Фортификационное строительство крестоносцев. По следам крестоносцев на святой земле. Крак-де-Монреаль — королевская крепость Шобак

Активный отдых в Польше – одно удовольствие. Горы, море, велосипедные трассы, туристические маршруты. Чего здесь только нет. Отдельным пунктом в этом списке стоят путешествия по тевтонским замкам в северной части страны.

Тевтонский орден за несколько сотен лет своего властвования на этих землях построил около 90 замков и крепостей. Некоторые из них не дожили до наших дней – были разрушены, сожжены или снесены. Те, которые остались – поражают величием готической архитектуры, хвастаются богатой историей, окутаны многочисленными тайнами и легендами. Все это свидетельствует исключительно о непревзойденном мастерстве средневековых строителей. Тевтонские замки охотно посещают туристы со всего мира. Предлагаем и вам пройтись следами крестоносцев.

Крестоносцы – рыцари Тевтонского Ордена.

Экспедиционный маршрут по следам крестоносцев начинаем из Торуни. Этот город был основан рыцарями тевтонского Ордена в 1230 году. может похвастаться замечательным, полным исторических достопримечательностей, Старым Мястэм и не на много младшим Новым Мястэм. От могучего тевтонского замка, разрушенного во времена 13-летней войны, остались только красочные руины.

Руины тевтонского замка в городе Торунь.

Примерно в 15-ти километрах в юго-западном направлении от Торуни находится Замок Бежгловский – небольшая деревенька с хорошо сохранившейся крепостью. Бежгловская крепость – одна из самых старых тевтонских построек (1270 г). Именно в ней располагалась резиденция комтура (командира отдельного отряда рыцарского ордена). Замок был несколько раз разрушен во время сражений, но в середине XIX века его полностью отстроили в неоготическом стиле.

Бежгловская крепость – одна из самых старых.

Переправляемся через Вислу и отправляемся на север в город Свеце. Уже из далека виднеются массивные руины тевтонского замка, который был построен на искусственном островке, не далеко от впадения Вды в Вислу. Свецкий замок сохранил часть средневековой стены и высокую, более 30 метров, цилиндрическую башню, с верхушки которой открывается восхитительная панорама.

Башня Свецкого замка.

Теперь нам придется отправиться по берегу Вислы в северном направлении, дабы достичь города Гнев. Самый красивый вид на город откроется нам с восточной стороны. Гневский готический замок был построен во второй половине XIII века. Особо роскошным замок выглядел во время проживания в его стенах Великого магистра тевтонского Ордена Михала Кухмейситера.

Гневский замок.

Далеко на западе, возле древних границ Государства Тевтонского, стоит величественный Члуховский замок. Он сохранился до наших дней лишь частично - фрагмент городской стены и высокая 46-метровая башня, с которой открывается восхитительный вид на город Члухов. Одним из комтуров Члуховской твердыни был знаменитый Конрад фон Валленрод – 24-й магистр Ордена и величайший полководец Средневековья.

Тевтонская крепость в Члухове.

Другая, выдвинутая далеко на запад, достопримечательность – тевтонский замок в Бытове. Это одна из самых сохранившихся крепостей, история которой начинается в XIV столетии. Архитектором Бытовского замка был Миколай Фелленштейн – тот самый, который построил крепость в Мальброке. Сегодня в замке расположены музей и гостиница.

Бытовский замок.

Возвращаемся в долину Вислы, а дальше – следуем вдоль ее восточной притоки Ногата, чтобы увидеть самую значимую достопримечательность тевтонских следов. Замок в Мальброке. Это, самое огромное в мире кирпичное здание, было построено с целью обоснования в нем столицы Государства Тевтонского. Каждый год тысячи туристов приезжают, дабы полюбоваться этим сокровищем готической архитектуры.

Мальборк – самый известный замок крестоносцев.

