Город мантуя италия. Мантуя в сокровищнице италии. Праздники в Мантуе и провинции

Город Мантуя изначально строился как оборонительный пункт: здесь очень удачное место для контроля путей из Северной в Центральную Италию. Жители Мантуи были надежно защищены как крепостными стенами, так и многочисленными болотами, в которых увязла не одна армия, пытавшаяся захватить город в обход единственного пути.

ОЗЕРНЫЙ ГРАД

За свою долгую историю Мантуя несколько раз оказывалась то среди новых русел рек, то среди топких болот, и в ее окрестностях образовались озера.

Итальянский город Мантуя расположен в довольно необычном месте. Как правило, градостроители сторонятся болот с их болезнетворной атмосферой, непригодной для проживания множества людей. Мантуя — исключение из правил.

Город обосновался на берегах реки Минчо, неподалеку от ее впадения в реку По. Мантуя с трех сторон окружена водой: в этом месте Минчо многократно изгибается, образуя новые русла, старицы и озера. Фактически город стоит на острове посреди болот, и такое местонахождение было выбрано специально.

Люди жили здесь со времен неолита 6-7 тыс. лет назад. На землях вокруг города обнаружены остатки многочисленных поселений. В дальнейшем этот край заселили этруски, основавшие город в VI в. до н. э. и назвавшие его в честь Мантуса — одного из богов подземного мира.

В III в. до н. э., когда Рим расширял границы своих владений, им была захвачена и Мантуя. Славу городу принес тот факт, что в 70 г. до н. э. неподалеку от него появился на свет Вергилий (70— 19 гг. до н. э.) — величайший поэт Древнего Рима, прозванный «мантуанским лебедем». В период падения Рима город неоднократно подвергался разрушениям германскими племенами.

До конца VI в. Мантуя была связана с Адриатическим морем рекой Минчо, но в 589 г. разлилась соседняя река Адидже, ее наводнение изменило окружающий ландшафт, русло Минчо отклонилось, и она стала притоком По.

В 603 г. город был завоеван лангобардами, затем стал резиденцией графов Тосканских (Каносса). Напоминание о тех давних временах — необычная на вид церковь-ротонда Сан-Лоренцо.

В XII в. скончалась последняя представительница рода графиня Матильда Тосканская и Мантуя добилась статуса независимой коммуны, что положило начало расцвету города.

Мантуя стала членом Ломбардской лиги — военно-торгового союза северо-итальянских городов, противостоявших Священной Римской империи. Столь мощное покровительство дало возможность мантуанцам провести мелиоративные работы на болотах и, не опасаясь нападения, построить множество прекрасных зданий. Горожане выкопали четыре огромных пруда, ставших линией обороны Мантуи: до наших дней сохранились три из них. Город оказался как бы на полуострове, добраться до него можно было только по узкому перешейку, и захватить было практически невозможно.

В XIII в. Мантуя оказалась в центре борьбы политических группировок гвельфов и гибеллинов и перешла во власть рода Бонакольси. Именно при них и были построены несколько заметных зданий Мантуи, сохранившихся до наших дней и сообщающих городу непередаваемое средневековое очарование.

В XIV в. род Бонакольси захудал и ему на смену пришел род Гонзага, чей двор стал самым блистательным в Европе. Гонзага были известными меценатами, давали заказы поэтам и художникам, при них в Мантуе начинал свой творческий путь сам Рубенс. В XV-XVI вв. Мантуя была одним из центров итальянского Возрождения. Правители Гонзага, хотя и были кондотьерами (фактически — главарями банд наемников), возвели все знаменитые городские замки, дворцы и сады.

В 1708 г. Мантуя была захвачена Австрией и находилась под ее властью вплоть до 1866 г., с перерывом в 1797— 1814 гг., когда ею владели французы.

В 1866 г. Мантуя вошла в состав Итальянского королевства.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ИДЕАЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В 2007 г. исторический центр Мантуи включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, так как в его планировке и застройке ярко выражено оптимистическое настроение итальянского Ренессанса.

Дни величия Мантуи миновали, и сегодня это небольшой город с богатой историей, привлекающей массу любителей старины.

В прошлом веке экономика города активно развивалась, как и вся экономика городов Севера , и сегодня здесь крупные промышленные предприятия — нефтехимический комбинат, машиностроительные заводы — соседствуют со старинными зданиями. Такое соседство вызывает большую озабоченность городской общественности, недовольной экологической обстановкой в городе.

Беспокойство горожан понятно: ведь туристы приезжают в Мантую, привлеченные в первую очередь ее историей, в том числе и культурной. Именно в соседней Вероне и Мантуе, куда выслали Ромео за смерть Тибальда, происходит действие трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»: «И мы пустились вскачь на лошадях из Мантуи сюда к ограде склепа...». А тут еще и знаменитый повеса, ловелас и куплетист Герцог, герой оперы Джузеппе Верди «Риголетто» — правитель Мантуи. И в 1607 г. композитор Клаудио Монтеверди дал в Мантуе премьеру оперы «Орфей» — при поддержке маркиза Гонзага.

