Львы дворцовой пристани. Львы на адмиралтейской набережной Лев на дворцовой пристани адмиралтейской набережной

Два льва на Адмиралтейской набережной у Дворцового моста самые известные львы Петербурга. Они установлены справа и слева от спуска к Неве. Адмиралтейство с момента постройки города было играло важную роль в его жизни. Здесь на Неву спускались корабли, через эти ворота поставлялись сырье и материалы. Скульптуры львом, изготовлены в 1832 году в Петербурге на Алексадровском чугунолитейном заводе, внутри пустые, и выполнены методом чеканки из листовой меди. По модели скульптура И. П. Прокофьева их изготовил мастер И. Пранг. Чугунные пьедесталы по рисунку архитектора Л. Шарлеманя были отлиты на том же заводе. Во время Великой Отечественной войны львы оставались на своих местах. Они практически не пострадали. Согласно одной из легенд о Петербурге, место вокруг Адмиралтейства имеет необычную ауру, необычную энергетику, поэтому здесь полезно гулять для здоровья. Возможно эта необычная энергетика спасала львов от фашистских снарядов в суровые военные годы 1941-1945. Однако в 2006 году специалисты
обнаружили повреждения знаменитых скульптур. Спина скульптуры ближнего к Дворцовому мосту льва не выдержала многочисленных любителей посидеть на его спине и прогнулась. Специалисты предложили установить внутри скульптуры прочный каркас. В
2007 году была отреставрирована скульптура второго льва.
При реставрации петербургских скульптур очень важно тщательно обработать поверхность, потому что лакокрасочное покрытие держится 3-4 года в условиях петербургского климата. /
Сергей Скрябин, Россия, Калининград/

Санкт-Петербург

Все пути ведут…на Дворцовую пристань! Да, да, а как же иначе? Ведь именно здесь находится одна из наиболее знаменитых и загадочных львиных пар северной Пальмиры, пользующаяся неизменной популярностью гостей города на Неве и заслуженной любовью коренных петербуржцев. В отличие от многих представителей львиного семейства града Петра Великого, этим сторожевым львам суждено было войти в историю и быть увековеченными не только словом, но и кистью. Именно их царственные изваяния запечатлели на своих полотнах «Дворцовая пристань» и «Вид на Неву от Зимнего дворца» известные художники ХІХвека В. Садовников и А. Беггров. Не стал исключением и век ХХ, открывший миру А. Остроумову-Лебедеву, иллюстрации которой к поэме А. Пушкина «Медный всадник» по сей день будоражат умы читателей, и С. Хаджибаронова, чей «Лев у Дворцового моста» стал еще одним свидетельством немалой популярности венценосных медных скульптур.

Людовик Франц Карл - Набережная Невы у западного фасада Зимнего дворца

История их появления полна загадочных совпадений и таких перипетий событий, что их впору было расследовать Тайной полиции Его Императорского Величества. Не претендуя на хлеб насущный главных сыщиков империи, мы все же возьмем на себя смелость приоткрыть завесу тайны и поведать читателю некоторые особенности строительства Дворцовой пристани и ее знаменитых львов.

Проектируя пристань-лестницу между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом, придворный архитектор Л. Руска планировал украсить спуск к Неве изящными женскими фигурами в сопровождении лежащих львов. Однако проект «верхами» одобрен не был. Помилуйте, господин Руска, но никаких женщин! И если уж львы, так львы сторожевые, а не мирно похрапывающие под шум волн, разбивающихся о твердыню гранита. Ведь после разрушения вокруг Адмиралтейства фортификационных сооружений судостроительный центр Петербурга, да еще и расположенный неподалеку от царской резиденции, необходимо беречь как зеницу ока!