Теперь отправляемся на юг, чтобы увидеть замок в Штуме. На перешейке между двух озер, в месте, занимающем прекрасную оборонительную позицию, возвышается Штумский замок, построенный в середине XIV века. В здании отлично сохранились подземные этажи, оборонные стены и ров. В настоящее время в Штумовском замке располагается Ассоциация Рыцарского братства земли Штумской.

Может показаться странным, но современному Израилю не слишком интересна история Крестовых походов. По сути эти давние войны мало касались самих евреев. Христиане воевали с мусульманами, каждые за свою Святую Землю, а небольшое еврейское население тех лет от этого лишь страдало. Поэтому в большинстве своём сохранившиеся руины замков и крепостей тех времён пребывают в забвении и интересуют лишь иностранных туристов. С другой стороны все эти развалины стоят нетронутыми столетиями, поэтому особенно интересны своей аутентикой и былым величием.
3.

Стоит вспомнить, что почти тысячу лет назад движение за освобождение Святой Земли от мусульманского владычества начал простой нищий отшельник-пилигрим Пётр Амьенский из Пикардии. Этот французский паломник в своё время посетил Иерусалим и ужаснулся притеснениям христиан со стороны мусульманских властей.Остаток своей жизни он посвятил призывам к борьбе за освобождения Святой Земли. Пётр странствовал по городам Европы босиком, без обуви, в простом рубище и его проповеди имели немалый успех. Эти идеи стали необычайно популярны как среди простого люда, так и среди духовенства и дворян. Всего за 140 с лишним лет было официально организовано девять крестовых походов. Самого большого успеха достиг первый, во время которого была покорён практически весь восток Малой Азии, завоёван Иерусалим и на захваченных землях организованы четыре христианских государства.
4.

Главная цель, контроль всех торговых путей с Востока на Запад, была достигнута. Но политика европейских завоевателей была крайне не дальновидна. Местное население уничтожалось и притеснялось, взятия больших город сопровождались кровавой резнёй и грабежами. Крестоносцы понастроили множество крепостей, в которых отсиживались после грабительских вылазок по местным поселениям. Любое недовольство каралось жестокой смертью. Естественно, такие правители не могли надолго укрепиться на этих землях. К тому же не было единения и среди самих крестоносцев. Образовалось множество разрозненных рыцарских орденов - тамплиеры, иоанниты, тевтонцы и так далее. Рыцари были разбиты и по территориальной принадлежности - генуэзцы, пизанцы, венецианцы и дальше в том же духе. Эти группировки постоянно спорили и враждовали друг с другом. Каждый правил по своему усмотрению и был не прочь поживиться за счёт чужих владений. Мусульмане начали теснить иноземцев. Новые крестовые походы уже были намного менее удачны. Череда поражений привела к потери Иерусалима. Позже главный город всех христиан несколько раз переходил из рук в руки, пока окончательно и надолго не оказался во владения мусульман. Правление крестоносцев закончилось бесславно и навсегда. Остатки орденов перебрались назад в Европу. На севере тевтонцы продолжили политику завоеваний мечом и крестом. В наши дни самая знаменитая крепость этих крестоносцев восстановлена в польском Мальборке. Я . Та гигантская крепость не имеет ничего общего с крепостями крестоносцев в Израиле и руины Шатонефа хороший тому пример.
5.

Эта крепость была построена ещё после первого Крестового похода для прикрытия торгового пути в Дамаск. Здесь расположились рыцари ордена госпитальеров. Крепость из больших каменных блоков жёлтого цвета вмещала до 60 человек. Глядя на некоторые фотографии, можно подумать, что добраться до Шатонефа можно лишь на внедорожниках.
6.

На самом деле дороги практически по всей территории Израиля отличные. Отсюда рукой подать до границы.
7.

Сирийские территории хорошо просматриваются со стен крепости. Их легко отличить по отсутствию зелени. Там леса давно уже стали редкостью.
8.

К сожалению, по руинам Шатонефа уже трудно определить, как эта крепость выглядела во времена крестоносцев. Тем не менее здесь чудом сохранилось несколько помещений с высокими арочными потолками.
9.