Маркизы Гонзага были очень богаты и могли себе позволить такую роскошь, как покровительство лучшим зодчим Италии. По их заказу Леон Батиста Альберти (1404-1472 гг.), основоположник новой европейской архитектуры и выдающийся теоретик искусства эпохи Возрождения, построил церкви Сан Себастьяно и Сан Андреа, определившие основное направление в архитектуре кватроченто.

В церкви Сан Андреа покоится прах придворного художника герцогов Гонзага и самого оригинального художника Возрождения Андреа Мантеньи (около 1431-1506 гг.), оставившего после себя в городе несколько гениальных творений.

Другой великий архитектор и живописец—Джулио Романо (1492-1546 гг.), самобытный представитель искусства маньеризма — по заказу тех же Гонзага построил Палаццо Дель Те — роскошный дворец с фресками самого Романо и его учеников. Маркиз Федерико Гонзага был без ума влюблен в некую придворную даму, и все Палаццо-дель-Те задумано и выполнено как поэма любви. Здесь и зал Психеи со сценами брачного пира Психеи и Амура, и залы Солнца, Метаморфоз, Зодиака, Гигантов.

Свой средневековый облик сохранил фасад другого дворца — Палаццо Дукале, где совершенно случайно, в 1969 г., были открыты фрески по мотивам легенд о рыцарях короля Артура одного из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения Антонио Пизано, или Пизанелло (1395-1455 гг.).

Более поздние строения — Епископский дворец и кафедральный собор в стиле барокко. Основное здание собора было построено еще в начале XII в. От его прежней готической архитектуры уцелела только колокольня, а новый барочный фасад выполнен во второй половине XVIII в.

Самая старая из сохранившихся церквей города — ротонда Сан-Лоренцо, построенная из кирпича в виде круглого здания в романском стиле. У церкви странная судьба: маркизы Гонзага еще в 1579 г. закрыли ее для богослужений — так недолюбливали род Каносса. Потом здание служило то складом, то доходным домом. И только в начале XX в. ее реконструировали, и с 1926 г. здесь вновь проводятся службы.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАНТУИ

Культовые:

■ Церковь-ротонда Сан-Лоренцо (XI в.).

■ Ренессансные церкви Сан Себастьяна (1460 г.) и Сан Андреа (1472-1494 гг).

■ Мантуанский кафедральный собор (XII в., вторая половина XVIII в.).

Архитектурные:

■ Часовая башня (Торре-дель-Оролоджо, XVI в.).

■ Палаццо Дель Те (1525-1534 гг).

■ Делла Раджо-не (1250 г.).

■ Бролетто (1227-1273 гг) и Бонакольси (XIII в.).

■ Галерея и музей Палаццо Дукале (1290-1708 гг.).

■ Площади Пьяцца-делле-Эрбе и Сорделло.

■ Театр Биббиена (1767-1769 гг.).

Исторические:

■ Замок Сан-Джорджио (Святого Георгия, 1395-1406 гг.).

■ Дом Андреа Мантеньи (1476 г.).

■ Дом Джулио Романо (1544 г.).

Культурные:

■ Вергилиевская академия наук и искусств (1768 г.).

■ Манту-анская библиотека (1780 г.).

■ Памятник Вергилию (1927 г.).

■ В Мантуе сохранился дом самого архитектора Джулио Романо, где он жил, пока занимался выполнением заказов для маркизов Гонзага, причем уже существовавшее строение он перестроил в собственном характерном стиле.

■ Знаменитый мантуанский театр Биббиена в действительности довольно мал и вмещает всего 363 зрителя. В 1770 г. 13-летний Вольфганг Амадей Моцарт играл здесь концерт с невероятным успехом.

■ С 1997 г. в Мантуе происходит одно из самых значимых культурных событий Европы — Литературный фестиваль. В нем принимают участие авторы со всего мира — до 700 чел. Они читают лекции в исторических зданиях города в течение пяти дней.

■ Название Мантуя носят города и поселки в , и на .

■ Римский поэт Вергилий родился в деревеньке под Мантуей, которая существует и поныне, под названием Виргилио. В самом городе в 1927 г. был открыт монумент с бронзовой статуей Вергилия в сквере у набережной Минчо.

■ Мантуанская библиотека была основана во второй половине XVIII в. именным указом императрицы Марии-Терезии (1717-1780 гг).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Западная Европа, Северная Италия.
Дата основания: VI в. до н. э.
Административная принадлежность: провинция Мантуя, регион Ломбардия, Италия.
Административный статус: административный центр провинции Мантуя.
Язык: итальянский.
Этнический состав: итальянцы.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.
Реки: Минчо и По.

Где находится

Мантуя, родина древнеримского поэта Вергилия – один из красивейших городов Северной Италии. Находится в регионе Ломбардия и является столицей провинции Мантуя.

Как добраться до Мантуи

Сюда удобнее всего добираться от . Если Вы путешествуете на автомобиле, то время в пути составит около 40 минут. Нужно придерживаться шоссе Бреннер (шоссе А 22), выходы на «Мантуя Север». А если Вы следуете из Болоньи, то «Мантуя Юг». В Мантуе достаточно сложно найти парковку, поэтому нужно оставлять машину на специальных стоянках вне города, а затем пересесть на автобус. Либо заселяться в отель, предоставляющий услуги парковки.

