Полеты гражданской авиации в реальном времени. Интерактивная карта самолетов. Полет по кратчайшему маршруту

Многие замечали, что в полете самолет выполняет не один десяток поворотов, причем зачастую в разные стороны. Среди пассажиров популярно мнение, что изменения курса связаны с командами диспетчера и имеют целью не допустить столкновения самолетов, однако это не совсем так. При полете вне района аэродрома в абсолютном большинстве случаев данная задача выполняется путем задания различных высот и скоростей для того или иного рейса. Возникает закономерный вопрос, почему бы не лететь по прямой с минимальным маневрированием при взлете и посадке? Дело в том, что в небе, как и на земле есть дороги – воздушные трассы , главная задача которых упорядочить потоки самолетов и добиться максимально эффективного использования воздушного пространства. В этой статье мы расскажем, зачем нужны воздушные трассы, как формируется маршрут полета конкретного рейса, какова роль пилота и диспетчера в этом процессе, почему один и тот же рейс может выполняться по совершенно разным маршрутам в разные дни.

Полет по кратчайшему маршруту.

Очевидно, что самым выгодным маршрутом является так называемая ортодромия — кратчайшее расстояние между двумя точками на земной поверхности. На карте ортодромия выглядит как дугообразная линия, что связано с тем, что карта представляет собой проекцию сферической земли на плоскость.

Кратчайшее расстояние Москва — Петропавловск-Камчатский.

Конечно, выполнять полет по прямой линии из точки А в точку Б быстрее и экономичнее, нежели чем по «ломанной» воздушной трассе. Однако, до недавнего времени полет по такой траектории было практически невозможно выполнить, что было связано с возможностями навигационного оборудования. Кроме того, если бы все воздушные суда выполняли полет по беспорядочным траекториям, на сегодняшнем этапе развития систем управления воздушным движением это привело бы к невозможности «развести» в воздухе все эти самолеты. Также существует множество разнообразных запретных зон и зон ограничения полетов, полеты через которые выполнять нельзя.

Традиционная навигация.

Исторически маршрут полета состоит из последовательности так называемых промежуточных поворотных пунктов и «лэгов » (от англ. leg) – участков между ними.

Сеть воздушных трасс над Москвой.

На заре авиации необходимость выполнения полета по маршруту была связана исключительно с выполнением навигационных задач. Базовый метод навигации представляет собой полет от одного характерного наземного ориентира к другому, разумеется данный метод применим при условии видимости земли, т.е. в визуальных метеоусловиях. Кстати, визуальная навигация до сих пор активно применяется в «малой авиации».

C развитием авиации появилась необходимость выполнять полеты и в условиях отсутствия видимости земной поверхности, т.е. исключительно по приборам. Так появился метод навигации, называемый радионавигация . Суть этого метода состоит в том, что в определенных точках маршрута устанавливались радиостанции, экипаж на борту определял направление на радиостанцию и выполнял полет на нее. Со временем был разработан прибор, называемый автоматический радиокомпас (АРК) , который позволяет с высокой точностью определить направление на радиостанцию. Сами радиостанции стали называть «приводными» или по-английски NDB (non-directional beacon). Радиус действия таких передатчиков составляет около 250 километров, что обуславливало необходимость создания довольно обширной сети станций. Со временем появились более продвинутые и точные радиомаяки VOR , дальность действия которых составляет до 350 километров. Именно этими расстояниями обусловлена длина участка трассы, при этом надо понимать, что выдерживать направление можно не только выполняя полет на радиостанцию, но и от радиостанции.

Приводная радиостанция и воздушные трассы.

Методы навигации, основанные на наземных радиосредствах широко применяются в гражданской авиации, однако сегодня основным методом навигации является . Полет по-прежнему выполняется от точки к точке, но теперь они представляют собой лишь условное название и географические координаты, установка каких либо наземных средств уже не требуется.

Формирование маршрута.

Итак, каким же образом формируется маршрут полета конкретного рейса, по которому в итоге полетит самолет. Ниже мы расскажем, как это происходит в крупных авиакомпаниях.

