Петровский путевой дворец архитектора казаков. Петровский путевой дворец – как попасть на экскурсию и что теперь в императорской гостинице Где находится петровский путевой дворец

Привет, друзья. С этим роскошным московским зданием связаны многие ключевые моменты истории России. Перед коронацией в нём останавливались Российские правители. Здесь ждал падения Москвы Наполеон. И называется это примечательное место Петровский путевой дворец.

Петровский путевой, или как его еще называют, Подъездной, дворец находится в районе Аэропорт на Ленинградском проспекте на въезде со стороны Санкт-Петербурга в Москву. Напротив знаменитого Ходынского поля.

Выглядит дворец празднично и шикарно. Позади дворца и сейчас можно увидеть то, что осталось от Петровского парка, который был разбит к началу XIX столетия. Сейчас это небольшая зелёная зона. Но именно — небольшая.

Осмотр дворца снаружи и прогулка по парку займёт примерно 1 час.

Внутрь дворца попасть можно. Как это сделать и, что находится внутри, я расскажу дальше.

История

Здание дворца — образец романтической неоготики.

Закончилась русско-турецкая война и Екатерина II приказала возвести новый дворец. Строительство длилось с 1776 по 1780 год.

По задумке на территории дворца должны были останавливаться на отдых знатные особы, направлявшиеся в Москву. Остановка по пути в Москву. Так появилось название — путевой дворец. Или иначе — императорская гостиница.

За проект здания и реализацию строительства отвечал знаменитый русский архитектор Матвей Казаков.

Здание получилось красивым и удобным. Своё назначение оно выполняло исправно. Здесь побывало немало высокопоставленных лиц. Более того, здесь останавливались все российские императоры.

Место стало своеобразной последней ступенькой в их пути к Российскому трону. Утром будущие монархи въезжали в Москву, и начиналось венчание на царство. Традицию останавливаться в Путевом дворце накануне коронации положил Павел I.

Интересно о чём думают люди в ночь накануне коронации?

По иронии судьбы, во время военных действий 1812 года на пути в Москву здесь остановился Наполеон. В Путевом дворце располагалась его ставка. Отсюда он наблюдал, как горела, сдавшаяся, но непокорённая Москва.

У А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие слова, посвященные Петровскому Путевому дворцу:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

После бегства Наполеона здание было разорено. Восстановили его при Николае I. Причем реставрация велась около 10 лет.

К концу XIX века в жизни императорской гостиницы призошло трагическое событие. Во время коронации Николая II случилась страшная давка на Ходынском поле, напротив которого и находится дворец.

Ходы́нка, Ходынская катастрофа - массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900. Википедия

В тот трагичный день, вопреки всему произошедшему, в Путевом дворце состоялся обед по случаю коронации Николая II.

После революции 17 года, здание дворца в разное время занимали музей Красной авиации и Военно-воздушная Академия СССР.

Наши дни

К началу 2000-х властями города было принято решение превратить строение в элитную гостиницу. Так появился отель Петровский Путевой Дворец .

Открытие отреставрированного здания уже в новом амплуа состоялось в 2009 году.

Сейчас помимо гостиницы здесь располагаются бассейн, сауна, пресс-центр, ресторан «Карамзин». Часто здесь проходят концерты.

Попасть сюда можно во время экскурсии, которые организовывает музей Москвы, или забронировав номер в отеле.

Гостиница находится под управлением знаменитого московского отеля Метрополь . Сами понимаете насколько хорошее здесь качество обслуживания. Здесь представлены номера разной категории от доступного Стандартного номера до, так называемых, Екатерининских палат с несколькими спальнями.

Кроме того, здесь можно проводить деловые встречи. Для этого предусмотрены просторные конференц-залы.

Ну и, конечно, опция, пользующаяся огромной популярностью – проведение свадьбы во дворце.

Есть несколько пакетов свадебных услуг разной стоимости. Что бы вы ни вы ни выбрали, не забудьте вписаться в график на желаемый месяц, подписать договор в офисе и подать заявление в Тверской ЗАГС Москвы. Обо всем остальном позаботятся организаторы. Вам останется только получать удовольствие и наслаждаться фотографиями со свадебной фотосъемки во дворце.

Официальный сайт: www.petroffpalace.mos.ru/ru

Экскурсия

Вот с экскурсией не всё так просто. Купить билеты рядом с дворцом невозможно. Попасть на экскурсию можно только в составе организованной группы в сопровождении экскурсовода.

Экскурсии проходят не каждый день. Расписание плавающее.

Внимание! Приходить на экскурсию нужно с паспортом, по которому вы покупали билет.

Можно заказать экскурсию на группу, например, на класс или войти в состав сборной группы из одиночных посетителей (как войти в такую группу в музее Москвы мне толком не ответили). Поэтому билеты покупать надо заранее. Продаются они в Музее Москвы.

Запись по телефону: +7 495 637 70 05, [email protected]

Более удобный способ для одиночных посетителей — купить билеты через интернет.

На сайте Городское экскурсионное бюро (музей Москвы). Но это тоже не просто...

Самый простой способ:

1. Заходите на сайт бюро http://mosburo.com/

2. В таблице проверяете, когда будет экскурсия. Расписание плавающее.

3. Затем прокручиваете страницу вниз до красной кнопочки «купить билет».

4. Нажимаете на неё.

5. Попадаете на страницу с экскурсиями.

6. Прокручиваете вниз пока не найдёте Петровский путевой дворец.