Также сюда можно доехать и на поезде. От вокзала Вероны до Мантуи поезд следует 46 минут. Стоимость поездки на региональном поезде составит приблизительно 4 евро. Покупать билеты лучше заранее на сайте http://www.trenitalia.com (иногда бывают скидки), там же можно узнать расписание поездов.

Если Вы следуете из аэропорта , Парма или Бергамо не на машине, то придется воспользоваться несколькими видами общественного транспорта, делая пересадки.

Где остановиться

В город Мантуя можно приехать одним днем, осмотреть все достопримечательности и уехать. Если Вы хотите остановиться на одну или несколько ночей, чтобы не спеша осмотреть все достопримечательности и погрузиться в ритм города, то в городе можно найти отели на любой вкус и средства. В недорогом отеле стоимость одного номера на двоих с завтраком может составить 40-60 евро. Конечно, все зависит от сезона, даты бронирования и акций отелей.

Что посмотреть в Мантуе

Мантуя – очень живописный город за счет того, что он со всех сторон окружен озерами. В 12 веке было решено организовать защиту города, используя реку Минчо, на берегу которой стоит Мантуя. Таким образом было создано четыре искусственных озера. И это стало настоящим подарком для местных жителей и туристов: кроме красоты озера дарят прохладу в жаркий летний день.

Город очень богат на достопримечательности, до наших дней сохранившие свой средневековый облик, как будто нетронутый людьми и временем за долгие века. Исторический центр Мантуи состоит из четырех площадей плавно перетекающих одна в другую. С прилегающими зданиями и сооружениями входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В комплекс исторический центра входит главная площадь – площадь Сорделло, на которой находится Герцогский дворец, или Палаццо Дукале. Дворец принадлежал правителям города – семье Гонзага, с которой связаны основные достопримечательности города. Сейчас дворец представляет собой музей, на его территории можно отдохнуть в маленьких парках и двориках, случайно попасть на достаточно большую площадь. Это целый комплекс, зайти в который можно предварительно заплатив 12 евро. На посещение дворца желательно отвести не менее двух часов.

Напротив находится епископский дворец – Палаццо Весковиле, а также очень похожий на Палаццо Дукале дворец, принадлежавший династии правящей до семьи Гонзага — Бонаколси. На площади Сорделло находится кафедральный собор города – собор Святого Петра, а также виднеется Башня Клетки, некогда служившая местом наказаний провинившихся граждан, которых сажали в клетки, которые висели на этой башне. Также в конце площади можно увидеть дом Риголетто, где проходят различные художественные выставки.

На оставшихся площадях исторического центра стоит посетить дворец Подеста, дворец Правосудия с Часовой башней, показывающей фазы Луны и зодиакальные созвездия, круглую церковь святого Лоренцо – старейшую церковь города, датированную 11 веком. Зайти внутрь церкви можно совершенно бесплатно.

Гуляя по городу можно посетить зеленую площадь-парк, в котором находится статуя Виргилия, по обеим сторонам которой располагаются два фонтана; увидеть базилику Святого Андрея, построенную в 15 веке; расположенную напротив базилики площадь трав – живописное место, где в настоящее время располагается фруктовый и овощной рынок; один из символов Мантуи — дворец Те, окруженный садом; замок Святого Георгия, а также множество других средневековых церквей, дворцов и других сооружений.

По Мантуе очень интересно прогуляться беспорядочно, без заранее подготовленного плана. Природа внушает посетителям спокойствие и умиротворение. Уличные тротуары города сделаны в виде галерей, над которыми расположены вторые этажи домов. Никогда не знаешь в какое удивительное место может завести очередная просторная улица или «галерея». А мест, не входящих ни в один путеводитель, но уютных и приятных глазу очень много.

Грандиозный архитектурный комплекс Палаццо Дукале, или Герцогский дворец - один из крупнейших в Европе. Он был построен в качестве резиденции правителей Мантуи. Все постройки, входящие в дворцовый комплекс связаны между собой многочисленными галереями, украшены живописными садами и внутренними двориками.

Древнейшие части дворца были построены в конце XIII века - именно тогда по приказу капитана народа Гвидо Бонакольси был возведен Палаццо дель Капитано и "Большой Дом". Эти две постройки образуют, так называемый "Старый двор". Спустя некоторое время - в период между 1395 и 1406 годами архитектор Бартолино да Новара возвел неподалеку Замок святого Георгия, который с середины XV века становится резиденцией семьи Лодовико II Гонзага (герцога Неверского).

В северо-восточной башне находится знаменитая "Супружеская комната", которая была расписана фресками в 1465-1474. На первом этаже также располагаются первый кабинет и первый "грот (личные апартаменты) супруги Франческо II Гонзага - Изабеллы дЭсте. В 1480-1484 годах был построен "новый двор", автором проекта которого стал архитектор Лука Фанчелли. "Новый двор" включал в себя Герцогские апартаменты, которые позднее были расширены и украшены. В конце XVI века во дворце была построена Церковь святой Варвары. Дворец оставался домом для семьи герцогов Гонзага в течение нескольких столетий - с 1328 по 1707 год.