У любого серьезного перевозчика существует отдел аэронавигационного обеспечения, который из имеющейся сети точек и трасс формирует несколько вариантов маршрутов для каждого рейса, как правило 5 – 10 маршрутов. Эти маршруты сохраняются в базе данных авиакомпании и загружаются в бортовые навигационные системы воздушных судов, их называют «company routes» .

Вариант маршрута Внуково — Санкт-Петербург.

Подготовкой конкретного рейса уже в день вылета занимается полетный диспетчер , именно этот специалист выбирает оптимальный маршрут, оценивая все ограничения по маршруту и метеорологические условия. Зачастую получается, так, что полет по более длинному маршруту значительно выгоднее за счет различных скорости и направления ветра в разных районах. Выбранный маршрут утверждается и передается в службу обслуживания воздушного движения, т.е. диспетчерам.

Таким образом, пилоты получают готовый маршрут полета, в соответствии с которым и будет выполняться рейс. В процессе выполнения полета в маршрут могу вноситься изменения, например при наличии возможности диспетчер может разрешить так называемое «спрямление», т.е. исключить из маршрута одну или несколько промежуточных точек. Кроме того, по решению командира может выполняться обход опасных метеоявлений, как правило гроз.

Фактическая линия пути. Шереметьево — Санкт-Петербург.

Как уже было сказано, маршрут полета самолета состоит из последовательности точек и трасс, ниже мы приведем реальный маршрут из аэропорта Внуково в Санкт-Петербург, именно в таком виде его видят пилот и диспетчер.

UUWW UM4D UM DCT AR DCT OBELU B239 AJ R369 DB B964 LUKIR LUKI1A ULLI

UUWW – международный код аэродрома Внуково
UM4D – обозначение маршрута вылета (SID)
UM – приводная радиостанция «Ивановское»
DCT – «прямо на»
AR — приводная радиостанция «Бужарово»
DCT — «прямо на»
OBELU – обозначение точки
B239 – обозначение трассы
AJ — приводная радиостанция «Старица»
R369 — обозначение трассы
DB — приводная радиостанция «Починок»
LUKIR — обозначение точки
LUKI1A – обозначение маршрута прибытия (STAR)
ULLI — международный код аэродрома Пулково

Обозначение трассы уже включает в себя последовательность точек, само название точки или приводной радиостанции указывается в маршруте при смене трассы. Сокращение DCT (direct to — «прямо на») применяется в тех случаях когда невозможно выполнить полет по трассе, либо органом обслуживания воздушного движения разрешено планирование полетов вне трасс.

Как видно, при формировании маршрута, как и 50 лет назад используются приводные радиостанции, однако наряду с ними применяются и немаркированные навигационные точки.

В процессе подготовки к вылету пилот вносит в бортовой навигационный компьютер маршрут в виде последовательности точек. Данные каждой точки (название, координаты, позывные) уже содержатся в бортовой базе данных. Если перевозчик применяет предварительно спланированные маршруты company routes , пилоту достаточно выбрать индекс маршрута, например «UUWWULLI01». Нетрудно догадаться, что UUWW – это аэропорт вылета (Внуково), а ULLI – аэропорт назначения (Пулково), 01 – порядковый номер варианта маршрута.

Пульт управления бортовым навигационным компьютером (FMS).

Будущее.

Уже сегодня ряд европейских государств вводят в своем воздушном пространстве концепцию Free Route Airspace , суть которой заключается в том, что вместо воздушных трасс публикуется только информация о навигационных точках. Планирование полета осуществляется по любому маршруту, проходящему через опубликованные точки, при этом достаточно выбрать только две точки – входа и выхода из зоны.

Другая перспективная разработка организации Eurocontrol – главного органа обслуживания воздушного движения в Европе – концепция Single European Sky , т.е. «единое европейское небо», ее суть заключается в упразднении границ между различными секторами управления воздушными движения в части планирования маршрутов, таким образом можно будет выполнить полет через весь европейский регион по прямой.