Внутри даже можно найти что-то вроде огромного камина. Удивительно видеть эти помещения, сумевшие в таком состоянии сохраниться в течении более 800 лет.
10.

На верху крепости мы увидели мишень. Как нам объяснили её используют для наводки своих пушек с ближайшей военной базы. Не подумайте только, что израильские военные так решили добить остатки крепости, сумевших пережить многие тернии. Местные артиллеристы не стеляют, а лишь имитируют учебные стрельбища.
11.

То, что совсем рядом отсюда находятся враждебные Израилю государства можно понять и по обилию колючей проволки. Шатонеф продолжает быть объектом стратегического внимания. А значит история этой крепости ещё не закончена. Противостояние миров - это прошлое, настоящее и будущее этой земли, уже многие столетия щедро орошаемой кровью. А руины Шатонефа лишь немые свидетели всех этих событий. А Израилю мне совсем не хочется говорить прощай. Намного приятней звучит - до новых встреч!
12.

Крак де Шевалье, Калаат аль-Хосн, или просто Замок Рыцарей. Среди почти трех десятков замков, принадлежавших крестоносцам на Святой земле, он всегда занимал особое место. Эта величественная крепость и поныне считается вершиной искусства замкового строительства. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена Госпитальеров, хотя своим появлением на свет он обязан вовсе не им.

Вплоть до XI века на одном из горных отрогов Сирии, носящих название Джебель Ансари, стояла небольшая крепость, известная как «крепость на откосе». Место ее расположения имело большое стратегическое значение: находясь на высоте 750 м над уровнем моря, можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших и важнейших портов того времени. Это прекрасно осознавал и эмир сирийского города Хомс, разместивший в 1031 году в стенах крепости гарнизон воинов-курдов, обязанных следить за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. С приходом на Святую Землю крестоносцев это сооружение уже не могло в полной мере выполнять свои функции, и в итоге замок перешел во владение к триполитанскому графу Раймонду I.

В здешних кладовых имелись зерно, оливковое масло, вино и корм для лошадей. Помимо этого, у рыцарей были многочисленные стада коров, овец и коз. А еще на его территории, кроме родниковой воды, поступавшей в замок из природного источника, благодаря системе труб и акведука недалеко от местной кухни был вырыт колодец.

После землетрясения 1170 года, частично разрушившего замок, значительно изменилась и манера строительства — на смену строгому романскому стилю пришла гораздо более утонченная готика.

В конце XII — начале XIII веков в Краке были заново перестроены разрушенные землетрясением часовня и некоторые башни. Вокруг замка были построены дополнительные стены, а также возведена мощная внешняя. Между наклонным, западным, контрфорсом крепости и внешними стенами был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Одна из ранних построек замка — возведенная в романском стиле часовня — была расписана по византийскому канону, хотя фрески имели латинские подписи. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, а также оружие погибших рыцарей и даже сбруи их лошадей. После взятия замка мусульманами в часовне была устроена мечеть. Ниша в стене (михраб) направлена на Мекку. С возвышения (минбар) читались проповеди.

Впервые Замок курдов крестоносцы захватили в 1099 году, в тот момент, когда торопились взять Иерусалим, но, завладев им, оставили его без присмотра. А потому он без труда отошел к прежнему владельцу. Хотя столь важное стратегическое место не могло не привлечь внимание прагматичных рыцарей и в 1109 году крепость снова была взята крестоносцами. Завладевший ею Танкред Антиохийский подарил ее Триполитанскому графству. Более 30 лет в крепости не производилось никаких работ, поскольку на ремонт и усовершенствование оборонительных сооружений требовались немалые средства, взять которые было неоткуда. Но выход в конечном итоге был найден. В 1142 году Раймонд I передал крепость госпитальерам. Это обстоятельство устраивало обе стороны: Орден получал во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство — дополнительную, и очень надежную, защиту в лице иоаннитов. Водрузив на крепости стяг с белым 8-конечным крестом — одним из символов Ордена, монахи-рыцари принялись за работу по обустройству вновь приобретенного имущества. Для максимально комфортного размещения и проживания рыцарей в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно. За 130 лет владения замком госпитальеры отбили множество атак.