Дворец Разума (Palazzo della Ragione)

Дворец разума (Palazzo della Ragione) был построен в XIII веке и до 1797 года являлся местом проведения городских судов. Крупнейшее средневековое здание поражает своей архитектурной смелостью и действующими солнечными календарем-часами. Зал дворца имеет почти прямоугольную форму, более 80-ти метров в длину и 27 метров в ширину, высота Palazzo della Ragione – 24 метра.

Здание арочного типа, его огромную крышу поддерживают колонны, а открытая лоджия окружает верхний ярус. Дворец разума – это один из крупнейших астрологических памятников средневековья. Предполагается, что фрески были замыслом падуанского астролога и медика Пьетро д’Абано, в исполнении Джoтто. Но в 1420-м году, во время пожара, произведения были сильно повреждены. Венецианские архитекторы восстановили цикл фресок, состоящий из 333-х квадратов, которые расположены в несколько этажей.

Сегодня мы можем приехать в Мантую на площадь Piazza delle Ebre, чтобы увидеть один из красивейших дворцов Италии, фрески на астрономические темы, побывать на оживленном рынке, который разделен на площадь трав и фруктов. На первом этаже Palazzo della Ragione огромное количество магазинов и лучшее вино.

А какие достопримечательности Мантуи вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Аутлет Fashion District

Аутлет Fashion District в Мантуе, открытый в 2003 году, вмещает в себе самые известные торговые марки, продающиеся с привлекательными скидками от 30 до 80 процентов. Здесь можно купить одежду, обувь, бижутерию, сумки, бытовые товары и другие вещи и предметы. Аутлет был построен под влиянием эпохи Возрождения и занял площадь 33 000 квадратных метров, на которой расположилось более 100 различных магазинов.

В первый день распродаж возле аутлета выстраивается огромнейшая очередь машин, приехавших сюда ради покупок. В эти дни без покупок точно никто не уходит. Здесь можно купить сапоги за 60 евро, стильные кожаные сумки известных брендов за 30 евро, туфли Дольче Габанна за 50 евро, шелковое платье от Гая Маттиоло за 70 евро и много других выгодных и качественных вещей.

Кафедральный собор Мантуи имеет долгую историю. Первое здание на его месте было построено еще в эпоху раннего христианства. Оно не уцелело, на рубеже 14 и 15 веков было восстановлено и реконструировано. Именно в это время у собора появились колокольня из красного камня и замечательный, великолепной красоты классический готический фасад.

В 16 веке здание было повреждено пожаром и вновь подверглось реконструкции. А еще позже, в 18 веке, первоначальный фасад из разноцветного мрамора был несколько видоизменен в романском стиле и заменен на беломраморный.

Внутри собор так же прекрасен, как и снаружи. В нем находится ценный алтарь работы Паоло Фаринати, одного из самых значимых живописцев Италии 16 века. А интерьер украшен работами известных художников Мантуи.

Театр Бибьена

Одна из главных достопримечательностей Мантуи - Академический театр Бибьена, основанный в XVIII веке. Создателем этого великолепного здания был художник Ф.Г. Бибьена, являвшийся представителем известнейшей семьи архитекторов и театральных декораторов. Их "фирменным" стилем было использование приемов "визуального обмана" и пространственной иллюзии, создающих потрясающий эффект.

Строительство театра в Мантуе велось в течение двух лет - в 1767-1769 годах. Здание было выполнено в стиле барокко. В интерьере четыре яруса полукруглых лож, которые ограничивают несколько колонн. Торжественное открытие театра состоялось 3 декабря 1769 года. В этот день на сцене театра поставили произведение Луиджи Гатти "Вергилия и Манто". Второе название театра Бибьена - "Научный театр". Оно связано с тем, что помимо спектаклей здесь планировалось проводить различные совещания, диспуты и прочие научные мероприятия. Все это полностью соотносилось с просветительскими тенденциями эпохи.

Спустя несколько недель после открытия, 16 января 1770 года, в театре дал концерт юный Моцарт, которому тогда было 14 лет. По окончании выступления зал и здание театра удостоилось высокой оценки со стороны отца гениального композитора и музыканта.

Свой современный неоклассический облик фасад здания приобрел несколько позднее. Он был создан в 1775 году по проекту знаменитого архитектора Джузеппе Пьермарини.

Театр расположен поблизости от комплекса Палаццо Дукале.

Церковь Сан Андреа

Церковь Святого апостола Андрея Первозванного - крупнейшая в Мантуе. Она была частично возведена в Средневековье, но на протяжении длительного времени оставалась недостроенной.

