Горнолыжные курорты армхи и цори - взгляд на загадочную ингушетию. В ингушетии на базе курортов армхи и цори будут развивать все виды туризма Трассы курорта «Цей»

Горнолыжный курорт Цори будет расположен на просторах Ингушетии у реки Гулойхи. Оказавшись здесь, среди снежных холмов, кажется, что время останавливается. Цори поражает величественной красотой своих горных вершин, привлекает постоянством покоя и равновесия. Он принимает туристов из разных стран круглый год. Здесь можно вдоволь насладиться катанием на лыжах или сноубордах, укрепить свое здоровье, налюбоваться ослепительной красотой зимней природы и вернуться домой полными сил и впечатлений от активно проведенного отдыха. На сегодняшний день запланированы целый ряд проектов для придания этому курорту статуса международного, для активного развития его инфраструктуры.

Положительным моментом является то, что пологие склоны Цори позволяют развивать здесь почти все виды зимнего спорта и все виды туризма. Важен и тот факт, что к активному отдыху будут привлекать и людей с ограниченными возможностями. Для них к 2019 году планируется возвести специальный лифт, специальную лыжную трассу, где беспрепятственно смогут ездить инвалидные коляски.

Обзорное видео

Отличительные особенности

Аул Цори



Каменные башни в ауле Цори датируются, условно говоря, 12-17 веками. Сегодня башни заброшены и частично разрушены, но когда-то это был мощный комплекс замкового типа, возведённый на гребне горного выступа у горы Цори. Комплекс состоит из трёх внушительных боевых и примерно 20 жилых башен с различными пристройками и погребальными сооружениями. Он был выстроен цоринцами, одним из ингушских обществ, которые в 19 веке играли ведущую роль в Ассинском ущелье. В период позднего Средневековья Цори был своего рода духовным, экономическим и политическим центром всей округи. Являясь изначально центром одноимённого шахара (союза общин — тейпов), в 19 веке он стал ядром, вокруг которого происходило объединение тейпов в единый ингушский народ. Каждая из башен обладает собственным характером: разные формы камней, арки над дверями и окнами, количество и пропорции последних, а главное, декоративные элементы. Ремесленники и мастера, учёные люди и зодчие Цори славились своим искусством на всю округу. Внешняя схожесть множества башен комплекса объясняется аналогичностью их пропорций: вероятно, цоринцы нашли своеобразный единый золотой стандарт соотношения частей построек. Тем не менее каждая из башен обладает собственным характером: разные формы камней, арки над дверями и окнами, количество и пропорции последних, а главное, декоративные элементы. Самые высокие из пятиэтажных башен Цори достигали 24 м.

Любуясь Цори вблизи, можно разглядеть на стенах многих построек сохранившиеся орнаменты, сделанные очень простым и одновременно оригинальным способом: для того, чтобы украсить строения, некоторые камни из ровных стен вынимали, создавая рельеф. Кроме того, башни украшают простые рисунки и солярные символы, высеченные на камнях, — так называемые петроглифы. Особенная отличительная деталь оформления башен — это изображение ладоней возводившего их мастера у входа. Башни Цори были обнесены внушительной каменной стеной, остатки которой сохранились по сей день. Кроме того, к стенам Цори примыкала полуметровой толщины стена с воротами, которые тщательно охранялись, представляя собой своего рода КПП на исторической Дороге ингушей. Сейчас от стены сохранилось только само основание. На соседнем с Цори холме можно увидеть ещё три башни — это башни Аргауг, боевая и две жилых. Отсюда открывается отличный вид на Цори сверху, хотя забираться не слишком удобно: тропы нет. Одна из славных легенд, связанных с Цори, рассказывает о девушке-воине, храброй наезднице Могушке. Предание гласит, что девушка командовала отрядом из шести с лишнем десятков воинов-мужчин и устрашала врагов своей отвагой. В середине 17 века после смерти девушки в Цори для неё был выстроен отдельный трёхъярусный мавзолей, Могушка-каш. Это семиметровая усыпальница с многоярусной крышей, возведённая на скале на южном краю аула.