М аркеры с цифрами указывают на количество рейсов ВС, кликом можно приблизить район и увидеть все текущие рейсы в виде значков самолетов.

Наведя курсор на самолет вы увидите номер рейса, а клик по самолету раскроет окно, в котором детально отобразится информация о полете, включая рейс самолета, технические данные, и фотографии самого самолета.

В верхнем правом углу расположены опции интерактивной карты авиа-перелетов всего мира. Во вкладке Filter отображаются авиалинии и количество ВС в полете. (planefinder)

Интересна вкладка Map. Здесь можно выбрать тип отображения карты мира. По умолчанию это физическая карта, но можно посмотреть полеты ВС над картой автодорог, спутникового изображения, в черно-белом варианте. Если вы кликните дважды на самолете, интерактивная карта полетов красной линией покажет маршрут данного ВС.

Скрыть все ранее изученные маршруты можно нажатием кнопки «Hide all» во вкладке Map. Полезной может оказаться настройка вывода подсказок при наведении курсора (Display on hover tooltip): по номеру рейса самолета, либо номеру его регистрации. Если отметить галочкой две последние дополнительные опции, можно увидеть онлайн карту погодных и метеоусловий авиа перелетов (очень красиво).

Все собранные ранее данные сохраняются и отображаются в опции Playback (справа вверху). Здесь можно выбрать конкретную дату и воспроизвести любой рейс самолета, увеличив скорость отображения до 120:1 ! Таким образом, можно предельно наглядно расчитать время в пути и на отрезках маршрута. Возвращайтесь к нам вновь, чтобы увидеть новое содержание трансляции междугородних авиа перелетов на интерактивной карте! Составляйте свои маршруты и планируйте свои вылеты! (planefinder)

Перед вами две интерактивных карты авиа-перелетов

Технология ADS — B

В ближайшем будущем авиа перелеты станут более эффективными и безопасными благодаря внедряемой по всему миру новой технологии отслеживания рейсов самолетов.

Управление движением воздушного транспорта на основе радаров уходит в прошлое. Новая технология ADS-B (Automatic Dependent Surveillance — Broadcast) на основе спутниковой системы слежения обеспечивает большую точность и достоверность мониторинга рейсов самолетов. ADS-B позволит создавать более эффективные авиа-перелеты с меньшей затратой времени и расходом топлива. Технология ADS-B реализуется как один из функциональных элементов воздушного транспорта нового поколения транспортной системы «NextGen».

Согласно прогнозу Федерального Агентства Авиации США FAA (Federal Aviation Administration), более 90% самолетов в США будут оборудованы ADS-B к 2018 году.

К аждую секунду оборудованное системой ADS-B воздушное судно передает по радиоканалу своё точное местонахождение, скорость, высоту полета, курс, подъем и снижение. Другие ВС и наземные станции, оборудованные ADS-B, в радиусе пример 150 миль принимают эту информацию. Наземные станции комбинируют полученную с разных точек информацию с дополнительной информацией, полученной от наземных радаров для не-ADS-B устройств и ретранслируют данные для всех ВС в радиусе обслуживания. Если воздушное судно (ВС) оборудовано ADS-B, то авиа трафик и погодная информация может отображаться в кабине пилотов. Пассажиры и члены экипажа, специалисты наземных служб и даже частные пользователи могут наблюдать на экране рейсы самолетов всех авиалиний мира в режиме онлайн.

Посадив своих родных или друзей на борт самолёта, все мы волнуемся за то, чтобы лайнер без происшествий приземлился в назначенном месте. Время в ожидании новостей тянется бесконечно долго, и потому гораздо удобнее контролировать ход полёта онлайн с экрана своего гаджета.