7. Нажимаете на него.

8. Попадаете на страничку, где можно купить билет.

9. Выбираете число (стрелочка справа)

10. Стрелочка слева — показывает на число 6 — это число показывает, сколько мест осталось.

11. Нажимаете на кнопку оплатить, вносите паспортные данные свои и ребёнка (если вы с ребёнком идёте).

12. Всё. Уфф.

Приезжаете ко дворцу и находите своего экскурсовода.

У экскурсионного бюро музея Москвы есть группы в Фейсбуке и во В Контакте. Там выкладывается самая свежая информация и там же оперативно отвечают на вопросы.

Сколько стоит

У бюро есть эксклюзивная услуга — вы можете заказать экскурсию с экскурсоводом только для себя. Оплата как за группу и по предварительной записи.

Стоимость зависит от маршрута:

Дворец и парк

  • Экскурсии проходят в тёплое время (скорее всего с апреля по ноябрь или октябрь). Узнать по телефону это так и не удалось(
  • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00.
  • Стоимость: 750 р.
  • Льготный билет: 450 р.

Дворец

  • Расписание плавающее. Экскурсии не каждый день, но когда они есть, их может быть и 5 в день.
  • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00
  • Стоимость: 450 р.
  • Льготный билет (дети до 12 лет, пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы): 250 р.

Экскурсия по дворцу состоит из трех частей:

1. Парадный двор;

2. Музейные залы (история строительства, восстановления и реконструкции дворца, коронационные торжества);

3. Парадные помещения дворца (Колонный зал, Казаковская лестница, парадный купольный зал и аванзалы второго этажа).

Как добраться

На метро. Ближайшая станция метро – Динамо. От неё 10 минут пешком (сначала по Ленинградскому шоссе, а потом по аллеям выйдете прямо ко дворцу) или 5 минут на автобусе до остановки Петровский парк.

На машине из центра Москвы, поверните с Ленинградского проспекта на Правую дворцовую аллею и подъезжайте к чугунным воротам.

Автомобиль можно оставить на надземной или подземной парковке.

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 40.

Петровский путевой дворец на карте

Спасибо, что подписываетесь на нас, друзья. До свидания!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Кто из нас не помнит эти строки великого поэта, воспевающие Петровский путевой дворец:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

— А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Именно здесь в 1812 году Наполеон пробыл несколько дней, наблюдая страшный пожар в Москве. Своими очертаниями Петровский дворец напоминает Большой Царицынский дворец – и тот, и другой были построены по проекту архитектора Матвея Казакова.

* Организатор экскурсии:

Путевые дворцы были неотъемлемой частью дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Здесь останавливались на отдых царствующие особы и члены императорской фамилии. Всего на дороге было поставлено 11 путевых дворцов, в среднем – через каждые 65 километров, день пути. Продолжительность путешествия определялась степенью знатности: чем более высокопоставленной была особа, тем медленнее двигалась процессия. Императорский поезд обычно добирался из Петербурга в Москву за 2-3 недели.

Первые путевые дворцы появились при Петре I. В то время под них использовали существовавшие в России с XIII века ямские станы, преобразованные в XIX веке в почтовые станции. Это были небольшие сооружения, где ямщики могли передохнуть и сменить лошадей, чтобы двигаться дальше.

В екатерининскую эпоху путевые дворцы представляли собой, как правило, небольшие дома, деревянные или каменные. Обычно они были скромно украшены, но, тем не менее, становились центрами городской застройки. Часто в них размещались гостиница и почта, и лишь во время проезда царствующих особ они выполняли свои прямые функции.

Бюро письменное дорожное, дорожные часы и путеводители. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

Дорожные наборы для игр. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

Многие путевые дворцы сохранились до настоящего времени. В большинстве случаев это весьма скромные строения, но есть и роскошные, например, в . Петровский путевой дворец был последним при въезде в Москву и потому его отличала особая пышность.

Строительство Петровского путевого дворца

В июле 1774 года в Москве с большим размахом отмечался Кючук-Кайнарджийский мир , положивший конец войне 1768-1774 годов между Российской и Османской империями. В честь этого события было решено устроить грандиозное представление на Ходынском поле , которое бы демонстрировало новый статус России как великой державы.

В письме к своему многолетнему корреспонденту, барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807) Екатерина Великая собственноручно набросала сценарий праздника:

В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: — Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.

За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…

… Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток.

По проекту Василия Ивановича Баженова и его ученика Матвея Федоровича Казакова на Ходынском поле были возведены павильоны, стилизованные «под Восток», но с элементами русского стиля XVII века.

Наставления архитектора Баженова В.И. архитектору Казакову М.Ф. о ведении строительных работ, дано по случаю отъезда Баженова в Санкт-Петербург. 20 ноября 1773 года

Постройки настолько понравились императрице, что по окончании торжеств она повелела Баженову приступить к строительству дворцового комплекса в Царицыно , а Казакову – построить неподалеку Путевой дворец, на дороге из Москвы в Петербург. Позже Казакову будет поручено строительство Большого Царицынского дворца на месте баженовского творения, отвергнутого Екатериной. Именно этим и объясняется стилистическая схожесть Петровского Путевого дворца и Царицыно.