В 1170 году Ближний Восток сильно пострадал от разрушительного землетрясения. Разрушениям подверглись и рыцарские владения, однако нет худа без добра. Урон, нанесенный замкам рыцарских орденов, подвигнул их на строительство еще более усовершенствованных укреплений.

К началу XIII века крепость Крак превратилась в столь крупное и мощное сооружение, что в нем в течение 5 лет могли пережить осаду 2 тысячи человек. О защищенности замка говорит также и тот факт, что в то время, когда на Святой Земле уже практически не осталось крестоносцев, крепость пала последней.

Мамлюкский султан Бейбарс, отвоевавший у чужаков-европейцев все их укрепления, как и Саладин, отдавал себе отчет в том, что взятие Крака штурмом или измором — дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым его мог оборонять сравнительно небольшой гарнизон, а также громадные запасы продовольствия гарантировали ему беспримерный «запас прочности». И тем не менее султан решился на штурм восточной части укреплений и, неся немалые потери, сумел-таки прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами. Однако завладеть этой цитаделью целиком оказалось делом весьма непростым. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана оказались в сердце «гнезда госпитальеров». Немногочисленный гарнизон укрылся от нападавших в самом укрепленном месте — южном редуте, где находились запасы провизии. Для того чтобы выманить защитников из своего укрытия, необходима была военная хитрость. Для этого изготовили письмо, посланное якобы Великим Магистром Ордена — Гуго де Ревелем и содержащее приказ о сдаче крепости. 8 апреля оно было доставлено в гарнизон, и защитникам ничего не оставалось, как покорно повиноваться воле «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются другой версии. По их словам, арабы, переодевшись христианскими священниками, прибыли к стенам замка с мольбами о защите их от преследования воинов-мусульман. А когда доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили из-под ряс сабли. Крак был взят. Всем уцелевшим рыцарям была дарована жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а в период османского господства вообще была заброшена. Там, как и в других забытых за ненадобностью крепостях, расположилось небольшое поселение.

В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.

Орден Госпитальеров

Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.

Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.

Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.

Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.

В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.

Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.

Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.

Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.

Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.

Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.

После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.

В 1099 году крестоносцами был захвачен Иерусалим, который стал центром вновь созданного Иерусалимского королевства, а территория поблизости и на пути к Святому городу получила название Трансиорданского сеньорства. Рыцари планировали обосноваться здесь надолго, и потому стали повсюду возводить укрепленные сооружения, способные длительное время выдерживать атаки и осады.

Одним из первых замков-крепостей нового Иерусалимского королевства стал Эль-Керак — форт Крак-де-Моав, что в переводе означает «крепость в Земле Моавской». Строительство длилось около двадцати лет и закончилось в 1161 году. Тогда же Эль-Керак становится столицей и резиденцией короля Трансиордании, переняв столичные функции у крепости Крак-де-Монреаль.

Эль-Карак имел значительные стратегические преимущества, он располагался к востоку от реки Иордан, и с его позиций было удобно контролировать действия кочевавших пастухов-бедуинов и следить за торговыми путями из Дамаска и Каира, а также маршрутами хаджа в Мекку. Позже тамплиеры значительно укрепили эту крепость, построив башни и защитные сооружения на северной и южной сторонах и дополнив их двумя глубокими рвами.

Кроме того, Крак-де-Моав входил в цепь крепостных укреплений, протянувшихся от египетской границы (от залива Акаба) до турецких владений. Как и все остальные пункты в этой цепи, Эль-Карак обеспечивал передачу сообщений посредством гелиографа (светопередатчика), благодаря чему послание преодолевало огромное расстояние менее чем за 12 часов в обоих направлениях.

