались на славу.

Если есть желание, можно по Kunstlaan пройти дальше вперёд и попасть на Sint -Pietersplein , где стоит церковь святого Петра. Когда-то она принадлежала бенедиктинскому аббатству, вот только счастья это зданию не принесло. Наоборот, вместе с монастырём храм не раз подвергался разграблению – то от набега викингов, то от проделок протестантов, то от нашествия французов. В общем, стойкость церкви, заложенной в 975 году, заслуживает уважения. Также заслуживает уважения и его архитектура: на старинном фундаменте в 1629 году возвели постройку в стиле барокко, а спустя полтора века её облик дополнили колонны в неоклассическом стиле. Вышло не очень гармонично, зато выпечатляюще.

Поскольку поход к церкви святого Петра уходит в сторону от дороги к вокзалу, скорее всего, последним объектом осмотра станет не она, а храм святого Павла на Deynestraat . Он оформлен в неороманском стиле, и благодаря искусству архитектора Вальке, занимавшегося проектом, здание удачно вписалось в городской пейзаж. Даже и не скажешь, что оно выстроено в 1930-х годах, ведь старинная стилистика соблюдена весьма точно.

Достопримечательности Гента включают также музеи, среди которых выделяются Музей изящных искусств и расположенный рядом с ним Музей современного искусства, плюс Музей дизайна и другие культурные учреждения. Что ж, нельзя объять необъятное, и, по-моему, для однодневной экскурсии из Брюсселя в Гент программа и без того вышла насыщенной. Так что о музеях как-нибудь в другой раз, за один день, с учётом того, что надо ещё добраться в Гент из Брюсселя и вернуться обратно, посмотреть ещё больше мест уже не получится…

Прогулка по Генту принесла мне немало приятных воспоминаний, и вдобавок город напоследок порадовал шоппингом. Мне уже довелось на собственной шкуре узнать, как сложно в Бельгии найти продуктовые супермаркеты, а тут подходящая точка нашлась почти что в самом центре. Так что рекомендую по дороге к историческому ядру от вокзала Sint-Pieters заглянуть в супермаркет «Spar » по адресу Kortrijksepoortstraat 82. Там можно недорого купить продукты, чтобы поесть в центре Гента, да и про огромный выбор бельгийского пива грех будет не упомянуть.

К сожалению, мне из-за насыщенного графика не удалось продегустировать местную кухню, отведать знаменитый гентский суп ватерзой, и другие типично фландрские блюда. Центр города буквально напичкан ресторанчиками и кафе, так что если удастся выкроить час-другой, то всегда найдётся, где поесть в Генте, пусть и не очень дёшево. За дешевизной пожалуйте на окраины, к продавцам шавермы и кебаба…

Заканчивая рассказ про интересные места и достопримечательности Гента, хочу сказать, что если не удаётся выделить на город целый день, а только несколько часов, лучше вообще забыть про него: прикосновение к средневековой истории не терпит суеты…

Что русские туристы знают о Бельгии? Центр Евросоюза, страна шоколада и пива. Но на самом деле этот маленький уголок Европы таит в себе настоящее историческое волшебство, хотя турфирмы и не считают это место, олицетворяющее всю европейскую культуру, достойным полноценного пребывания хотя бы в течение недели.

Путешествующие через турагентства обычно проезжают Бельгию мимо, бегло осматривая страны Бенилюкса. В этот раз копнем поглубже и в рамках разумного по цене путешествия попытаемся спланировать максимально интересный маршрут, включая архитектурные памятники, места, где можно купить самые качественные бриллианты, редчайшее монашеское пиво, самый настоящий бельгийский шоколад. Так как поехать в Бельгию самостоятельно?

Любое путешествие начинается с покупки авиабилетов и бронирования отелей. Сразу стоит оговориться, что о билетах нужно думать очень заранее, иначе есть риск невыгодно потратить деньги.