Для тех, кто знает, как отследить самолёт в реальном времени по номеру рейса, это не становится проблемой. Существуют специальные сервисы, которые прямиком в настоящем времени отслеживают передвижения авиалайнеров по всему земному шару, например:

Технология отслеживания полетов в реальном времени по номеру рейса

Сегодня для отслеживания полётов используется уникальная технология ASD-B, позволяющая не только узнать координаты нахождения самолёта на карте, но и увидеть набранную высоту и скорость, с которой летит лайнер. Иначе говоря – это радар, который используется для слежения за передвижениями самолётов в небе, на основе данных которого и создаются сервисы, которые помогают отслеживать полёты онлайн.

Один из самых популярных и точных сервисов, использующих технологию ASD-B – flightradar24.com. Живое отслеживание полётов также можно наблюдать на сайтах flightaware.com, planefinder.net и прочих. Флайтрадар24 не работает на русском языке, но функционал сайта будет интуитивно понятен даже новичку. Полный функционал доступен по адресу https://www.flightradar24.com

Пользователь, открывший , сможет смотреть, как летят самолеты в настоящем времени, при этом неважно, какая авиакомпания осуществляет перелёт. Авиалайнеры на карте отображаются в виде жёлтых движущихся пиктограмм, нажав на одну из них, можно получить дополнительную информацию о рейсе:

  • Номер авиалайнера;
  • Маршрут самолёта и его координаты;
  • Место вылета и конечная точка назначения;
  • Авиакомпанию, которой принадлежит лайнер;
  • Время в полёте (пройденной и оставшееся);
  • Набранная высота;
  • Скорость, с которой осуществляется передвижение.

Дополнительно можно даже узнать погодные условия конкретного места на карте.

При нажатии на пиктограмму самолёта с целью получения детальной информации, она сменит свой цвет на красный, а маршрут рейса отобразится в виде синей линии. Карта полетов обновляется каждую секунду, поэтому иконки постоянно меняют своё местоположение.

Как отследить самолёт по номеру рейса?

Также на флайтрадар24 есть возможность отследить самолёт онлайн по номеру рейса. Для этого нужно лишь ввести номер в поисковом окошке (search) – оно расположено в верхнем правом углу экрана. Сайт покажет все варианты рейсов с этим номером, из которых нужно выбрать интересующий и нажать на иконку самолёта. Появится интерактивная карта, на которой можно следить за самолетом онлайн в настоящий момент.

Ресурс может показать и маршруты лайнеров, которые уже совершили посадку. Кроме этого, можно найти самолёт по бортовому номеру(aircraft) или по городу/аэропорту вылета или прибытия.

Приложение для мобильного телефона

Отследить самолёт онлайн можно и через мобильное приложение – на сайте есть ссылки для владельцев устройств IOS (стоимость $3.99) и Android (стоимость покупки 149 руб), по которым можно купить приложение flightradar24 и наблюдать за передвижениями авиалайнера прямо со смартфона или планшета. Интерфейс достаточно удобен и также будет понятен даже тем, кто впервые столкнулся с этой технологией.

Отслеживание полётов в реальном времени по номеру рейса – функция, которая невероятно полезна сегодня. Вы можете не переживать за своих близких, находящихся на борту самолёта, а спокойно наблюдать за полётом на интерактивной карте в любое удобное время.

На русский язык «Flight radar» переводится, как «полётный радар», а точнее, «рейсовый радар». Именно для наблюдения за рейсами воздушных судов, при чём практически любых, создан этот публичный ресурс. Ещё лет 15 назад об этом нельзя было и мечтать, а 30 лет назад — думать. Однако…

Сайт «ФлайтРадар24» работает с 2007-го года, но по-настоящему популярным он стал спустя 3 года, весной 2010-го во время извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль (Исландия). Этот случай наглядно показал всю значимость и пользу этого проекта. Ведущие мировые СМИ благодаря «флайт радару» имели возможность следить за воздушным движением в небе над опасным регионом.

Ещё больший ажиотаж вокруг этого вэб-сервиса вызвал перелёт сборной Германии по футболу, в середине 2014-го года. Тысячи болельщиков со всего мира наблюдали, перелёт команды в режиме реального времени.