Салах-ад-Дин. Миниатюра.

Крепость неоднократно осаждалась, но всегда успешно отражала нападения. Однако в 1176 году некто Рено де Шатийон стал правителем этих мест, оказавшись достаточно удачным полководцем, потому что год спустя он разбил армию египетского властителя Салах-ад-Дина (Саладина), выступившего походом на Иерусалим. После разгрома правитель Египта чудом избежал смерти и плена, однако не забыл преподанного урока и Рено де Шатийона. Дважды он осаждал Крак-де-Моав в 1183 и 1184 годах, однако взять крепость не смог. Надо сказать, что и Рено не терял времени даром, он захватил Акабу, входящую в египетские владения, и угрожал разрушить Мекку (священное место для мусульман), а в 1187 году Рено де Шатийон ограбил караван, в котором находилась близкая родственница египетского правителя. Это стало последней каплей. Салах-ад-Дин выступил в поход, захватил Рено и казнил его, а Крак-де-Моав осадил. Восемь месяцев длилась эта осада, но все-таки после очередного штурма в 1188 году крепость пала. Салах-ад-Дин оказался довольно милостивым победителем, он позволил защищавшим крепость христианам уйти из Эль-Керака. Впоследствии эта крепость оставалась под управлением различных мусульманских правителей, но так никогда и не вернулась к своим строителям — рыцарям-крестоносцам.

Крак-де-Монреаль — королевская крепость Шобак

Показать на карте

Эта грозная крепость была построена всего за год, причем, при личном участии короля Балдуина I, который желал иметь в этом стратегически важном месте мощную крепость, а заодно и королевскую резиденцию. В результате в 1116 году на вершине горы, на высоте около километра над уровнем моря, появилась крепость с именем Монс Релис или Монреаль (Королевская гора), а название Шобак она получила по названию местности, где расположена. Шобак занимал выгодное стратегическое положение, ведь отсюда можно было контролировать территорию долины, а значит, собирать дань с паломников и торговых караванов, идущих из Сирии на Аравийский полуостров.

Крепость Шобак

Для строительства крепости крестоносцам пришлось приложить воистину титанические усилия, поскольку все каменные блоки пришлось вырубать в скалах по соседству. Следы этой работы можно и сегодня увидеть, если, разумеется, перенестись сюда — к ныне полуразрушенным крепостным стенам и постройкам. Размеры крепостного замка довольно большие — 175 метров в длину и 90 в ширину.

В 1189 году Салах ад-Дин захватил после двухгодичной осады Шобак, а сам замок был им частично разрушен, после чего он пришел в запустение. Часть построек не пощадило время, а часть местные жители просто растащили на свои постройки. До нашего времени сохранились лишь фрагменты оборонительных стен, развалины главной башни, церкви и часовни. Известно, что внутри стен замка существовал родник с пресной водой, и к нему вело 375 ступенек, по которым нужно было спускаться внутрь холма (предположительно на 75 метров вглубь земли). Поисками родника сегодня активно занимаются археологи, ведущие раскопки на территории замка. Почти половина лестницы — около 150 ступенек уже обнаружена, но большая часть Крак-де-Монреаля скрыта от глаз и хранит свои тайны до сих пор.

Замок-ферма Монфор

Показать на карте

Долгое время Монфор — это укрепленная ферма, распоряжались которой семейство де Миьи — потомки участников ранних крестовых походов. Позже, в 1229 году, земля была продана Ордену тевтонцев, которые решили создать здесь укрепленный замок — своеобразную штаб-квартиру Ордена. Из небольшой укрепленной фермы тевтонцы решили сделать крепость, назвав ее Монфор, что переводится с французского как «Сильная Гора» (mont — гора, fort — сильный). На постройку требовалось много средств, и Орден обратился к Папе с просьбой помочь в благом деле, и глава церкви помог собрать деньги для штаб-квартиры рыцарей тевтонского ордена на Святой Земле.

Развалины крепости тевтонского ордена Монфор.