На самом юге ингушской земли, на приграничных с Грузией территориях, будет построен новый всесезонный горно-рекреационный комплекс Цори. Он разместится в Сунженском и Джейрахском районах республики, на величественном горном хребте Цорейлам, к востоку от реки Ассы.

На территории этого живописного района сохранились свыше 2000 уникальных исторических памятников архитектуры, в том числе православных, которые археологи относят к VII–XI векам. Один из крупнейших - башенный комплекс Цори замкового типа на гребне горного выступа. Кроме того, именно здесь, в районе аула Цори, сложился многочисленный Цоринский шахар - объединение родов, которому позднее довелось сыграть одну из ключевых ролей в образовании единого ингушского этноса.

Именно поэтому новый курорт может стать не только центром зимнего отдыха, привлекательным для спортсменов-альпинистов своими горными склонами, хребтами и островерхими пиками гор, в том числе пиком Гуржуса, задевающим облака на высоте почти 3000 метров над уровнем моря. Цори откроет широкие возможности для развития этнического и исторического туризма, когда каждый гость этого края сможет окунуться в традиционный быт, религиозные верования и многовековые обычаи ингушского народа.

Этот уникальный природный уголок отличается ландшафтами невиданной красоты, а малолесистые и пологие живописные склоны будто самой природной предназначены для зимнего катания. Возможность свободно перемещаться с южных склонов хребта Цорейлам на северные, в зависимости от освещенности трасс солнцем и состояния снежного покрытия склонов, делает будущий курорт привлекательным для горнолыжников и сноубордистов - от начинающих до опытных спортсменов.

Большое внимание на курорте Цори будет уделено возможностям обеспечения комфортного отдыха для маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями.

Будущий курорт расположен на расстоянии 90 км от аэропорта Магас, который предполагается реконструировать с учетом увеличения пассажиропотока в регионе. Готовится программа модернизации автодорожной сети в районе курорта.

На Кавказе планируется построить ряд горнолыжных курортов. Ингушетии не осталась в стороне от этих проектов и в Джейрахском районе планируется также построить курорты "Цори" и "Армхи".
Однако планы-планами и сегодня очень важно знать ответ на вопрос: а как - же на самом деле должен выглядеть и функционировать современный горнолыжный курорт?
Ответ на этот вопрос ищем на страницах популярного издания Daypic.Ru:

Многие из вас не были на горнолыжных курортах и мы бы хотели рассказать о том, как работает эта огромная структура. Действующее лицо – Les Arcs – достаточно популярный курорт с 425 километрами трасс, располагающийся на высотах от 1600 и до 3200 метрах.
(36 фото)

1.Ну, главное на курорте – место проживания. Обычно, это мелкие альпийские деревушки, заселенные местными круглый год с различными отелями. Но в Les Arcs несколько иначе. Практически все «Арки» состоят из отелей, spa-центров, ресторанов,магазинов и т.д. Но всё же есть и частная собственность. Вот так например выглядит «Арк» 1950.

2.Год выдался очень снежным, поразглядывайте балконы отелей

4.Ну,хватит сидеть в отеле – пошли на гору. Вся огромная территория курорта представляет зависимую паутину трасс и подъёмников. Для того,чтобы на них кататься нужно купить специальную карточку – ski-pass, можно купить ski pass сразу на несколько разных зон катания. Так,например, мы могли съездить в Куршавель покататься на день и в 3 долины.

5.Видов этих подъёмников – куча! Вот первый, часто люди приезжают из близлежащих городов к самому низу курорта, а оттуда ходит вот такой вот паровозик.

6. Оттуда забираемся всё выше, выше, выше и выше. Можно на бугеле (вставляешь таблетку между ног и она тянет тебя, не самые приятные ощущения…).

7. Самый распространенный вариант – кресельный подъёмник.