Сторожевые львы появились в проекте декоративного решения Дворцовой пристани, принадлежавшем знаковому для истории Петербурга архитектору К. Росси, который предложил использовать в оформлении несколько скульптурных групп: коней с водничими для верхних уступов спуска и львов, опирающихся на шар (знакомый силуэт, не правда ли?), — для нижних. Проект был одобрен, но… Созданная В. Демутом-Малиновским модель «Коня с водничим» была далеко не столь успешна. Взамен поступило предложение установить на пристани конные группы наподобие украшавших Елисейские поля работ французского скульптора Г. Кусту. В Париж был направлен соответствующий запрос и даже получен ответ, но предварительный расчет стоимости отливки этих исполинских статуй свел на нет все старания архитектора. 32 тысячи рублей за группу – такова цифра, поставившая крест на блистательной идее оформления пристани у Адмиралтейства.

Что же делать? Как же быть? После перекрестной переписки архитектора К. Росси, ответственного за возведение и украшение Дворцовой пристани, директора Александровского чугунолитейного завода М. Кларка, ответственного за отливку грозных сторожевых львов, и министра Императорского двора светлейшего князя П. Волконского, ответственного за всех и вся, было принято решение изготовить львов методом дутья или чеканки из листовой меди. Спустя всего три месяца сторожевые львы Дворцовой пристани приступили к несению службы, вышагивая на чугунных постаментах с волютами, отлитых по проекту архитектора И. Шарлеманя. Авторство медных стражей принадлежит… А, собственно говоря, кому? Именно с этого вопроса и начинается запутанная история знаменитой львиной пары, следы которой уводят в Петергоф.

Многие экскурсоводы, проводя доверчивых туристов по гранитным берегам Невы и демонстрируя вздыбившиеся на пьедесталах мощные фигуры со впившимися в массивный шар когтистыми лапами, с уверенностью называют в качестве автора великолепных пышногривых царственных животных скульптора И. Прокофьева. Но так ли это на самом деле?

При всем почтении к Ивану Прокофьевичу, нам придется возразить против личного принятия мастером участия в оформлении Дворцовой пристани. Ибо один из известнейших художников России ХІХ века отошел в мир иной уже в феврале 1828 года, а вопрос о внешнем виде львов стал на повестку дня только осенью. А уж о том, что окончательное решение по их отливке было принято лишь спустя 4 года – в 1832, и говорить не приходится. Любознательный читатель может предположить, что львы были задуманы скульптором несколько ранее. Но последнее творение профессора И. Прокофьева датируется 1822 годом, после которого он не работал в связи с постигшим его параличом правой стороны тела вследствие тяжелейшего апоплексического удара.

Так откуда же взялось утверждение об авторстве потрясающих воображение львов Дворцовой пристани? В рассказах экскурсоводов удивительным образом переплетаются имя скульптора И. Прокофьева, схожесть львов Дворцовой пристани со львами флорентийской площади Piazzadellasignoria и утверждением, что сторожевая пара была отлита по уже имевшимся на Александровском чугунолитейном заводе моделям. При этом мало кто задумывается, что изложенные факты несколько противоречат друг другу.

Чтобы внести ясность, нам придется вернуть читателя к переписке между архитектором К. Росси, директором чугунолитейного завода М. Кларком и князем П. Волконским. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Так, по всей видимости, думали К. Росси и П. Волконский, задумав поставить на пристани сторожевую пару, прототипом которой послужили обитавшие в Петербурге у Военного министерства львы работы семейства Трискорни, напоминавшие тех самых пресловутых флорентийцев с Piazzadellasignoria.

Но М. Кларк «наполеоновские планы» развенчал, уведомив, что в связи с изменением размеров львов необходимо изготавливать под них новые гипсовые модели, что приведет к существенному удорожанию проекта. В то же время на заводе есть модели таких львов, но несколько меньших. Так может, министерство примет решение в пользу уже существующих? И министерство приняло, несмотря на все возражения К. Росси, утверждавшего, что размеры не впечатляют. Возражениям не вняли, поскольку ранее по тем же формам были отлиты львы Елагина дворца, Русского музея, дворца в Стрельне и аракчеевского имения в селе Грузино, а недовольства по поводу размеров стражей ни венценосное семейство, ни его окружение доселе не выказывало.