Довольно быстро был построен один из самых красивых замков Средневековья. В крепости расположился госпиталь, здесь же находился архив тевтонского ордена и его сокровища, а также сам Великий Магистр Ордена. В 1266 году султан Бейбарс осадил Монфор, но ему так и не удалось взять крепость. Спустя шесть лет его вторая попытка оказалась более удачной, и в 1271 году войско Бейбарса сумело разрушить южную стену крепости, совершив под ней подкоп, из-за которого стена просто просела, а в пролом проникли воины египетского правителя. Тевтонцы отступили в центральную башню крепости, продолжая сражаться, однако не отказались вступить в переговоры и сумели договориться с противником ко взаимному удовольствию: рыцарям тевтонского ордена дозволялось покинуть Монфор, причем, со всеми своими сокровищами и архивом. И действительно, Орден без помех перебрался из Монфора в Акру, где продолжил свою деятельность. Кстати, архив, который они тогда вывезли, до сих пор хранится в Тирольском музее (Австрия).

Однако саму крепость султан Бейбарс приказал разрушить, чтобы крестоносцам некуда было вернуться, однако разрушение коснулось в основном центральной башни, а большая часть крепости сохранилась до наших дней.

В 1926 году здесь были проведены первые раскопки, в которых были найдены фрагменты оружия защитников и нападавших, доспехи, части статуй, осколки стекла из витражей местной церкви и другие любопытные предметы. Сохранились до наших дней и центральный рыцарский зал, а также развалины церкви и винодельни, охранной северной башни, здание с красивыми готическими арками у ручья Кзив — больницы, как считают археологи, а также ров с восточной стороны замка.

Сейчас крепость является частью национального парка и доступна для свободного посещения всеми желающими.

Замок рыцарей — Крак де Шевалье

Показать на карте

Калаат аль-Хосн, или Крак де Шевалье — замок с необычной историей и последний оплот рыцарей на Святой Земле. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена госпитальеров, хотя появлением на свет он обязан вовсе не им.

Значительно ранее и вплоть до XI века на горным отроге Джебель Ансари в Сирии стояла небольшая крепость, известная как «крепость на холме». Место ее расположения имело важное стратегическое значение, ведь отсюда можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших портов того времени. Зная об этом, эмир сирийского города Хомс разместил в 1031 году в стенах крепости гарнизон из воинов курдов, которые следили за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. Появление крестоносцев, стремившихся освободить дорогу на Иерусалим, привело к тому, что крепость была ими захвачена. Впервые это произошло в 1099 году, однако гарнизон в «крепости на холме» рыцари оставлять не стали и ушли своим путем, а в крепость вернулись курды. Еще через десять лет крепость была вновь захвачена крестоносцами во главе с Танкредом Антиохийским, но в итоге перешла во владение к триполитанскому графу Раймонду I, которому рыцарь ее «подарил». Но содержание столь мощного сооружения оказалось не по силам властителю Триполи, и в 1142 году он «передарил» крепость рыцарям ордена госпитальеров, что стало большой удачей для обеих сторон: Орден получил во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство очень надежную защиту в лице госпитальеров или, как их еще называли, иоаннитов.

Монахи-рыцари построили здесь мощнейшие укрепления, отчасти восстановив, отчасти создав новые: в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Имелся в крепости и свой природный источник воды, благодаря хитрому устройству из труб и акведука. В последующие годы мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно — 130 лет госпитальеры успешно отбивали все атаки.

В 1170 году землетрясение частично разрушило замок, но это стало лишь причиной усовершенствовать его. В соответствии с новым духом, в готическом стиле были построены часовня и некоторые башни замка, а вокруг крепости появились дополнительные стены, в том числе — мощная внешняя. В крепости был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Крак де Шевалье.