Фасад северной стороны главного корпуса дворца, строящегося в селе Царицыно близ Москвы. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф., начало 1800-х годов (первоначальный вариант, нереализованный)

Лавров И.А. Фасад Царицынского дворца. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф. Начало 1800-х годов. Исполнительный чертеж (реализованный)

Под путевой дворец были выделены пустующие земли, принадлежавшие московскому Высокопетровскому монастырю. Строительство началось в 1776 году и окончательно завершилось только в 1796 году.

Петровский путевой дворец сочетает в себе элементы разных стилей. Здесь мы увидим и классическую симметричную композицию, и элементы готики – стрельчатые окна и решетки на них, украшения окон в стиле барокко, бочкообразные колонны, присущие древнерусскому стилю, белый с красным декор нарышкинского барокко. Интерьеры были выполнены в стиле барокко.

Башня с «ласточкиными хвостами», напоминающими кремлевские

Стрельчатая арка, ведущая в задний двор

Правый флигель со стороны двора

Крыльцо с элементами русской архитектуры XVII века

План нижнего этажа главного корпуса Петровского путевого дворца. Лист из Альбома казенных строений №3 Казакова М.Ф, 1799 год

Екатерина II была в Петровском путевом дворце лишь однажды – в 1787 году, когда его строительство еще не было завершено. Рассказывают, что императрица отослала свиту и охрану, пожелав остаться под охраной своего народа; это едва не привело к давке.

В 1797 году в Петровском путевом дворце перед въездом в Москву на коронацию останавливался император Павел. Не ладивший со своей матерью при её жизни и старавшийся изменить всё после её смерти, он повелел выкрасить красные стены дворца в белый цвет. Впрочем, белоснежным он пробыл недолго.

С этого времени Петровский путевой дворец становится местом обязательного пребывания царских особ перед торжественным въездом в Москву на церемонию венчания на царство в Успенском соборе Московского кремля.

1812 год и восстановление дворца

3 сентября 1812 года Наполеон перевел свою ставку из Московского кремля в Петровский путевой дворец. Здесь он провел четыре дня, глядя на грандиозный московский пожар. Несмотря на удаленность от города, жар был настолько сильным, что невозможно было подойти к окнам, волосы французского императора даже опалились.

В.Верещагин. Наполеон в ожидании Мира. 1911 год

Уходя, французы разорили дворец. Матвей Казаков, которого родственники увезли в , узнав о московском пожаре и гибели в огне своих творений, вскоре скончался.

Петровский дворец простоял пустым почти 15 лет. Восстановительные работы в нем начались только в 1827 году, в царствование императора Николая I. Руководство работами было поручено Огюсту Монферрану , позднее к работам подключились архитекторы Н.А.Шохин и А.А.Мартынов. Архитектор Иван Таманский переделал интерьеры в стиле ампир, оставив нетронутой лишь Парадную лестниц у.

Парадная лестница в стиле барокко

Купол над дворцом был воссоздан с некоторыми изменениями. Его свод был расписан швейцарским художником-декоратором и скульптором Джузеппе Анжиоло Артари (1792-1863) в технике гризайль , имитирующей объем. Завершились восстановительные работы лишь в 1837 году.

Техника монохромной живописи гризайль создает иллюзию объема

Разоренную территорию вокруг дворца было решено отдать под дачи, театры и прочие увеселения. По замыслу Николая I, это могло помочь быстро привести местность в порядок (здесь император воспользовался успешным опытом Петра Великого, строившего таким образом Санкт-Петербург). Были утверждены типовые проекты домов, из казны дачникам выделялось на строительство несколько тысяч рублей.

К сожалению, значительная часть Петровского парка была уничтожена в 1928 году при строительстве стадиона «Динамо». Тем не менее, некоторые старинные постройки сохранились до наших дней.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, построенный в 1844-1847 годах по проекту архитектора Ф.Рихтера на средства и по инициативе А.Д.Нарышкиной

Окрестности Петровского путевого дворца вскоре стали излюбленным местом отдыха московской знати и интеллигенции. Публика попроще проводила свой досуг в Марьиной роще.

Трагедия на Ходынском поле

Напротив Петровского путевого дворца расположено Ходынское поле. В ту пору там регулярно устраивались военные смотры и парады. 18 (30) мая 1896 года на Ходынке во время торжеств в честь коронации императора Николая II произошла массовая давка, в которой погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Это трагическое событие многие сочли как дурное предзнаменование нового царствования.

Знаменитый бытописатель Москвы и журналист Владимир Гиляровский был непосредственным участником тех событий и чудом остался жив. Он писал:

Днем я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и меда для дарового угощения, карусели, наскоро выстроенный огромный дощатый театр и, наконец, главный соблазн - сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.

Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку. Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовало над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров - место прежних выставок. Ров шириной сажен в тридцать, с обрывистыми берегами, отвесной стеной, где глиняной, где песчаной, с изрытым неровным дном, откуда долгое время брали песок и глину для нужд столицы. В длину этот ров по направлению к Ваганьковскому кладбищу тянулся сажен на сто. Ямы, ямы и ямы, кое-где поросшие травой, кое-где с уцелевшими голыми буграми. А справа к лагерю, над обрывистым берегом рва, почти рядом с краем ее, сверкали заманчиво на солнце ряды будочек с подарками.

Во рву горели костры, окруженные праздничным народом.
- До утра посидим, а там прямо к будкам, вот они, рядом! …

… Вдруг загудело. Сначала вдали, а потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащими головами. Я не бросился за народом, упирался и шел прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей. Кое-где выталкивали наверх детей, и они ползли по головам и плечам народа на простор. Остальные были неподвижны: колыхались все вместе, отдельных движений нет. Иного вдруг поднимет толпой, плечи видно - значит, ноги его на весу, не чуют земли…

Вот она, смерть неминучая! И какая!