Но так причем же здесь И. Прокофьев, если все эти львы являются копиями пары, установленной на одной из красивейших площадей Флоренции?! Наверняка спросит наш уважаемый читатель. Дело в том, что все представители «львиной гвардии» Его Императорского Величества, начиная от львов Елагина дворца и завершая львами Дворцовой пристани, отлиты по формам золоченных бронзовых львов Львиного каскада Петергофа, авторство которых как раз и приписывалось некоторыми источниками профессору И. Прокофьеву.

Весьма занимательно, что при этом все те же источники в материалах по строительству и декоративному оформлению Михайловского и Елагина дворцов о фамилии скульптора успешно забывают и констатируют факт копирования львов флорентийских. Предположительно, вывод об авторстве профессора Петербургской Академии художеств был сделан на основании данных отчета по проводимым для Петергофа работам в журнале Академии, в котором упоминалось о доставке из литейной мастерской львиных форм и форм тритонов работы И. Прокофьева.

Однако по нашему разумению, Иван Прокофьевич «пал жертвой» документальной неразберихи. Уже в следующем отчете Академии четко обозначено, что профессор трудился только над тритонами, в то время как по отношению ко львам вместо автора указывается лишь общее количество гипсовых форм – 15 ящиков. По удивительному стечению обстоятельств, в Академию художеств незадолго до этих событий прибыло именно 15 ящиков гипсовых форм флорентийских львов с Piazzadellasignoria. Вместе с формами статуй Геркулеса и Флоры, также отправившихся на Львиный каскад. Случайны ли такие совпадения?.. Более того, львов Львиного каскада не включают в творческое наследие скульптора даже биографы И. Прокофьева (а ведь гордиться, мягко скажем, есть чем!).


Подводя итоги нашего, надеемся, не слишком утомительного расследования, остается лишь сделать вывод, что И. Прокофьеву принадлежит бесчисленное множество непревзойденной красоты барельефов и скульптур, но ко львам Дворцовой пристани этот замечательный мастер свою руку вряд ли приложил.

Если же уважаемому читателю после ознакомления с этим небольшим экскурсом в историю сторожевых львов Петербурга захочется иметь в своем доме такую же грозную пару, камнерезная мастерская ArtMart поможет воплотить возникшее желание в жизнь. И представляя новых обитателей дома изумленным гостям, можно будет сказать: «Это такая запутанная история…».

Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга .

После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева . На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами .

Описание

Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве . Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал.

Лев в символике

Льва называют «Царём зверей». Традиционный символ мощи, воплощающий силу солнца и огня.

Лев в мифологии

В египетской мифологии - символ божественной власти и царского достоинства, у ассирийцев и греков львы считались спутниками богинь, в раннехристианском искусстве лев поочередно символизировал святого Марка, святого Иеронима и даже самого Христа - как «льва от колена Иудина».

Модели львов

Сохранилась трёхсторонняя переписка между Карлом Росси , директором Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М. Е. Кларком и министром императорского двора П. М. Волконским .

Сначала Росси запросил Кларка о возможности изготовления таких статуй, а затем, видимо получив ответ, 20 октября пишет П. М. Волконскому:

Донесение министру императорского двора:

(на заводе хороших мастеров нет, а) …от искусства приготовления таковых моделей зависить будет совершенство фигур… гораздо бы лучше заказать сделать оные модели известным художникам

В ответ министр предложил скульптору осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни , которые находятся у подъезда дома военного министерства , с целью

Архитектор выполнил указания министра: осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но по результатам работы высказал своё категорически отрицательное отношение к навязываемому ему варианту:

Высказывание Карла Росси:

…львы сии по малости их для сего назначения будут казать безобразие

После этого в оформлении Дворцовой пристани наступил довольно длительный перерыв, причины которого историкам остались неизвестными.

Создание скульптур

…государь хочет знать, сколько будет стоить отливка двух львов по имеющейся в заводе модели…

Эти доводы Кларка сдвинули дело с мёртвой точки: медные львы для Дворцовой пристани были созданы. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева . Чугунные пьедесталы с волютами отлиты для львов на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя .

Государь повелел сделать двух львов чеканкой и четыре постамента из чугуна для львов и ваз

Львы установлены на Дворцовой пристани как украшение в сентябре 1832 году .

Сохранность и реставрация

Первые сведения о снятии львов с постаментов относятся к -1914 годам и связаны со строительством Дворцового моста . Историки логично предполагают, что снятые львы были отреставрированы.

Сохранность львов позволила им продолжить украшать Дворцовую пристань в то время, как самые пострадавшие памятники отправились на реставрацию.

Скульптуры были отправлены в реставрационные мастерские в начале 1950-х годов : сперва один, а за ним и другой были отправлены на восстановление и вскоре снова украсили Дворцовую пристань.

Внеплановая реставрация

Медного льва отправили на срочный ремонт в реставрационные мастерские. Необходимые для этого средства были предоставлены Российской партей жизни , проект курировал председатель Совета Федерации , лидер партии Сергей Миронов .

Вывоз льва на реставрацию был оформлен как театральное действо . «Врачи»-реставраторы в белых халатах осмотрели больного льва, они перебинтовали его и краном погрузили на «КАМАЗ », задрапированный под машину «Скорой помощи». На опустевшем постаменте льва заменили люди, одетые львами.

Реставрация продолжалась около 3 месяцев и обошлась в сумму около 300 тысяч рублей.

На период реставрации место скульптуры вначале заняла пластиковая копия - «солнечный» лев Бонифаций , расписанный участниками «Юношеской восьмерки». Впоследствии этот лев был продан на аукционе за 1,5 млн. рублей, деньги были перечислены на счета Научно-практического центра по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным детям и беременным женщинам.

Позже на постаменте находилась фигура льва, собранная из воздушных шариков.

В 2007 году в рамках той же инициативы была отремонтирована вторая скульптура. Восстановление обошлось в 262 тыс. рублей и было закончено к сентябрю 2007 года. На постамент была водружена плоская копия льва.

Реставрационные работы

Технология реставрации покрытия включает в себя расчистку, грунтовку и непосредственно реставрацию. Особенностью реставрационных работ в Санкт-Петербурге является то, что очень важно качественно обработать скульптуры, так как лакокрасочное покрытие в нашей среде держится не более трёх-четырёх лет. в процессе проведения работ были выявлены следы предыдущих реставрационных работ - на скульптурах обнаружилось много слоев краски. Кроме того, после расчистки на фигурах львов оказалось много дырок и вмятин.

Кроме комплекса восстановительных работ, было выполнено укрепление конструкции внутренним трубчатым каркасом. В оболочках полых скульптур были прорезаны отверстия и установлены латунные трубки.

Реставраторы убеждены в прочности созданной конструкции:

Теперь скульптуры будет сложно сломать, конечно, если не лупить по ним 10-ти килограммовой кувалдой!

Команда реставраторов состояла из четырёх человек, столько же участвовало в демонтаже. Срок проведения работ составил около месяца.

Львы в искусстве

Само месторасположение львов, на парадной Дворцовой пристани , окружённой зданиями Адмиралтейства и Зимнего дворца , обращённой к Неве , обусловила внимание к ней со стороны деятелей искусства.

Дворцовая пристань - парадный спуск к Большой Неве в Питере, созданный по проекту Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.

На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства , увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов.


Дворцовая пристань находится в непосредственной близости к Адмиралтейству, Дворцовому мосту и Зимнему дворцу. Сейчас пристань используется как причал прогулочных катеров, в 2004 году использовалась как остановка водного автобуса. С начала XX века к пристани пришвартован плавучий ресторан. Пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Она состоит из двух маршей по восемь ступеней, марши разделены между собой небольшой гранитной площадкой. Эта площадка по краям имеет два выступа, выходящих к реке. За этими выступами со стороны берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных.


Дворцовая пристань была Начала строиться в 1820-1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост. Пристань была построена по чертежам архитектора Карла Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства. Предложенные Росси статуи львов являются точной копией флорентийских львов. Моделями для литья являлись гипсовые слепки с оригинала, которые хранятся в Академии Художеств. Такие же львы были установлены Карлом Росси у Михайловского дворца.