8. Кабинки часто возят на дальние расстояния, километров так на 5. А-то если холодно, ветер в лицо – опупеешь на открытых подъёмниках ехать.

9. Еще вот такие допотопные открытые,стоячие кабинки есть.

10. Вообще, я был на многих курортах, и в Арках народ тратится на подъёмники меньше всего. Очень часто они старенькие и неудобные. Если сравнивать с курортами Австрии – небо и земля. Там они модернизируют их чуть ли не каждый год.

11. Ну и еще один хочу показать. Он соединяет 2 разных зоны катания.

12. ну а дальше – поееехали! Трассы разбиты по уровням сложности.
Зеленые- совсем легкие
Синие – легкие
Красные – средние
Черные- сложные
Понять,что за трасса можно по специальным столбикам по бокам трассы.

15. Так же в Арках очень много места для катания по целине. Ощущения абсолютно разные. Там кататься сложнее, но едешь, как по маслу.

16. Из-за огромного количества снега, а следовательно появлялась опасность схода лавин, сотрудники курорта подрывали опасные участки. Иногда скидывали шашки с вот таких вертолетов.

17. А иногда и сами взрывали.

18. Ах да, если вы путешествуете с детьми, то можете отдать их в школу. Там за ними присмотрят настоящие профессионалы своего дела. Ну как профессионалы.. Ребенок плачет – им пофиг) Ну а если честно,то они большие молодцы, быстро и хорошо научат кататься ваше чадо. Да еще так научат,что удерживаться за ними не сможете! Ну а если хотите,то и сами можете пойти в школу.

19. ну мимими же,да?)

21. Обычно,мы на горе проводили по 6 часов. Понятное дело,успеешь устать, проголодаться. Тогда на помощь приходят различные кафешки. Там можно принять ванну, выпить чашечку кофЭ, ну и покушать.

22. Правда вот с последним у французов беда… На горе вкусно покушать очень тяжело… Другое дело – австрияки и немцы! У них всегда есть вкуснейший штрудель, венский шницель….. мммм…..

23. Но приехали мы сюда зачем? КА-ТА-ТЬСЯ => нужно чем-то жертвовать.

24. Что еще нужно для счастья?

25. Теперь поговрим о безопасности на трассах. С этим всё очень серьезно. К сожалению, лыжи – очень травмоопасный спорт и я каждый день видел, как кто-то очень неудачно летел… Часто это зависит не от тебя. Ты можешь кататься на уровне чемпиона мира, однако сверху может ехать тот,кто только учится и влететь в тебя… Склоны патрулируются множеством снегоходов, спасателей и даже вертолетов.
На фотографии упавший лыжник во время ночного катания и спасатели.

26. Если же, не дай Бог, случай совсем тяжелый,то вас немедленно эвакуируют на вертолете и доставят в ближайшую госпиталь.

27. Итак, катальный день подходит к концу – на склонах появляются бугры, наледь, где-то уже и травка показывается…

28. А ведь их всегда нужно держать в хорошем состоянии!

29. Тогда на склоны выползают ратраки – огромные махины со специальным оборудованием для выравнивания трасс.

30. Думаю, все понятно, как они работают. А если нет – расскажу. Сзади у них под желтой штукой скрываются острые шипы, которые тащятся по склону, и тем самым они выравнивают трассу.

31. Вот эта фоточка не моя, а нагло украденная у мамы.

32. Пару лет назад я катался за рулем на такой штуке, если найду фотографии и видео – обязательно покажу!

33. Город засыпает, а ратраки всю ночь будут объезжать все!!! 425 !!! километров трасс.

34. Вот так выглядят их треки.

36. Вот и всё. Пожалуй, я многого об этом не знаю, но то,что видит обычный отдыхающий – рассказал.

Остановится можно в курорте Арамхи, где относительно недорого. Планируют построить второй курорт в районе Цори.

Наиболее известные древние замки – Вовнушки и Цори, древнейший христианский храм Тхаба-Ерды. Поскольку людей здесь очень мало, то никакой общественный транспорт не ходит. Поэтому, если надо добраться до Цори или Вовнушек, то лучше договориться с местными.