Церковь Сант-Андреа в Мантуе стала одной из важнейших построек известного архитектора и ученого Леона Баттиста Альберти в Северной Италии. Зодчий попытался в своем творении объединить традиционную базиликальную форму храма, для которой характерен большой купол. Это крупнейший из проектов Альберти был завершен уже в XVIII веке Филиппо Юваррой. Несмотря на то что церковь строилась после смерти своего создателя, именно в ней в значительной степени сохранился первоначальный замысел Альберти, чем в остальных его постройках. Фасад церкви выглядит величествено, отдаленно напоминая триумфальную арку. Внутреннее убранство, декор интерьера, украшение обоих ордеров - все это полностью соотносится с духом архитектуры Высокого Возрождения.

Палаццо Те

Загородный дворец Палаццо Те - ярчайший представитель эпохи маньеризма. Дворец строился по заказу мантуанского маркиза Федерико II Гонзага, под предводительством специально приглашённого римского архитектора Джулио Романо, который воплотил в жизнь весь свой гений и фантазию. У Романо не было никаких ограничений в плане финансирования, и потому его шедевр был построен всего за полтора года.

Интерьер Палаццо Те украшен красивейшими фресками, из которых авторство главной принадлежит руке самого Романо. Его изображение Юпитера, громящего молниями гигантов, полностью покрывает поверхность квадратного "Зала Гигантов" с куполом на потолке.

К сожалению, всё содержимое дворца было разорено австрийцами в 1630-ом году. С тех пор дворец часто использовался как казарма, что не лучшим образом сказалось на состоянии интерьеров многих залов.

Дом Риголетто

Действие известнейшей оперы Верди разворачивается в Мантуе, а вот главного ее персонажа - шута Риголетто - на самом деле никогда не существовало. Но наверное это не так важно. Оказавшись непосредственно в центре пусть и оперных, и не до конца исторически достоверных событий, приятно слиться с историей с помощью таких вот маркеров, как дом Риголетто.

Ненастоящее жилище легендарного шута находится напротив Герцогского дворца недалеко от Кафедрального собора. Во внутреннем дворике этого скромного строения 15 века стоит статуя Риголетто, напоминая о том, что Италия - темпераментная и музыкальная страна, невозможная вне искусства.

Самые популярные достопримечательности в Мантуе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Мантуи на нашем сайте.

Мантуя. Италия.

– древний город в регионе Ломбардия .
Мантую основали этруски в VI в. до н.э. Но своего максимального расцвета город достиг во времена синьории под управлением Гонзага, т.е. в 1328-1707 гг. Гонзага – один из самых известных и влиятельных родов эпохи итальянского Возрождения. Гонзага сначала были синьора Мантуи, затем маркизами, а потом герцогами.
Политика Гонгаза заключалась в защите границ и поддержание мирного равновесия между могущественными соседями: Венецианской республикой , Миланом и Феррарой.
С 1708 года Мантуя попала под власть австрийцев. В 1797 г. город захватили войска Наполеона.
Венский конгресс 1815 г. вернул Мантую австрийцам.
В 1866 г. город вошел в состав объединенной Италии .

Современная Мантуя живой и туристический город, он живописно окружен озерами.
Такая водная система сложилась в XII в., когда архитектор и инженер Альберто Питентино предложил организовать защиту города, используя реку Минчо. Так вокруг жилого центра появились четыре озера – Супериоре, Меццо, Инфериоре и Пайоло, сделав Мантую островом, который соединялся с «большой землей» двумя мостами.

От ж/д станции пройдем по проспекту corso Vittorio Emanuele II , который приводит piazza Andrea Mantegna . Здесь нас встречает базилика святого Андрея (Basilica di Sant"Andrea) , возведенная по проекту Леона Баттиста Альберти в 1472 г. Через 328 лет был надстроен купол по рисункам Филиппо Йюварра.
В крипте хранятся священные вазы с кровью Христа, которую привез в Мантую римский центурион Лонгин.
Лонгин по приказу Пилата пронзил бок Христа копьем, в этот момент произошло затмение солнца и землетрясение и центурион уверовал в Христа. Кроме того, Лонгин провел рукой, испачканной кровью Христа по своим больным глазам, и они стали здоровыми. Легенда рассказывает, что собранную кровь Лонгин привез в свой родной город.
В одном из приделов базилики похоронен живописец Андреа Мантенья , который умер в Мантуе в 1506 году.


Направо от базилики простирается площадь Трав (Piazza delle Erbe) , которая берет свое название от фруктового и овощного рынка, расположенного здесь.


Цветочный рынок на площади.

Самая древняя постройка площади и города - круглая церковь святого Лоренцо .


Церковь святого Лоренцо и Часовая башня.

Церковь Святого Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo) возвели в XI в. по приказу Матильды ди Каносса, внутри сохранились следы византийских фресок. Матильда ди Каносса была могущественной и влиятельной женщиной Средневековья, это она выступала посредником между папой Григорием VII и императором Генрихом IV, отлученным от церкви и так унизительно просившим прощение.


Интерьер церкви святого Лоренцо.

Рядом с церковью возвышается Часовая башня, относящаяся к XV в. Часы также показывают лунные фазы и в каком зодиакальном созвездии находится солнце.


Часы.