После того, как все детали пристани были утверждены, в строительстве пристани наступила пауза, которая до сих пор не объяснена историками. С 1828 по 1832 год в деле строительства пристани не было подвижек, и с конца 1832 года события происходили одно за другим. В начале мая 1832 года Николай I сделал свой выбор: он распорядился установить на нижнем спуске к Большой Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королём в 1830 году, а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца. В конце месяца царь меняет своё решение и далее работы ведутся по проекту Росси, 31 мая 1832 года высочайшему вниманию поданы все детали проекта. 5 июня 1832 года на Александровском чугунолитейном заводе запущена работа над фигурами львов и постаментами. В сентябре 1832 года статуи львов были установлены на Дворцовой пристани одновременно с порфировыми вазами. В конце 1832-начале 1833 года П. К. Клодту была поручена работа над диоскурами, но они не сместили с постамента ни львов ни вазы. А статуи Геркулеса и Флоры в 1862 году были установлены в Александровском саду.

Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.


Исторически между флигелями Адмиралтейства до постройки набережной находилась Адмиралтейская пристань. Первые идеи оформления спуска к Неве у Зимнего дворца в продолжение Дворцового проезда к Неве выдвигались ещё до засыпки Адмиралтейского рва в 1817 году. Первым сохранившимся прочтением пристани стала работа архитектора Л. Руска, созданная ещё до засыпки Адмиралтейского рва как часть проекта набережной между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом. Она представляла собой красивую пристань-лестницу, которая была украшена четырьмя скульптурными композициями, которые представляли собой аллегорические женские фигуры на круглых пьедесталах, с лежащими каменными львами, обращенными в сторону дворца. Другой проект сохранился в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он представляет собой рисунок неизвестного художника, изображающий пристань с двумя парами лежащих львов. Следующее предложение исходило от известного скульптора В. И. Демут-Малиновского. Он создал модель «Конь с водничим», которая не получила одобрения и была отклонена. Но на её базе возникла новая идея - украсить пристань конными группами наподобие скульптурной группы «Кони Марли», которая находится в Париже при въезде на Елисейские поля. Скульптурные композиции изображали исполинских бешеных коней, со свирепым взглядом и оскалом зубов и развевающейся гривой. Кони влекут за собой водничих, кажущихся в сравнении с животными малорослыми. Скульптурные группы были созданы в 1745 году скульптором Гийомом Кусту. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и поэтому изображены гигантами рядом с малорослыми водничими.От имени Петербургской Академии художеств был отправлен запрос о возможности получения малых моделей коней Марли. На первый запрос не было реакции и в 1827 году во Францию был отправлен повторный запрос. В ответ К. П. Брюллов в феврале 1828 года присылает из Парижа в Академию художеств небольшой рисунок одной из конных групп. В начале марта в Санкт-Петербург поступают малые бронзовые копии обеих групп, а 5 октября прибыли алебастровые для создания по ним больших моделей. Комиссия, запросив расходы на отливку композиций в металле, оценила стоимость 32 тысячи рублей за группу непомерно дорогой. Модели коней Марли изготовлены не были, начались поиски более доступного варианта.

В проекте Дворцовой пристани архитектор хотел установить нижним ярусом статуи львов и верхним - статуи диоскуров работы П. К. Клодта. Скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения пристаней Адмиралтейской набережной в конце 1832 - начале 1833 года. Летом 1833 года скульптор изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере. После этого успеха в работе над этим проектом наступила вынужденная пауза, обусловленная тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы, а диоскуры были установлены на Аничковом мосту.Вазы были выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя. До установки на этом месте вазы хранились в Таврическом дворце.