Флайтрадар (FlightRadar) - cамолеты онлайн

Не смотря на удобство и функциональность, пользуются этим сервисом в основном любители авиации (споттеры) или те, кому необходимы данные по работе, те же репортёры. За примером далеко ходить не надо. Любая авиакатастрофа моментально притягивает аудиторию на flightradar24.com.

Однако кроме мониторинга авиакатастроф данный ресурс очень хорошо подходит и для планирования своих дел в обычной жизни. Хотя об этом мало кто знает, либо просто не понимает, как применить новые возможности.

Как было сказано выше, основная аудитория сайта flightradar24.com, это споттеры, которые следят за трафиком просто ради интереса. Но, кому бы этот ресурс пригодился бы точно, так это туристам и командировочным. Задержки рейсов происходят постоянно. Информация в аэропортах даётся не всегда своевременно и точно. Где самолёт? Куда летит в данный момент и летит ли он вообще? Всё это как раз и можно узнать через веб-сервис flightradar24.com. А, узнав, спланировать свои дальнейшие действия.

Вы, к примеру, встречаете самолёт, а он по погодным условиям будет садиться в другом городе или кружить километров за 400 от пункта назначения. Табло вашего аэропорта покажет «задержку рейса», но вот насколько, вам вряд ли кто скажет. С flightradar24.com вы сами вычислите, где в данный момент ваш самолёт и примерно рассчитаете в какое время ожидать его посадки. Удобно и, в общем-то, просто.

Для этого нужен, во-первых, хотя бы смартфон с доступом в Интернет, а во-вторых, номер рейса. В наше время найти местоположение самолёта стало проще, чем узнать, где сейчас ваша маршрутка. Итак, заходим на сайт flightradar24.com . В «поиск» пишем номер рейса. Выглядеть этот номер может примерно так: AFL 0001 или SU 0002. Далее ждём результат. На карте должен появиться ни только искомый самолет, но и список рейсов, которые он совершил за последние дни.

Кстати, таким нехитрым образом можно «пробить» любой авиалайнер. Лишь бы на нём был установлен специальный радиопередатчик. Даже президентский, при этом вовсе не обязательно знать номер рейса. Чтобы следить за самолётом, достаточно знать его бортовой номер. Последнее предложение новичкам авиа любителям на заметку. Чуть не забыл, первые пол часа пользоваться сайтом можно бесплатно, а потом перезагрузить и снова пользоваться.

Flightradar24 — проект частично коммерческий. Платная подписка открывает более широкие возможности в настройках и убирает рекламу. Однако и бесплатный вариант в общем-то достаточно удобен. Языковой барьер — не проблема. Сайт хоть и англоязычный, но тем ни менее разобраться в его работе будет достаточно просто. Для этого хватит минимальных знаний, а также интуиции. А вот чего может не хватить, так это скорости Интернета. На медленном соединении карта того или иного региона будет грузиться довольно долго, от 2-х до 5-ти минут. Запомните это и запаситесь терпением.

Полеты самолетов в реальном времени - online!

Карта онлайн полетов №1 от системы Флайтрадар 24

Это - уникальная страница. На карте-схеме ниже отображены рейсовые самолеты, находящиеся в данный момент в воздухе. В реальном времени! По всему миру! Вы можете сами, перемещаясь по карте и масштабируя ее фрагменты, увидеть ситуацию с воздушным движением в любом уголке нашей планеты.

Онлайн трекер позволяющий производить визуальное наблюдение за самолётами находящимися в воздушном пространстве. Мониторинг возможен благодаря технологии ADS-B.

ADS-B (англ. Automatic dependent surveillance-broadcast ), АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание ), - технология, внедряемая в настоящее время в США, России и других странах, позволяющая пилотам в кабине самолета и диспетчерам на наземном пункте, "видеть" трафик движения воздушных судов с большей точностью чем это было доступно ранее и получать аэронавигационную информацию.