Императору Николаю II доложили о случившемся. Получив это известие, он, тем не менее, принял решение не отменять дальнейших праздничных мероприятий. Большинство погибших было похоронено на Ваганьковском кладбище, где позднее над братской могилой был поставлен монумент. Императорская семья пожертвовала 90 тысяч рублей в пользу пострадавших и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры.

Петровский путевой дворец в XX веке и в наши дни

В 1914 году во дворце разместился военный госпиталь. В 1918 году Петровский замок был национализирован. Хотя формально здание принадлежало нескольким Народным комиссариатам, за несколько лет оно было значительно разорено: утрачена отделка, предметы интерьера, паркетный пол пошел на дрова.

В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского «для утилизации». Такое решение было продиктовано тем, что еще в 1910 году на Ходынском поле был построен аэродром, позднее получивший название Центрального аэродрома им. Фрунзе , просуществовавший до 2003 года.

Военные смогли сохранить историческое здание, хотя и сильно переделали его. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался штаб Авиации дальнего действия , с 1944 года по 1946 год - штаб 18-й воздушной армии . Затем стены бывшего дворца снова заняла Академия. Из её стен вышли многие Герои Советского Союза, летчики и космонавты. Среди известных выпускников были маршал авиации, трижды (!) Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб, летчики-космонавты СССР первого отряда космонавтов Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, Владимир Михайлович Комаров и многие другие.

Стенд, посвященный Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского

Бюст К. Э. Циолковского около Петровского путевого дворца. Скульптор С.Д.Меркуров, архитектор И.А.Француз. Открыт 17 сентября 1957 года

Бюст Н.Е.Жуковского около Петровского путевого дворца. Скульптор Г.В.Нерода, архитектор И.А.Француз. Открыт осенью 1959 года

В 1997 году Петровский путевой дворец был передан в ведение администрации правительства Москвы. В 1998 году в нем начались реставрационные работы. К сожалению, за годы советской власти многие помещения были изменены, уничтожены интерьеры, утрачены все предметы мебели. В Круглом зале, высота которого составляет 16 метров, был устроен тренажерный зал.

Реставраторам пришлось работать по имеющимся старинным чертежам и фотографиям, однако многое воссоздавали по своему вкусу и видению. Поэтому в целом помещения вызывают сейчас ощущение некоторого новодела и пустоты.

Анфилада залов первого этажа с музейной экспозицией

Приемная на втором этаже

Дворцовая гостиная

Зеркала напротив друг друга зрительно увеличивают пространство небольших залов

5 марта 2009 года состоялось открытие воссозданного Петровского путевого дворца. Сейчас здесь размещаются Дом приёмов правительства Москвы и гостиница , специально для которой было пристроено новое здание, закрывшее фасад дворца со стороны Петровского парка. Президентские номера находятся непосредственно в здании Петровского дворца. В Петровском дворце также расположен ресторан «Карамзин».

Башни около нового гостиничного корпуса сооружены в неоготическом стиле и не выбиваются из общей стилистики Петровского дворца

Информация для посетителей и карта

Попасть во дворец можно с экскурсией, которую проводит Музей города Москвы в дни, свободные от официальных мероприятий. В Круглом зале бывают музыкальные концерты. Кроме того, в Петровском дворце устраивают фотосессии, в том числе и свадебные.

  • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 40
  • Станция метро: Динамо

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Ещё из Петровский путевой дворец, г. Москва
Летопись русской усадьбы

Петровский дворец был построен по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в 1776-1780 годах. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой».
Здесь во дворце несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. У Наполеона здесь обгорели волосы, а М.Ю. Лермонтов потолстел за двя дня пребывания во дворце. При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная "лужковская" реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий... / Дата фотографий: 2015 год, 19 апреля.


2.

Петровский парк был разбит при Николае I вокруг Путевого дворца, он быстро стал излюбленным местом прогулок московской знати и творческой интеллигенции. Парк называли Московским Версалем. Часть парка, расположенная за дворцом, сохранилась до нашего времени.


3.

Памятник Николаю Егоровичу Жуковскому в Петровском парке (скульптор Г.В. Нерода, архитектор И.А. Француз). В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Также в дворцовой части парка установлен второй памятник - К.Э. Циолковскому (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз).

Этот великолепный дворец, который несомненно является украшением столицы, был построен в 1776-1780 годах по приказу Екатерины II архитектором Матвеем Казаковым. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Расположен Дворец на Ленинградском проспекте, который раньше именовался как Тверской тракт.


4.

Здание было весьма странным и необычным, когда было построено. Эклектичный декор сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны относятся к древнерусскому стилю. Также присутствует классическая, четко выверенная композиция.

Здесь проходила главная торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. Под строительство были выделены пустующие земли около села Петровского, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю, который впервые упоминается в летописных источниках 1492 года.


5.

Здание с тосканскими башнями напоминает надежную крепость, а с другой стороны является изысканной аристократической виллой.

В смутное время здесь находились войска Василия Шуйского, шедшие навстречу Лжедмитрию II, который на тот момент скрывался в Тушино. Когда войска Шуйского отступили, самозванец занял село, но ненадолго. По одной из легенд, при бегстве из села, Лжедмитрий II зарыл здесь свои сокровища.