А народ в этих местах дружелюбный и гостеприимный. Как-то мы прокололи колесо, остановились на дороге. Каждая вторая машина останавливалась, и люди предлагали помощь. Ну и любопытства ради интересовались, «откуда мы и куда путь держим».

На первом фото ингушская башня ночью изнутри.

2. Малоснежная зима в Ингушетии

Пожалуй, самое известное в этих краях сооружение – каменная крепость Вовнушки (ударение на первый слог). По данным археологов башенный комплекс служил не только боевой крепостью, но также и сторожевым постом, играя важную роль в охране маршрута «Великого шелкового пути». Считается, что крепость построили в XIII-XVвв. Точно никто не знает.

Крепость стоит на вершине скалы, и забраться в нее не просто, но можно. Высота башен 30м.

В-общем Вовнушки очень серьезное и в тоже время изящное сооружение, построить которое было невероятно трудно. От районного центра Джейрах до Вовнушек порядка 50км горных дорог.

3. Вовнушки

Если проехать дальше порядка 20км, то попадем в древний комплекс Цори. Здесь настолько глухо, что людей почти нет. Разве что пограничники, которые нас остановили и проверили документы. До границы с Грузией меньше десяти километров.

4. По дороге на Цори обнаружили разваленный БТР, наверняка времен Чеченской кампании

В районе Цори планируют построить курорт. Построить наверное можно, но стоить это будет очень дорого. Пока что сюда из районного центра Джейрах ведет узкая горная автомобильная дорога. С трудом можно добраться на легковушке. Говорят, эту дорогу построили российские саперы во время чеченской кампании, а до этого была лишь тропа.

Цори, как и другие башенные комплексы, – памятник культуры регионального значения. Охраняется государством. Годы постройки IX-X век.

5. Цори, крепость

6. К сожалению, Цори, как и другие постройки, постепенно разрушаются.

Меня больше впечатлили могильники. Здесь их много, внутри лежат скелеты. Некоторые могильники полуразрушены. Лишь недавно поставили защитные решетки на окна.

7. Древние могильники.

8. Заглядываешь в окно и видишь это.

9. Или части тел. Похоже, что мумифицированы

10. А местами истлевшие части одежды.

11. Но переведем взгляд на прекрасные горы)

12. А это еще одна значимая постройка – языческая святыня Мят Сели на вершине Столовой горы. Чтобы дойти сюда, нужно набрать порядка 1000м высоты от деревни Бейни.

13. Языческая святыня

14. А вот еще интересные боевые башни по пути в Цори. Башни хорошо сохранились. Мы хотели забраться наверх башни, внутри есть лаз, но без скалолазной системы и страховки можно упасть, поэтому мы не рискнули.

15. Башни поселения Арзи. Накануне выпало много снега.

Всюду в горах разбросаны одинокие жилища, к которым идет дорога. Похоже, что часть жилищ используется только летом.

16. Например, этот дом пасечника. Зимой в нем никто не живет.

17. Пасека в горах Инушетии – выглядит прекрасно.

18. А вот двор другого жилища с видом на башни в районе Цори, здесь тоже обнаружил хозяев.

19.

20. И в заключение – загадочные электрические столбы идущие в никуда на гору Мят Лоам.

Для наглядности я нарисовал условную карта Джейрахского района Ингушетии. Здесь я нанес курорт Арамхи, Вовнушки, Цори и другие места.

Спасибо за внимание. Продолжение следует.