Покупаем авиабилет в Брюссель

Отслеживать билеты лучше начать как минимум за 3-4 месяца до долгожданного путешествия, для этого в помощь замечательный ресурс Skyscanner , благодаря которому можно сравнивать цены разных авиалиний. Возьмем, к примеру, даты с 1 по 7 сентября. В это время в Бельгии замечательная теплая погода, однако не слишком жаркая, чтобы стать помехой долгим прогулкам по старым городам.

Итак, самый дешевый авиабилет из Москвы в Брюссель через Brussels Airlines без пересадок стоит всего 8500 рублей в обе стороны . Берем!

Определяемся с проживанием

Далее для получения визы и путешествий без сюрпризов необходимо определиться с проживанием. Любой самостоятельный путешественник знаком с сервисом booking.com .

Путешествуя через турагентства, вы вряд ли когда-нибудь сможете выбрать для проживания действительно то, что вам понравится. Обычно туристов приманивают «звездами», хотя на практике они ничего особо не значат.

Для самостоятельного путешественника, который в поездке хочет сэкономить деньги на еде, замечательным вариантом станут апартаменты с кухней или мини-кухней. Вечером можно будет поужинать в ресторане, а пожарить яичницу с утра и приготовить несколько бутербродов, оладий и пр. для дневных прогулок можно и самостоятельно, неплохо на этом сэкономив.

Взять, к примеру, вот этот замечательный вариант: RealtyCare Flats Grand Place , который находится в 400 метрах от главной площади Брюсселя Grand Place.

Стоимость этих апартаментов за 6 ночей – 24 тыс.рублей на двоих. Стоит отметить, что в апартаментах останавливаться дешевле, если путешествовать вдвоем, так как они редко рассчитаны на одного человека.

Можно снять полноценную квартиру и у реального владельца . Можно найти квартиру, сопоставимую по цене с апарт-отелем, и по одним только фотографиям можно понять, что жить у местных куда приятнее.

Снимать квартиру у местных – невероятный опыт, который стоит самостоятельного поиска подходящего места переночевать. Имея даже базовые знания английского (немецкого, французского, голландского – в основном бельгийцы знают, как минимум, эти три языка, тем более, что все они официальные), можно столько узнать о стране и городе, что никогда не расскажет ни одно турагентство. А если знания иностранного языка позволяют вам без проблем общаться, то это замечательный способ погрузиться в культуру и узнать кое-что новое о менталитете любого иностранного народа.

Получение визы

Переходим к самому неприятному моменту для любого путешественника – получение визы.

В целом, бельгийского посольства бояться не стоит. Набор документов стандартный – визовая анкета, брони отелей, билеты, справка с работы, выписка из банка, и т.д. При сложном маршруте рекомендуется составить маршрутный лист.

Интересная особенность состоит в том, что визовая анкета должна быть заполнена на английском, голландском или французском, перевод остальных документов лишним не будет.

Подавать заявление можно непосредственно в консульство в Москве или в один из визовых центров в других городах России. Сама виза обойдется в 2100 рублей, если заявление подается через визовый центр, то необходимо будет оплатить сервисный сбор.

Медицинскую страховку можно , стоимость – около 1000р.

Бояться получить визу не стоит, необходимо лишь внимательно отнестись с сбору пакета документов.

Мобильная связь

Что может понадобиться самостоятельному путешественнику во время прогулок по городу? Естественно, карта. О бумажной карте лучше забыть, чтобы, во-первых, не выдавать из себя туриста, а во-вторых, бумажная карта не покажет, где вы, если вы потерялись. Идеальный вариант – карты Google. Чтобы ими воспользоваться, нужен мобильный интернет, который у российских операторов стоит неоправданно дорого, а у бельгийских – от 10 евро за предоплаченную карту от 100 мб сроком действия в 1 месяц . Выгода очевидна, покупаем карту в Бельгии.

Возможные маршруты самостоятельного путешествия

Сразу отметим, что таких туров, которые можно организовать себе самостоятельно по Бельгии, в природе практически не существует. Ни в один тур не будут одновременно включены:

экскурсия в шоколадную фабрику Zaabar, где можно купить самый вкусный и свежий шоколад в Европе.