6.


В описи 1699 года указано, что в селе Петровском был сад: "на случай приезда монастырских чинов... А в том саду хоромы на каменном фундаменте, в них две светлицы с печами израсцовыми галанскими, промежу их сени, наверху чердак". В это время у села, благодаря боярам Зыковым, служившим у Петра I, появилось второе название Петровское-Зыково.


7.

Здание украшено множеством белокаменных деталей - кружевные наличники, романтичные арки с гирьками, пояски, колонны, похожие по форме на бочонки. Согласно описи дворца 1779 года: "со всех сторон корпуса на стенах... и слуховых окнах скульптурнаго украшения пирамидок, шаров и протчих разных званием штук больших и малых тысяча семдесят шесть. На двух малых башнях на кумполах... по одной звезде и аглицкой жести... да круг оных и всего корпуса каменных пирамидок больших и малых двадцать семь круглых штук".


8.

Арка с гирькой.

Изначально Екатерина II приказала известному архитектору Василию Баженову возвести город-театр - деревянную имитацию турецких крепостей, завоеванных русским солдатом. Архитектор построил дворец с минаретами и башнями - “на турецкий лад с разными вычурасами”. Императрице так понравился ансамбль, что она повелела возвести каменный путевой дворец в тех же формах. В 1775 не Баженов, а Матвей Казаков, приступил к строительству.


9.

Ворота между парадным и хозяйственным дворами.

Дворец предназначался как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Все царские особы приезжали на венчание на царство в Москву, в Успенский собор Кремля. Хотя центр власти и был на тот момент в Санкт-Петербурге, никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный ещё Иваном Грозным.


10.

На редкие экскурсии в Петровский дворец нужно записываться заранее.


11.

Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня, пока готовились к торжественной церемонии. Здесь останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей установлены на первом этаже дворца.


12.

Во время наблюдения за московским пожаром из окна у Наполеона обгорели волосы.

События 1812 года описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.


13.

Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели. Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии.


14.

"Пожар в Москве". Картина неизвестного художника XIX века, а слева от "пожара" картина В. Верещагина - "Наполеон в ожидании Мира".


15.

Коридор с бюстами российских императоров.


16.

Парадная лестница.

После страшного пожара 1812 года в Москве, Наполеон был вынужден отступить на север. В Петровском путевом дворце несколько дней базировалась его ставка. Находясь в стенах дворца, Наполеон наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. После отхода французов из Москвы, дворец был разорен и разрушен, остались только стены.


17.

Подъем на второй этаж, третий этаж закрыт для посетителей.

Реставрация дворца была поручена Огюсту Монферрану - автору Иссакиевского собора в северной столице. Переделка интерьеров была поручена архитектору Ивану Таманскому, который везде использовал модный на тот момент пафосный ампир. А художники из семьи Артари расписали купол центрального зала в модной технике "гризайль".


18.

По Парадной лестнице поднималась Екатерина II и другие представители рода Романовых.

В 1827 году Николай I утвердил план обустройства парка вокруг дворца по плану известного на тот момент в России паркостроителя Адама Менеласа. На некотором расстоянии от дворца проложили криволинейные английские дорожки, вырыли пруды и организовали купальни. В 1928 году началось строительство стадиона "Динамо", и большая часть петровского парка была уничтожена.


19.

В путевом дворце, на квартире у приятеля Д. Розена (его семейство занимало во дворце казенную квартиру), останавливался М.Ю. Лермонтов. Он писал: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».


20.

Кавалерский зал.

Восстановительные работы шли 10 лет лучшими архитекторами школы Казакова. Реконструкцией занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. В 1837 году здание снова вернулось к жизни.


21.

Вид от кавалерского зала в сторону приемной.


22.

При полном сохранении исторического облика дворец был переоснащен с учетом всех современных веяний. Теперь Петровский Путевой Дворец, как и в прежние времена, открыл свои двери для гостей самого высокого уровня.


23.

На потолке круглого зала гризайль - чудесная имитация объема на плоскости.


24.

Гризайль - это одноцветная живопись, переходное звено между рисунком и живописью.


25.

Лепнина на сводах Круглого зала.


26.

Дворцовая гостиная.

В начале 1835 года в парке по проекту архитектора М.Д. Быковского возвели деревянный театр в стиле неоклассицизма. А через два года было построено увеселительное заведение “воксал”, в котором произошёл дебют Антон Григорьевича Рубинштейна.


28.

Дворцовая гостиная.


29.

В круглом зале.

Напротив дворца на Ходынском поле регулярно проходили военные учения и смотры парадов.


30.

В наши дни уникальные интерьеры центрального корпуса сохранены в подлинном виде. Отреставрирован искусственный мрамор дверных и оконных откосов, но все это выглядит как новодел.


32.


В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца. Погибло 1300 человек. В тот день Николай II принимал во дворце депутации от крестьян и варшавских дворян, вместе с императрицей присутствовал на обеде для московского дворянства и волостных старшин.


33.


В 1914 году дворец был переоборудован в военный госпиталь. А после национализации в 1918 году здание сначала перешло в ведение Наркомзема и Наркомпроса, затем здесь разместился Наркомат имущества, а следом снова Наркомпрос. Впоследствии бывший дворец стал собственностью Управления Кремлем и домами ВЦИК.


34.

К Круглому залу примыкают четыре зала.


35.