Идем дальше к площади Сорделло .
На Piazza Sordello сосредоточены основные постройки Мантуи.
Входя на площадь через арку, открывается красивый вид на Кафедральный собор, выполненный в готическом стиле.


Кафедральный собор посвящен Святому Петру , он выполнен в романском стиле с готическими элементами в 1395-1401 гг. Позже случился пожар, нанесший существенный вред собору и восстановление поручили Джулио Романо. Фасад собора, покрытый каррарским мрамором, датируется 1761 г. Сбоку сохранились готические окна-розетки, которые принадлежали более древней церкви.
Под главным алтарем хранится тело Святого Анзельма да Баджо – покровителя Мантуи.

Справа от собора – Герцогский дворец – городская резиденция семьи Гозага, огромный комплекс, состоящий из лабиринта комнат и коридоров.
Герцогский дворец (Palazzo Ducale). Piazza Sordello, 4
Закрыт 1 января, 1 мая, 25 декабря и по понедельникам.
Открыт 8.45 – 19.15. Билет 6,5 евро.


Герцогский дворец (Палаццо Дукале) является символом своего времени, он вмешает 500 комнат и залов, дворики, площади и внутренние сады.
Любопытны комнаты, называемые «апартаменты карликов» , где все выполнено в миниатюрном размере. Но на самом деле, карлики здесь никогда не жили: это была символическая реконструкция.
Безусловно, стоит упомянуть «комнату для новобрачных» , расписанную Андреа Мантенья. Художник изобразил семейный портрет Гонзага и сцены из придворной жизни Мантуи. Фреска плафона, изображающая в самом центре свода круглую галерею с людьми, смотрящими сквозь перила, является, по сути, первой иллюзионистической декорацией в западноевропейском искусстве. Искусно написанные облака еще более усиливают впечатление прорыва в небо.

Здесь жила Изабелла д"Эсте – самая знаменитая маркиза Мантуи. Изабелла д"Эсте родилась в Ферраре, она была старшей дочерью ферррарского герцога и старшей сестрой не менее известной Беатриче д"Эсте, герцогини Милана. Изабелла д"Эсте получила хорошее образование и в 16-летнем возрасте она вышла замуж за 25-летнего Франческо II Гонзага. Изабелла д"Эсте была красива, умна, начитана и остроумна. Она увлекалась искусством и покровительствовала художникам и поэтам. В ее дворце побывали Леонардо да Винчи, Андреа Мантенья, Перуджино, Корреджо, Тицин, Рафаэль и другие.
Изабелла д"Эсте любила украшения и умела одеваться со вкусом. Красивая и стильная она быстро стала «первой женщиной» эпохи Возрождения. Вместе с тем английский писатель Генри Мортон, тонкий наблюдатель и неутомимый исследовать исторических персонажей, замечает, что Изабелла д"Эсте была высокомерной, пробивной и стервозной женщиной, которая не помогла умирающему бедному Мантенья, а торговалась с ним за бюст Фаустины. Она проходила по художественным студиям и сметала все то, что ей нравилось. А если речь заходила о покупках, то Изабелла д"Эсте приказным тоном писала найти ей шкурку животного с головой для муфты.
Когда ее муж Франческо умер в 1519 году, то престол унаследовал старший сын Изабеллы Федерико. Но он был еще мал, поэтому Изабелла д"Эсте стала регентом и продолжала управлять страной. За это время позиции Мантуи окрепли.
Умерла Изабелла д"Эсте через 20 лет, ее похоронили в церкви Святого Павла в Мантуе, но ее останки пропали из могилы.


Герцогский дворец

В конце площади Сорделло находится дом Риголетто – персонажа одноименной оперы Верди. В этом здание проходят художественные выставки.


Свернем направо и увидим замок Святого Геогрия (Via San Giorgio) , который был возведен в 1395 г. для защиты города, но в 1459 году замок трансформировали в резиденцию Фанчелли. Внутри замок оформил Мантенья.


Пройдем вдоль крепостных стен и набережной, потом свернем направо на via Trieste .
После пересечения канала, повернем направо на via Gilberto Goi , затем налево на via Massari и направо на via XX Settembre , которая приводит на площадь Piazza Martiri di Belfiore. Раньше вместе здания почты на площади возвышалась церковь, но ее разрушили. Единственное, что осталось от церкви – статуя Святого, установленная на мосту. Всю эту зону перестроили в начале XIX в. Пройдем по направлению к Рыбному рынку, покрытому рядом портиков. Здесь торговали рыбой, выловленной в озерах и привезенной на рынок по каналам в лодках. С другой стороны располагались мясные лавки.
Продолжим наш маршрут по via G.Chiassi .
На перекрестке с via Poma находится церковь святого Барнаба . Современная постройка относится к XVIII в., а первые известия о церкви датируются 1268 годом. В церкви был похоронен Джулио Романо, но его могила была утеряна.
Пройдем по via Poma .
Там, где улица расширяется слева будет дом Джулио Романо , возведенный в 1544 г., но позже перестроенный. Над входными дверями установлена статуя Меркурия и барана – это герб семью Джулио Романо. Сейчас дом находится в частном владении и его нельзя посетить.
Настоящее имя гениального архитектора, живописца и рисовальщика было Джулио Пиппи, прозвище Романо означало «римлянин», т.к. он родился в Риме . Джулио Романо был один из самых талантливых учеников Рафаэля. Под руководством Рафаэля он трудился над фресками в Ватикане и на вилле Фарнезина в Риме , он также написал ряд картин и завершил многие неоконченные работы своего учителя.
В 1524 году Джулио Романо приехал в Мантую по приглашению маркиза Федерико II Гонзага. Его назначили главным архитектором дворцовых построек Гонзага. В Мантуе Джулио Романо написал фрески для герцогского дворца, изображающие сцены из мифа о Диане и из истории троянской войны. Но главным творением стал палаццо Те, к которому мы идем. Умер Джулио Романо в Мантуе 1 ноября 1546.
На пересечении с via Giovanni Acerbi свернем направо.
Пройдем вперед и увидим с правой стороны доминирующий храм святого Себастьяна , возведенный в 1460 г. по проекту Леона Баттиста Альберти. Позже в церкви устроили склад, но в начале XIX в. опять для религиозных целей.