Возьмем проживание при двухместном размещении и вариант с тремя экскурсиями:

Стоимость тура в Бельгию на одного человека в турагентстве — 52 тыс. рублей.

Итак, сравним со стоимостью путешествия, организованного самостоятельно.

Нужна ли виза в Бельгии для россиян? Да, поскольку он входит в шенгенскую зону. Список документов для получения – стандартный для Шенгена. Из особых условий – обязательное наличие одного полностью чистого листа (2 страницы) в загранпаспорте, или двух 4 страниц), если планируется поездка с ребенком). Но очередей в визовые центра практически не бывает, поэтому многие едут в Бельгию для открытия въезда в страны шенгенской зоны. Документы рассматривают в период от 5 до 7 дней.

Для получения визы обязательно наличие медицинской страховки с суммой покрытия 30 тыс. евро.

Стоимость оформления стандартна для шенгена – 35 евро, плюс 1900 рублей – консульский сбор.

Как добраться?

Учитывая популярность этой страны, добраться до нее легко, а значит и путешествие по Бельгии самостоятельно выдастся удачным. Самолеты, поезда и автобусы ходят сюда из каждой европейской страны.

Самолетом из Москвы в Бельгию можно долететь всего за 3 часа. прямые рейсы «Москва-Брюссель» выполняет «Аэрофлот» и Brussels Airlines. Можно добраться и с пересадкой через страны Прибалтики и Европы. Это выйдет дешевле, но дольше: рейсы со стыковкой в зависимости от вариаций занимают от 6 до 60 часов. Цены на билеты не фиксированы, и меняются в зависимости от сезона.

В стране есть 5 аэропортов международного значения. Самый крупный – Брюссельский международный аэропорт, который является лучшим в Европе. Изначально в 1914 году его построили немцы после вторжения на территорию страны в рамках Первой Мировой войны, как ангар для своих дирижаблей. Во время военных действий аэропорт несколько раз переходил из рук в руки, а после войны стал пассажирским. Сейчас через него проходят около 20 млн пассажиров в год. Сейчас на его территории есть все необходимое – от кафе и магазинов до комнат для медитаций и молитв.

Как добраться из аэропорта до Брюсселя:

  • На поезде, станция находится в здании главного терминала. Отсюда с интервалом в 15 минут оправляются поезда до трех железнодорожных вокзалов столицы (Brussels North, Brussels Midi, Brussels Central).
  • На автобусах – их здесь несколько. Есть прямой рейс до Антверпена, который курсирует каждый час. Автобусы повышенного комфорта перевозчика De Lijn доставляют пассажиров до станции метро Roodebeek. Автобусы попроще — MIVB/STIB доставляют прибывших к зданию Евросоюза в Брюсселе.
  • На такси – машины, окрашенные в сине-желтый цвет, ждут на выходе из аэропорта. Это лицензированная служба такси, поэтому не стоит бояться, что вас обманут или обсчитают. Стоимость поездки до центра Брюсселя составляет около 45 евро.

Как доехать до Бельгии, если вы боитесь летать? Можно воспользоваться железной дорогой и поездом. По железной дороге придется ехать с пересадками, через практически любой крупный город европейских стран. Это выйдет дороже, чем прямой перелет. А по времени займет несколько дней.

Прямого автобуса из России нет, но из Москвы в Бельгию можно добраться с пересадками в Минске и Варшаве.
Климат Бельгии не холодный, но и не жаркий. Зимой на Арденнской возвышенности средняя температура опускается до -1, на равнинах – около +1, на побережье +3 градуса. Лето теплое, но не жаркое. Летний сезон начинается в конце мая и заканчивается с наступлением сентября. Летом часто идут дожди. Средняя температур практически не превышает 30 градусов.

В Бельгии довольно пасмурно. Больше всего солнечных дней наблюдается в апреле и сентябре.

Где остановиться?