Краткий алгоритм получения информации о местоположении воздушных судов, на базе системы ADS-B

  1. Самолет получает свое местоположение с помощью GPS-навигации.
  2. ADS-B транспондер установленный на борту самолета передает сигнал, содержащий информацию о текущем место положении и др.
  3. Полученная информация от ADS-B систем множества самолётов концентрируется на сетевом ресурсе Flightradar24.
  4. Обработка и визуализация полученной информации позволяет вести мониторинг за передвижением самолётов практически в режиме реального времени.

Сегодня примерно 60% всех пассажирских самолетов (70% в Европе, 30% в США) оборудованы ADS-B транспондерами. Этот процент неуклонно растет, как ADS-B устанавливается вместо радара в качестве основного метода наблюдения для управления самолетом.

Flightradar24 располагает сетью из около 2000 ADS-B приемников во всем мире, которые получают данные о воздушном судне и полетную информацию. Из-за высокой частоты, используемой (1090 МГц) покрытие из каждого приемника ограничен примерно зоной прямой видимости (около 250-400 км, в зависимости от метеоусловий и рельефа местности). Чем дальше от приемника находится самолет, тем выше он должен лететь, чтобы его сигнал могла принимать наземная станция. В связи с тем, что принимающие станции расположены на суше, наиболее затруднённо получение ADS-B данных от самолётов пролетающих вдалеке от побережья над поверхностью океана.

>>>Полет самолетов в реальном времени на Radarbox24.com
>>>Спутниковая карта мира высокого разрешения
>>>Подробная карта мира со спутника

Пояснения. Не все воздушные суда видны на карте схеме. Только те, которые оборудованы специальными радиоответчиками (транспондерами), и находятся в полетных зонах, где есть соответствующие принимающие станции. Например, территория Европы (стран ЕЭС) охвачена почти полностью. Отсюда поступает всеобъемлющая информация о пассажирских полетах.

Но, даже в тех регионах, где нет большой насыщенности наземных станций, главные авианаправления, в основном, охвачены. Это хорошо видно по многочисленным силуэтам самолетов на разных континентах. Но, напомним, что по причинам указанным в начале, не будут отображаться полеты старых модификаций судов, например, Боингов (727, 737-200, 747-100, 747-200, 747SP) и советских Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-42: (за исключением некоторых модификаций - "М") А вот новые российские лайнеры -- Sukhoi SuperJet 100, Ил-96, Ту-204 - отображаются без проблем.

При наведении курсора на силуэт самолета он меняет цвет. При нажатии на него открывается левая колонка с информацией, например, о названии авиакомпании (Airline), номере рейса (Flight nr), аэропортах вылета и прилета (From, To), типе самолета (Aircraft), высоте (Altitude) и скорости (Speed) полета. В это время на карте появляется линия (трек) предшествующего движения самолета, цвет которой меняется в зависимости от высоты самолета. Соответствие цветов показано ниже. Для удобного продолжения обзора карты полетов закройте левую колонку.

Карта полетов дает не только познавательную информацию, но и может стать реальным инструментом гражданского контроля за авиационным движением. Вы теперь можете сами проверять достоверность информации, которой снабжают пассажиров сотрудники авиакомпаний и аэропортов. Вы можете сами оценивать точность выполнения расписания авиаперевозчиками и планировать реальную встречу прилетающих пассажиров. А когда возникают проблемы с летной погодой, вы сами оцените ситуацию с: Предоставление данной информации правомерно и не является нарушением законодательства ни одной из стран, из которой поступают сведения о полетах.

Примечание. Информация о полетах вертолетов не отображается. Нет сведений и о нахождении в воздухе военных самолетов, за редчайшим исключением, которое допускают создатели этой программы из Flightradar.
Внимание! Из-за отсутствия наземных станций в некоторых регионах и возникающих проблемах с передачей сигнала, отображение силуэта самолета на карте-схеме может временно исчезать и не отражать реальную ситуацию. Силуэт также исчезает при нахождении самолета в нескольких десятках метрах от земли (непосредственно при взлете и посадке). Могут не полностью отражаться данные о полете и характеристиках самолета.