Храм святого Себастьяна

Почти напротив церкви расположен краснокирпичный дом №47, известный как дом Мантенья .
Андреа Мантенья был придворным художником с 1457 года и маркиз Людовик Гонзага подарил ему кусок земли. Дом из красного кирпича с уникальным цилиндрическим двориком можно посетить.
Он открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 12.30 и с 15 до 18. Вход свободный, если нет выставок.

Пересечем Viale Risorgimento и viale Isonzo , где находятся два портала с Орлами. Отсюда начинается сад, принадлежащий дворцу Те . Аллея, окруженная деревьями приводит к палаццо Те , который является еще одним символом Мантуи.
Дворец возвел в 1525-35 гг. Джулио Романо для Федерико Гонзага. Дворец четырехугольной формы находится на острове, образованном каналом. Канал был окружен садами, фонтанами, статуями и деревьями, а в центре возвышался дворец Те.
В последующие века дворец использовали в качестве казарм. Сады, фонтаны и статуи были уничтожены. Зачем они нужны солдатам?


Дворец Те

Позже дворец был отреставрирован. Сейчас здесь расположен музей с восьмью залами, где можно полюбоваться работами Джулио Романо и других художников.

Кухня Мантуи

Мантована (Mantovana) – типичный хлеб из Мантуи круглой формы из пшеницы мягких сортов.
Sorbir d"agnoli или bevr"in vin – суп, в бульон которого добавляют вино, а затем пасту или тортелли, например, с тыквой (Tortelli di zucca).
Среди вторых типичных блюд стоит отметить щуку (luccio) и тушенное мясо осла или лошади (Stracotto d"asino, Stracotto d"cavallo) .


Блюда мантованской кухни.

Мантуя даже для богатой на достопримечательности Италии является уникальным творением человеческих рук. Неслучайно весь исторический центр города, включая площади, строения, улицы внесен в список ЮНЕСКО, как единая уникальная ценность. Ветры истории не смогли изменить индивидуальность Мантуи. А люди сделали все возможное, чтобы сохранить как можно дольше этот прекрасный город.

Его описывал Вергилий, упоминал Верди в «Риголетто». Ромео волею Шекспира был сослан сюда после поединка с Тибальдом. Такая слава неслучайна. Мантуя или Мантова, как называют ее итальянцы, еще во времена ренессанса была признана культурной столицей Италии. Кстати, в 2019 году именно этот город заявлен Италией на звание культурной столицы Европы.

Мантуя расположена на берегу реки Минчо. Когда-то она вообще находилась на острове между озерами и рекой, напоминая своими пейзажами Венецию. Но часть озер была осушена, каналы засыпаны. Оставили один, для полноты ассортимента достопримечательностей, наверное. Чтобы уж точно иметь в одном месте все возможные красоты и редкости. Два прекрасных озера у въезда в Мантую тоже сохранены.

Гонзага – покровители Мантуи

В 1328 году Луиджи Гонзаго победил забытого историей предшественника и на долгие века сделал свой род наследными правителями Мантуи. У знаменитого семейства было немало своих «скелетов в шкафу». Кто же из власть имущих в Средние века не занимался интригами, не отправлял неугодных родственников в монастыри и на тот свет. Герцоги Гонзаго не составили исключения. Но для города они стали настоящими радетелями, меценатами, бескорыстными покровителями.

Каждые следующие представители семейства одной из главных своих жизненных задач считали укрепление и расцвет Мантуи. Кроме привлечения к строительству города лучших архитекторов, творцов, строителей, они сделали его центром культуры и искусства. По сути, они стали законодателями художественных пристрастий, моды и даже нравов своего времени. Быть вхожим в мантуанский двор считалось престижным для всей Европы.