Отели здесь уютные, предоставляют максимум удобств. Даже в самых бюджетных – всегда чисто, есть все необходимые удобства.

Есть лучшие сетевые отели в Бельгии: Hilton, Radisson (СПА-отель в городе Спа), Hyatt и другие. Но большую часть составляют аутентичные гостиницы. Среди таких — Martin’s Petershof, отель, расположенный в здании бывшего готического собора, построенного на рубеже 18-19 веков. В нем есть пять типов номеров с разным оформлением: от старинного стиля, с готическими колонами в ванной, до современных, оснащенных необходимой техникой.

Отель «Прогулка гномов» (La Balade des Gnomes) – для любителей всего необычного и эксклюзивного. Его интерьер выполнен в сказочном стиле. Изогнутый небесный свод вместо потолка или плавающая деревянная кровать в номере – вполне обыденные вещи. А само здание отеля построено в виде деревянного троянского коня.

Euro Space Center – технологичный отель, где можно своими глазами увидеть устройство пускового механизма ракеты. Здесь частенько проводятся технические шоу, а постояльцы чувствуют себя обитателями межгалактической космической станции.

Можно снять отельный небольшой домик в сельской местности, но сельский туризм тут спросом не пользуется.

Конечно, за 2-3 дня вы успеете осмотреть лишь основные достопримечательности. Хотите познакомиться с этой страной поближе? Приезжайте сюда минимум на две недели. И обязательно посетите все три региона.

Транспорт

Железнодорожный транспорт в Бельгии развит больше всего: это быстрый, удобный и недорогой способ доехать из города в город. Время в пути составляет около 30-40 минут. А за три часа можно проехать через всю территорию страны. Поезда практически бесшумные и не отклоняются от четкого графика.

Поезда делятся на три категории:

  1. Intercity — междугородние, соединяющие крупные города Бельгии ;
  2. InterRegio — Межрегинальные;
  3. Дневные электрички.

Стоимость билета зависит от расстояния и дня недели. Точную цену билетов можно узнать на сайте Национальной компании железнодорожной системы Бельгии (www.belgianrail.be).

Внутри городов курсируют автобусы, причем стоимость проезда в разных городах отличается. Можно купить как билет на одну поездку, так и абонементы сроком на 1 (дневные и ночные) день и от 3 до 10 дней.

По автобусному билету можно воспользоваться метрополитеном. А можно приобрести туристический проездной на оба вида транспорта. Он называется BrusselsCard и стоит 30 евро. Можно кататься хоть целыми днями. Приятный бонус – по этому проездному можно попасть бесплатно в некоторые музеи и на выставки.

Служб такси в стране около 800, и все они подконтрольны Министерству транспорта, благодаря чему цена на проезд фиксированная – 1,15 евро за километр, ночью – на четверть дороже. Такси можно взять на стоянке вблизи музеев, отелей, ресторанов. Чаевые таксисту давать не обязательно – они уже включены в стоимость.

Чтобы самостоятельно планировать свое путешествие в Бельгии, можно воспользоваться популярным сервисом аренды машин. Автомобиль в аренду можно взять прямо в аэропорту или в специальной компании. Это выгодно, поскольку цены на топливо здесь – одни из самых низких в Европе, а состояние дорог – отличное. Чтобы взять авто в аренду, необходимы:

  • Национальные водительские права;
  • Права международного образца;
  • Медстраховка;
  • Паспорт;
  • Кредитная карта.

Стоимость аренды составляет около 60 евро за сутки, плюс в 10-15 евро обойдется платная парковка. На обочине машину лучше не оставлять: ее может забрать эвакуатор, что чревато неприятностями и штрафами. Нарушать правила дорожного движения крайне нежелательно: размеры штрафов солидные. Важно: полиция передает все данные о штрафах в общую систему шенгенской зоны. Поэтому следующую визу в шенген с такой репутацией могут не выдать.

Также можно арендовать велосипед – это обойдется всего в 3 евро за сутки.