Каждый петербуржец может с большой долей уверенности заявить о том, что одно из наиболее завораживающих мест в городе – Адмиралтейская набережная с загадочными львами. Царственные звери добавляют мистики в романтические прогулки этими местами. Пользующиеся огромной популярностью в Санкт-Петербурге, медные сторожевые львы являются точной копией собратьев, несущих охрану во Флоренции. С единственной разницей: заморские львы – каменные. Тем не менее в Северной столице цари зверей пользуются таким успехом у туристов, что неоднократно страдали от желающих половчее и повыше залезть на фигуры, дабы словить удачный ракурс для съемки.

А звери-то немолоды – почти 200 лет от роду. Серьезная цифра! Дата рождения величавых статуй из тонкой листовой меди – 1832 год. Изготовлением грациозных кошек на Александровском чугунолитейном заводе занимался мастер Пранг. А для литья использовали гипсовые слепки с флорентийских сородичей. В том же году фигуры и вазы стали главным украшением спуска к Неве. Чуть позже вазы перенесли на Петровскую пристань, а львов разместили поближе к Адмиралтейству. Опорой для «хранителей» стали пьедесталы, отлитые на том же заводе. Удобно устроившись на чугунном «коврике», львы не только все это время верно несли свою службу, но и стали ярчайшим украшением гранитного спуска к Неве.

Со своего места они не пытались спрыгнуть вот уже столько лет… ну, разве что тайно прогуляться ночным городом, когда вокруг нет ни одного стороннего наблюдателя.

Не было бы реставраций, да туристы помогли

Отменная качественная заводская работа оправдала себя и не нуждалась в постоянных ремонтах. Львы стойко пережили Великую Отечественную и требовали реставрации лишь дважды – в послевоенные годы и в 1991 году. А вот третья реставрация была вынужденной и крайне необходимой.

Тогда в полые туловища львов пришлось «вживить» прочные стальные каркасы. В них не было бы надобности, если бы многочисленные туристы, постоянно взбирающиеся на спину одного изо львов, не проломили тому туловище.

Кроме пылкой любви туристов, царственные изваяния на Адмиралтейской набережной заслужили и на хвалебные шедевры словом и кистью. Известные художники XIX века Василий Садовников и Александр Беггров запечатлели сторожевых львов на своих полотнах. Анна Остроумова-Лебедева и Сергей Хаджибаронов, творящие уже в XX столетии, тоже посвятили свои работы популярным скульптурам.

Автора на сцену! Да настоящего!

Сама история появления этих красавцев надежно спрятана под завесой тайн и загадок, которую так интересно хоть чуток приоткрыть…

Первоначально спуск к Неве планировали украсить женскими фигурами в «львином» сопровождении. Но идею отмели, оставив лишь животных, да притом с непременным условием: те в обязательном порядке должны быть сторожевыми! Ведь судостроительный центр Северной столицы следует оберегать денно и нощно! Так львы-охранники очутились в проекте архитектора Карла Росси, а после появления на свет приступили к несению важной службы.

Именно с определения «отцовства» львов начинается тайна этой истории. Многие экскурсоводы уверяют туристов, якобы фигуры были отлиты по проекту Ивана Прокофьева. Но как оказывается, это не совсем так: вряд ли мастер на тот момент мог лично принимать участие в оформлении пристани. Иван Прокофьев почил зимой 1828 года, а вопрос об обличии львиной «гвардии» встал только осенью. Не говоря уж о том, что лишь спустя 4 года было принято решение об отливке фигур. На предположение, мол, скульптор мог еще ранее задумать грациозных кошек, тоже имеется ответ. По состоянию здоровья (полный паралич правой стороны) мастер последние 6 лет не занимался творчеством. Как ни крути, а, выходит, что приписывание авторства ошибочно. Ивану Прокофьеву, и правда, принадлежит великое множество красивейших скульптур и барельефов, но, увы, к Адмиралтейским львам они никакого отношения не имеют.

Как бы там ни было, а до сих пор величавые звериные скульптуры занимают свое особое место под небом Санкт-Петербурга. Хорошо просматриваемые с множества точек Адмиралтейской набережной, четкие профили львов отображаются на фоне глади Невы, одновременно украшая гордыми очертаниями небесный свод…