В наше время восстановлена роспись Круглого зала дворца, потолок которого представляет собой купол, возвышающийся над полом на 16 метров.

В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Выпускником академии является первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.


36.

Приемная Путевого дворца.


38.

В Петровском Путевом дворце сейчас проводятся различные мероприятия: пресс-конференции, выставки. За историческими стенами — суперсовременное оснащение: полностью оборудованные конференц-залы, помещения для пресс-центра.


39.

Летом 1858 г. на даче у Д.П. Нарышкина жил Дюма-отец, посетивший не только Петровский замок, но и Бородинское поле и скорбевший о "великой ошибке" Бонапарта.


40.

Дворец расположен в районе Аэропорт города Москвы (ближайшая станция метро — «Динамо»). Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.

С 1997 года дворец находится в ведении администрации города Москвы.


41.

Бочкообразные колонны дворца отсылают нас к древнерусскому стилю.


42.

А вот и Наполеон... расстроен он.


44.

Первая московская линия трамвая прошла от Страстной площади до Петровского парка.


45.

Вид на дворец со стороны хозяйственной части.


46.

В Петровском парке находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы и храм Новомучеников и Исповедников российских. Архитектура храма Благовещения один из ранних примеров использования форм древнерусского зодчества.

Местная дачевладелица Анна Дмитриевна Нарышкина (в честь нее названа аллея) основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия. Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари. Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм.


47.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке» (Красноармейская ул., д. 2) построили в 1844 -1847 годах на средства одной из первых домовладелиц А.Д. Нарышкиной по проекту приближенного к царской семье архитектора Ф.Ф. Рихтера. Храм имел мемориальное значение и был сооружен в память умершей Анны Булгари, четырнадцатилетней внучки А.Д. Нарышкиной. Поэтому один из приделов был освящен в честь Симеона и Анны, другой придел Ксенофонта и Марии.

Земли парка стали раздавать под дачи в 1836 году. Разрешалось строить дома только «хорошей архитектуры», фасады дач утверждала специальная комиссия. Белинский писал о парке: «Какое очаровательное гуляние этот Петровский парк! Нет лучшего гуляния ни в Москве, ни в ее окрестностях!». Здесь находились дачи Апраксина, Голицына, княгини Волконской. Прогуляемся и посмотрим, что осталось рядом с Петровским дворцом!


48.

Рядом с храмом находится бывшая вилла Н.П. Рябушинского "Черный лебедь", построенная архитектором В.Д. Адамовичем и В.М. Маятом в 1907-1910 гг в стиле неоклассицизма.

О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды... Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций. В 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил "Черного лебедя" своими инициалами. Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле "Черный лебедь" обосновалась большевистская ЧК.

5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 "заложников" из числа "представителей старого режима" - бывших министров, высших чиновников, священнослужителей.


49.

На улице Красноармейской 1находился ресторан А.И. Скалкина «Эльдорадо», построенный в 1908—1909 годах архитектором Н.Д. Поликарповым по проекту Л.Н. Кекушева в стиле модерн.

Г-н Скалкин сам пел в ресторанах, потом собрал собственный хор, много лет работал со своими артистами в ресторане "Золотой якорь", в 1899 году приобрел собственный ресторан " Эльдорадо " в Петровском парке.

Это был небольшой деревянный дом, обставленный однако с известной долей изящества. У Скалкина выступала цыганка Варя Панина, знаменитая певица. Сюда приезжали смотреть на огненные пляски Саши Артамоновой. Уже в 1908 году Скалкин отстраивает новое здание, по проекту, над которым трудились Н.Д. Поликарпов и Л.Н. Кекушев. Кекушев разработал все металлические «украшения»: флагодержатели, фонари-торшеры, ограду.

Несколько лет назад Дом Офицеров выселили, и здание поставили на капитальный ремонт. Сейчас в здании обосновалась металлургическая компания «Мечел», на ее средства был проведен ремонт здания.


50.

Ресторан "Эльдорадо". Все металлические украшения были разработаны Кекушевым.


51.

В бывшем ресторане «Аполло» сейчас музей.


52. 55.


59.

Петровский дворец на Петербургской дороге, близ Москвы. Частное собрание С. Пичинелли.

Старые фотографии


60.

Фото 1870-1880 годов /

История Петровского парка и его построек. Дворец. Часть 1.

Петровский путевой дворец это первый памятник, который я увидела и запомнила с самого раннего детства, т.к. почти всю свою жизнь жила недалеко от него. Детям читают много сказок про царей и цариц, а здесь вот он наяву - царский дворец. Но и сегодня сотни, а может и тысячи раз проезжая мимо этого романтического замка он невольно каждый раз притягивает мой взгляд.


Дворец на этом месте возник по велению Идея построить на этом месте путевой дворец пришла Екатерины II после проведения праздника на Ходынском поле в 1775 г., посвященного победе России в войне с Турцией и заключению Кючук-Кайнарджийского мира, о чем я .
К этому времени старый и ветхий дворец в селе Всехсвятском пришел практически в негодность. Возводить дворец Екатерина поручила Казакову Матвею Федоровичу , ей понравились увеселительные павильоны, возведенные архитектором на Ходынском поле.
Земля, на которой начал строиться дворец, прежде принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) монастырю. Первое упоминание о этом владении монастыря относится к 1498 году, тогда оно были весьма внушительным по размеру, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. Отсюда дворец, а впоследствии и парк вокруг него стали называться Петровским.
Строительство началось в 1775 г., закончилось через четыре года, но отделка продолжалась до 1783 г. Самое раннее изображение дворца, которое мне удалось обнаружить, датируется 1811 г.