Курорты строятся на условиях частно-государственного партнертсва. Государство инвестирует 60 миллиардов рублей, все же остальные средства планируется привлечь от частных партнеров. Главным инвестором проекта стала «Группа Акрополь», во главе с Ахмедом Паланкоевым. Инвестор отвечает за внутреннюю инфраструктуру - это гостиницы, подъемники, трассы, а государство - за внешние коммуникации. По предварительным, опять же, оценкам, полностью курорты будет полностью построены к 2025 году. Здесь стоит отметить, что власти Ингушетии, в лице главы республики Юнус-Бека Евкурова, сильно заинтересованы в развитии своих районов. Интерес главы предельно ясен - деньги, которые появятся у республики за счет развития туризма. Когда летом 2011 года Юнус-Бек Евкуров, находясь на крупном экономическом форуме, увидел презентацию кластера на Северном Кавказе, он был крайне озадачен тем, что его республика, со всеми необходимыми для горных лыж условиями, в него не вошла. После этого все его силы были брошены на переговоры с российским правительством, подготовку проекта «Армхи» и «Цори» и поиски ключевых инвесторов. Сейчас Юнус-Бек Евкуров строит планы по тому, чтобы закончить основные этапы строительства уже через 2-3 года, причем преимущественно за счет частных инвестиций. Глава республики думает о том, как с минимальным количеством государственных вливаний, построить дороги и снабдить курорты необходимыми источниками энергии, при этом, что важно, минимально затронув природу республики. В планах: подземные электропровода, гидростанции, отопление домиков для туристов не при помощи газа - в этом случае понадобился бы газопровод - а той электроэнергии, которая днем будет идти на оснащение горно-лыжных трасс.

Благодаря вовлеченности в вопрос строительства властей республики и ключевого инвестора, уже в декабре 2012 г. к себе будет готов принимать гостей . Еще летом здесь начали делать первую 1200-метровую трассу и готовить подъемник - подвесную канатную дорогу с 4-х местными сиденьями «Doppelmayr».

Подготовка первой трассы "Армхи". Сентябрь 2012 г.

В будущем, здесь будет 4 трассы общей протяженностью 11 км и 4 подъемника. Сам «Армхи» находится на северном и южном склонах хребта “Скалистый”, максимальная его высота почти 3 км. Перепад высот на данный момент составляет 300 метров, к окончанию строительства эта отметка достигнет 1,5 км. Средний уклон трасс от 13 до 18 градусов.

Но «Армхи» - это не основной курорт, он создается для привлечения первых потоков туристов, которые, в свою очередь, должны развить интерес у инвесторов. Более масштабным, и даже в какой-то степени фантастичным, кажется проект горнолыжного комплекса «Цори». Примерно через 10 лет он не должен уступать по уровню оснащенности и разнообразию предоставляемых услуг зарубежным конкурентам - курортам Италии, Австрии и Швейцарии. 57, 4 километра трасс, 12 подъемников, лыжно-биатлонный комплекс со стрельбищем и стадионом, экстрим-парк, ледовый дворец – все это, и не только, поражает своим оптимизмом.

Также, между этими курортными зонами на высоте 1700 метров будет построена площадка для гольфа площадью 18 га. Планируется расширение существующих аэропортов, переоборудование и расширение автовокзалов. Расстояние между курортами составляет 45 километров, из которых 10 км - это асфальтированная дорога, 20 - гравийная и 15 еще предстоит достроить.

Будут ли туристы? Пока курорты не построены, вопрос сложный. Если сравнивать со стоимостью, то перелет на австрийские курорты обойдется примерно в те же суммы. Про проживание, питание и ски-пасс в Ингушетии пока не совсем ясно. По словам Евкурова, ски-пасс можно сделать дешевым за счет использования электроэнергии с гидростанций, но станции еще не построены. Если говорить конкретно об «Армхи» в ближайшее время, то это не фешенебельный курорт и здесь, понятно, не будет большого разнообразия предоставляемых услуг, но и, соответственно - заоблачных цен. При этом, все необходимое для катания и отдыха после к началу сезона власти республики обещали обеспечить. Особенностью Ингушетии является то, что она более самобытна, чем Европа. Здесь не будет, первое время точно, толп туристов и очередей на ски-пасс. Ко всему, в сравнение с курортами-европейцами приятной неожиданностью будут: неизведанность, местный колорит, тишина, нетронутая природа. В общем, каждый сам для себя выбирает вид отдыха и критерии к нему.