Понятно, что такое влияние стало возможным после укрепления политических позиций. Умные и дальновидные Гонзага роднились с представителями влиятельных семейств австрийской, византийской династии, установили дипломатические отношения со Священной Римской империей, Венецианской Республикой, с Папой Римским. В Герцогском Дворце – главной достопримечательности Мантуи, есть зал, украшенный портретами представителей рода. 13 епископов, 14 кардиналов, есть даже свой святой, утвержденный в этом звании Папой Римским. Достойный список. Один из портретов, на котором изображено семейство в своем составе на начало XVII столетия, принадлежит кисти самого Рубенса.

Благодаря искусному политическому лавированию правителей, Мантуя до XVIII века была единственным независимым городом. Потом, после очередных войн за главенство и территории, город был присоединен к Австрийскому королевству. Спустя время в нем «похозяйничал» Наполеон. Затем опять Австрия. На этом процветание Мантуи завершилось. Лишь в 1866 году она вошла в состав Италии.

Последующие политические бури тоже оставили след на ее облике. Но Италия сделала все возможное, чтобы восстановить, улучшить и сохранить прекрасное лицо города. Забавный факт: периодически в городской мэрии работают представители рода Гонзага. А его главе предоставляется право открытия ежегодного Мантуйского фестиваля в Италии.

Прелестная Мантуя

Город настоль гармоничен, что создает впечатление шкатулки сокровищ. Герцоги Гонзага, их многочисленные вассалы при строительстве жилищ стремились превзойти все европейские дворы. Многим это удалось. Дворцы и замки Мантуи уникальны настолько, что часто не дают возможности сравнения. У каждого здания в городе есть своя интересная история и свой колорит. Даже коротко рассказать обо всем, заслуживающем внимания, просто невозможно. Многочисленные туристы составили свой рейтинг топ-достопримечательностей.

Палаццо Дукале или Герцогский Дворец. Принадлежал он, естественно, семейству Гонзаго. И был в те времена самым большим в Европе. Сейчас величественное сооружение впечатляет не меньше. Это не одно, а целый ансамбль зданий, включающий крепость, базилику и сам дворец, насчитывающий 500 залов.

Как многие знаменитые постройки средневековья, эта достопримечательность города строилась не одно столетие. Отсюда смешение разных стилей, но сделанное мастерски, с соблюдением гармонии и красоты. Соединяют помещения красивые переходы, коридоры, галереи, внутренние дворики и сады. Интерьеры залов и помещений украшены ценнейшими произведениями культуры того времени. Здесь представлены работы Леонардо да Винчи, Донателло, Андреа Мантенья, Джулио Романо. Сохранились даже незаконченные фрески Пизанелло, интересные тем, что на них оживают страницы легенд о славном короле Артуре.

Кафедральный собор, находящийся на площади Сорделло прямо напротив Палаццо Дукале. Собор не впечатляет размерами, но настолько необычен снаружи! Особенно если обходить его, наблюдая резкую смену архитектурных стилей. Романский стиль сменяется готикой, стены из красного кирпича – многоцветным мраморным фасадом в стиле барокко, стрельчатые окна и шпили – строгими капеллами. Внутренние нефы и алтари собора украшены бесценными фресками, полотнами Франческо Коста, колоннами из каррарского мрамора. Роскошный и величавый – так можно охарактеризовать величественное сооружение, знаменитое на всю Италию.

Необычная архитектура, богатое внутренне убранство выделяют из общего ряда достопримечательностей Мантуи Базилику Сант’Андреа. Вначале на месте храма был бенедиктинский монастырь. В XV веке, взяв за основу самую красивую часть сооружения, архитектор Альберти спроектировал будущий шедевр. Увы, сам он не смог реализовать свои планы, а его ученики воплотили в жизнь лишь часть проекта. В общем, как большинство средневековых дворцов, здание стало долгостроем. Но нет худа без добра: каждые последующие зодчие вносили свои изюминки в создание шедевра.

Палаццо дель Те притягивает как магнит всех, кто хоть раз о нем слышал. Творение любимого ученика Рафаэля Джулио Романо считается эталоном маньеризма – стиля манерного, изощренного, своеобразного. Романо был сыном своего века и вложил в этот дворец все свое творчество, вдохновение, талант. В средствах его не ограничивали. Правящий в тот период Федерико Гонзаго процветал, и для полного счастья ему не хватало лишь специального помещения для развлечений и пиршеств.

Джулио Романо создал неповторимое произведение искусства. Причем необычная достопримечательность была возведена всего за полтора года. В течение последующего десятилетия интерьеры украшались и пополнялись все новыми шедеврами. Залы Гигантов, Амура и Психеи, большой Лошадиный зал оформлены фресками, над которыми трудился сам Романо. Красочные, зачастую пикантные сюжеты, богатство деталей, роскошь декора дают представление о фривольности и свободе нравов того времени. Колоссальные размеры фрески «Низвержение титанов» и своеобразный натурализм произведения просто ошеломляют!

Но кроме старинных достопримечательностей стоит познакомиться еще с одной – музеем Тацио Нуволари. Легендарный гонщик прославил родной город. У него даже прозвище было «Летающий Мантуанец». В 20-х годах прошлого века он стал звездой автогонок и навсегда остался гордостью Мантуи и всей Италии.