Говоря об архитектуре дворца, каждый исследователь находит в нем свои черты.


Романюк С.К. пишет " О Петровском дворце обычно говорят как о выражении древнерусских форм, как их понимали в XVIII в. Казаков представил императрице проект в стиле, наиболее подходящем к древнерусской архитектуре, - в том, который искусствоведы прозвали псевдоготикой. Именно так должен был выглядеть дворец в Москве: достаточно современный и в то же время выдержанный в "старинном" стиле... Однако вполне вероятно, что формы Петровского дворца избрали исходя из совсем других соображений.


Интересную мысль высказала историк архитектуры М. В. Нащокина, исследовавшая Петровский дворец и связь его с увеселительными постройками на Ходынском поле: если постройки на поле выражали цели, уже достигнутые в стремлении России к югу, к контролю над черноморскими проливами, то в образе Петровского дворца отобразились конечные цели в утверждении владычества над Константинополем, древней столицей Византии, в освобождении православия от власти ислама, и поэтому образ Петровского дворца с его мощным куполом призван был напомнить о главной святыне православия - о константинопольском храме св. Софии, а декор его был первой попыткой использовать детали древней византийской архитектуры".


Очень интересен керамический декор фасадов 2-го этажа и купола, для выполнения этих работ был даже приглашен специальный мастер - Иоганн Юст . Окна-люкарны обрамляют рога изобилия символ богатства и благополучия.


Комплекс сооружений: помимо дворца включал в себя еще кавалерские и фрейлинские корпуса, кухонный флигель, службы, конюшни и каретные сараи. Явная ассоциация с подлинной "европейской" готикой формируется за счет стрельчатых окон флигелей с рустованными наличниками и "бриллиантовыми" замковыми камнями.


Дворец был окружён двумя обширными дворами - парадным со стороны Петербургской дороги и внутренним с противоположной стороны, где располагался небольшой садик.

По внешнему периметру он укрыт крепостными стенами флигелей и башен подобно крепости, поэтому иногда его еще называют "Петровским замком".
Кадоль Огюст "[Петровский] замок" 1820-е гг.

Первоначально, с внешней стороны, вокруг всего комплекса была устроена глубокая канава, края которой были обложены дёрном; через неё были перекинуты каменные мостики. Таким приёмом традиционно выделялась русская помещичья усадьба XVIII столетия, а вообще традиция обведения жилого дома, усадьбы бороздой в качестве способа уберечься от тёмных сил, восходит ко временам язычества.
Некоторыми исследователями высказана еще одна интересная версия, касательно задумок Казакова, вот что пишет в своей ттатье архитектор-рестовратор Г. Мудров - "Задний, восточный двор ограничен невысокой кирпичной стеной с двумя "странными" башнями. Помимо портиков над входами, увенчанными шатровыми шпилями, барабаны верхнего яруса башен увешены маленькими башенками. В описях XVIII столетия их называют "башни с минуретами", то есть с минаретами. Вот вам и восток… В итоге получается, что Казаков, как человек своей эпохи, воплотил в своем творении символы государственной идеологии и, в частности, - идею о роли России как связующего звена между Западом и Востоком".


За долгие годы своего существования в путевом дворце побывало много царственных особ. Сама заказчица его постройки - Екатерина II впервые остановилась в этом дворце в 1787 году, и, по легенде, отослала караул, сказав, что будет ночевать под охраной своего народа. И будто бы всю ночь огромные толпы простых людей бродили под темными окнами, оберегая сон своей императрицы от малейшего шороха: "Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки".
Начиная
с Павла I, который останавливался во дворце в 1797 г. и устраивал на парадном дворе военные смотры и разводы , остановка здесь стала традицией перед торжественным въездом в город при коронациях .
Во время войны 1812 г. в Петровском путевом дворце по воспоминаниям современников расположилась ставка пасынка Напалеона, принца Евгения Богарне , о чем пишет уважаемый Подмосковный краевед
Гравюра Л.Рюота, раскрашенная акварелью. Евгений Богарне.

С принцем Богарне связана одна интересная история. Во время продвижения к Москве части корпуса под его командованием останавились в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. В первую же ночь пребывания в обители, Евгению Богарне, согласно монастырскому преданию, было ночное видение, к нему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа.

Принц исполнил просьбу Святого старца, мало того, он возымел такую веру к преп. Савве, что перед отъездом из монастыря попросил у настоятеля его икону. Так и случилось, Богарне был единственным из наполеоновских генералов, кто не был ни разу ранен и благополучно вернулся на родину. Перед смертью он завещал своему сыну - Максимилиану Лейхтенбергскому , что если ему случится когда-нибудь быть в Москве, то обязательно побывать в монастыре и поклониться мощам преп. Саввы.
Сын исполнил завещание отца, в августе 1839 г. он посетил монастырь и рассказал о о ночном видении отца.
Впоследствии Максимилиан женился на великой княгине Марии Николаевне, дочери Императора Николая I и остался жить в России, стал главно-заведующим Горного института, учредителем гальванического завода, а также почетным директором Академии художеств в Петербурге. Вот такая связь времен!
Спасаясь от пожара Москвы сюда бежал из Кремля Наполеон и пробыл во дворце несколько дней. Отсюда он смотрел на горящую Москву. Впоследствии он вспоминал - "Трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, так эта часть была нагрета пожаром... Не будь московского пожара, мне бы все удалось… Я провел бы там зиму… Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошел бы на Петербург. .. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?".
Мемуаристы свидетельствуют, что во все пребывание в Петровском дворце он не отдал ни одного предписания, ни одного воинского приказа.
Угловое окно справа на втором этаже - спальня Наполеона. Акварель XIX века.