Ингушетия считается по праву самой перспективной туристическо-рекреационной зоной, так как помимо идеальных условий для горнолыжного спорта, она имеет на своей территории около двух тысяч исторических памятников. Кроме того, технологическое оснащение, которое будет обеспечено к концу строительства, должно ни в чем не уступать современным европейским курортам. «Армхи» и «Цори» будут способны принять до 28 тысяч человек в день. За счет круглогодичной работы, срок окупаемости проекта, по мнению его разработчиков, должен составить 15 лет. Наболевший вопрос сервиса. У большинства сформировалось вполне обоснованное мнение, что отдыхать на русском юге себе дороже еще и с точки зрения уровня сервиса. Об этом можно написать целый трактат. О клиентоориентированности в России, а точнее об ее дефиците при уровне цен близкому к Европе, ходят легенды. Если говорить об Ингушетии, то здесь ситуация немного другая. Все-таки Ингушетия не совсем Россия, и в ней живет другой народ, со своим менталитетом и культурой. Например, у местных есть обычай, по которому человек, пришедший в гости, должен быть напоен, накормлен, уложен спать, и 3 дня ему никто не должен задавать вопросы о том, откуда он и зачем приехал. В целом, по словам людей, которые там недавно побывали, местное население очень гостеприимно и радушно встречает туристов.


Местный фермер с лошадью, выведенной специально для конного спорта.

Специальной же подготовкой персонала будет заниматься строительная компания - это Курорты Северного Кавказа. Это в перспективе, когда будут строиться гостиницы. Но в селе Армхи уже сейчас открыли туристическое отделение, на которое набрали 14 человек. А комитет по туризму отправил в столичную Академию 12 человек и планирует довести эту цифру до 50. То есть местные, как и в плане строительства, стараются все решить быстрее и не ждать помощи «сверху». Причем тут цены – здоровье дороже! Но что говорить о такой тонкой структуре, как клиентоориентированный сервис, если Северный Кавказ для россиянина – это, в первую очередь, боевики, взрывы, убийства и грабеж. Лишь та небольшая часть туристов, которая побывала на строящихся курортах в Ингушетии, желая увидеть все своими глазами, вместо того чтобы поверить на слово, смогла открыть для себя непередаваемую, нетронутую человеческой рукой красоту и первобытную дикость здешних мест. Примерно такими словами описал свои впечатления от своей поездки в сентябре 2012 г. Алексей Кислов, райдер и член творческого объединения PerekatyPole. Он пишет, что хочет вернуться туда и не раз. Что население очень дружелюбно принимает гостей, а люди в военной форме были только на границе. В общем и целом – покой и умиротворение.

Один из многих башенных комплексов, сохранившихся на территории республики.

Конечно, составлять какое-то определенное мнение на основе единичных заметок о путешествиях в Ингушетию, достаточно сложно. Так же, как и сделать это, опираясь на сводки новостей. По факту, с безопасностью в Джейрахском районе дела обстоят так: в 2009 году, по распоряжению Юнус-Бека Евкурова, там была расширена погранзона и для того, чтобы туда попасть, необходимо разрешение, которое можно получить в Магасе. Глава республики признает, что это не совсем удобно. Но эти действия реально помогли обезопасить район от терроризма и наркотрафика. С начала 2011 года в Джейхаре произошло 3 правонарушения. В конце июля, правда, на севере района было зарегистрировано нападение на военных, из-за которого на 2 недели был введет контр-террористический режим. Но это единичный случай. Сегодня Джейрах - это место для проведения молодежных и инвестиционных форумов и излюбленное место блогеров, которые проводят там слеты.

Хотелось бы, чтобы задуманный проект реализовался, и достояния страны стали доступны каждому, а не только тому, кто не боится рисковать. Ясно однозначно, что для Ингушетии – это отличная возможность снять с себя криминальное бремя и повысить уровень жизни населения, за счет притока инвестиций и вливания их в налаживание существующих систем.