Верещагин В.В. "В Петровском дворце в ожидании мира".

Вот строки А.С. Пушкина из "Евгения Онегина:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою!
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он...
Романюк С.К. пишет: - "После ухода французов, не тронувших обстановку дворца, его разграбили свои - нагрянули местные крестьяне и буквально оголили дворец, унеся все, что было возможно. После войны Петровский дворец долго стоял без ремонта".
Однако по интернету гуляет другая версия, "что после ухода из дворца французов, они его подожгли, главный купол обрушился". Хотелось бы получить ссылку откуда это пошло.
Вставка. Уже после написания поста в приложениях к книге Сытина П.В. я нашла "Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений после оставления Москвы французами", изданный П.И. Щукиным в 1897 г., в котором упоминается - "Сожжен Петровский дворец,..."
Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези. 1813 г.

На одной из экскурсий я услышала интересную историю, вот ее суть - После ухода французов в боковых крыльях казаковского творения был устроен временный госпиталь, в котором лечились как русские так и французские солдаты, одним из раненых был Кадоль Огюст (1782-1849) - французский офицер, художник, литограф. Во время войны 1812 года попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся в Москву и в начале 1820-х годов создал ряд неповторяемых образов города (см. выше одну из его работ). Однако, собирая данные об истории дворца, не нашла сведений о нахождении здесь госпиталя в 1812 г., подскажите кто знает.
Действительно, долгие годы дворец стоял без ремонта,
рухнула алебастровая лепнина купола, пострадали перекрытия залов первого этажа. В таком виде он простоял до 1826 г., пока на него не обратил внимание император Николай I, коронация которого состоялась 22 августа того же года, и как водится, он останавливался здесь перед въездам в Москву.
Торжественная коронация Николая I в Москве. 1826 г.

В том же году начались восстановительные работы, которые продолжались более 10 лет, тогда же архитектор И. Т. Таманский переделал часть интерьеров в ампирных формах. В дальнейшем дворец неоднократно изменялся при многочисленных ремонтах, в особенности перед очередным посещением высочайших жильцов. Среди зодчих в разные годы участвовавших в восстановительных работах во дворце встречаются такие замечательные имена как Монферран , Таманский , Шохин , Менелас .
Сохранилось несколько фотографий интерьеров дворца конца XIX века, которые впоследствии были использованы при его последней реставрации.
Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца.


Тот же зал.


Интерьер гостиной.


Вид анфилады жилых покоев Петровского путевого дворца.


С Петровским дворцом связано имя М.Ю. Лермонтова , который в последний свой приезд в Москву навестил здесь в апреле 1841 г. своего друга и сверстника Д.Г. Розена , служившего адъютантом у генерал-губернатора.(в отсутствие императорских особ во дворце была резиденция генерал-губернатора).
Художник К. А. Горбунов. 1841 год..

Жизнь в Путевом дворце пришлась по душе Лермонтову. "Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни", - писал он своим родственникам.
В Первую мировую войну здесь размещался госпиталь.
Интересно, что в дореволюционное время дворец было посетить гораздо проще, чем сейчас. Вот как об этом пишет Романюк "В обычные дни дворец был открыт для посещений, причем специально оговаривалось, что "вход возможен для всех, в отсутствие Высочайших Особ... Плата дворцовым лакеям необязательна". Правда, особых ограничений не было даже и в то время, когда высочайшие особы находились во дворце, - входить туда, конечно, не разрешалось, но в парк вход был всем невозбранный".

В самом конце XIX в. до Петровского дворца и парка можно было добраться на трамвае. Т оржественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 г Фото 1903 - 1908 гг.


А на самом Ленинградском проспекте, тогда Петербургском шоссе, недалеко от дворца на конечной остановке трамвая "Петровский парк" был построен вот такой изящный павильон по проекту знаменитого архитектора Шехтеля Ф.И.

История Петровского дворца в послереволюционное время вошла в серию постов, посвященных Ленинградскому проспекту.

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Один из самых запоминающихся среди прочих дворцов Москвы, Петровский путевой дворец «смотрит» фасадом на главную магистраль столицы - шумную и неизменно «пробочную» «Ленинградку».

    На подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Как мы помним, Ленинградское шоссе знаменито тем, что без единого светофора и поворота по нему можно проехать из Москвы в Санкт-Петербург. Собственно, дела обстояли таким же образом и в бытность его Тверским трактом: именно по этой дороге венценосные особы курсировали между двумя столицами. Скорость передвижения, ясное дело, была далека от сегодняшней, и поэтому на подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Эта утилитарная функция сооружения и объясняет название - «путевой». Автор проекта - знаменитый Матвей Казаков; дворец построен в стиле русской готики с причудливым сочетанием элементов готики и барокко, терракотовыми стенами и белокаменными наличниками. Благодаря полномасштабной реконструкции, завершившейся в 2009 г, Петровский путевой дворец обрёл былое величие и исключительную красоту убранства.

    Адрес: Москва, м. Динамо, Ленинградский просп., 40.