К началу XIII века Крак де Шевалье превратился в крупное и мощное сооружение, а невероятно большие запасы продовольствия гарантировали ему поистине беспримерный «запас прочности», ведь в нем могли на протяжении 5 лет переносить осаду 2 тысячи человек! О защищенности замка красноречиво говорит и тот факт, что на Святой Земле эта крепость крестоносцев пала последней. Произошло это из-за двойной хитрости: против рыцарей использовали сначала подкоп, а потом обман — подложное письмо от главы Ордена.

Крак де Шевалье. Галерея монастыря, выполненная в готическом стиле.

Египетский султан Бейбарс, до того отвоевавший у рыцарей-европейцев почти все их укрепления, долгое время не решался штурмовать последний оплот рыцарства — замок Крак де Шевалье. Однако, в конце концов, предпринял такую попытку, и в 1271 году его воинам удалось прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами, а затем, совершив подкоп, воины Бейбарса оказались в самом сердце крепости. Однако защитники Крака де Шевалье укрылись в южном редуте — самом укрепленном месте замка, где к тому же находились основные запасы провизии, и, судя по всему, могли там просидеть долгие-долгие годы. Султану этого, разумеется, не хотелось, и он изготовил письмо, якобы посланное Гуго де Ревелем — Великим Магистром Ордена, с приказом сдать крепость. Получив такое письмо, защитники покорно повиновались воле Великого Магистра, и Крак де Шевалье был взят неприятелем. Однако захватчики сохранили жизни всем уцелевшим рыцарям, чем, несомненно, отчасти искупили свое вероломство. В последующие столетия крепость постепенно приходила в упадок, сильно пострадала она от нашествия монголов, а в период османского господства и вовсе оказалась заброшена.

В 1927 году в замке начались восстановительные работы, сейчас Замок рыцарей это популярное место для посещения туристов. Спустя века Крак де Шевалье вновь выглядит великолепно, это по-прежнему величественная крепость, которая справедливо считается вершиной искусства замкового строительства.

Замок ордена Храма - Атлит

Показать на карте

При магистерстве Гийома Шартрского, произошло сооружение Атлита (также известный как Шато-Пелерин или Замок Паломников) в 1218 г.
Турки укрепили гору Фавор, которая образовывала опасный клин и угрожала одновременно и равнине Акры, и дороге вдоль побережья. Франки попытались захватить гору в 1217 г., что и развязало очередную египетскую (дамьеттскую) кампанию. Гийом Шартрский, который лежал больной в Акре, не участвовал в экспедиции, но короли Иерусалимский и Венгерский, герцог Австрийский, магистр ордена госпитальеров и монастыри обоих орденов пошли на приступ. Когда первая атака провалилась, магистр ордена госпитальеров предложил вновь попытаться, но вялость, если не сказать трусость, крестоносцев-мирян заставила их отступить.
Король Иоанн предпринял строительство замка на юге от Цезарей, в новой марке (провинции) государства. Магистр ордена Храма и его совет решились со своей стороны укрепить мыс Атлит, чтобы преградить дорогу к Хайфе. у тамплиеров уже была башня недалеко от мыса, которая называлась "замком узких проходов", берег создавал здесь естественный рейд, поддающийся укреплению, куда во время продвижения к Яффепричаливал флот Ричарда Львиное Сердце.
Из-за толпы паломников, поставлявших добровольную рабочую силу, новую крепость назвалиЗамок Паломника. "Готье д"Авен дал ему сие имя и сказал, что будет его крестным отцом, и под первый камень положил тысячу сарацинских золотых монет" (Цит.: "История Ираклия". Кн. XXXI, гл. XII)

Широкий и высокий мыс, с естественными укреплениями на севере, западе и юге, поднимается над морем. На востоке стоит башня, сооруженная в давние времена тамплиерами, которые удержали ее столько же миром, сколько и войной. Некогда эта башня была возведена, чтобы защищать паломников на иерусалимской дороге или на обратном пути от воров, которые подстерегали их на этом узком пути. Стоит же она совсем рядом с морем, на выступе горы, который и называли "Узким проходом".
В течение всего времени, ушедшего на сооружение замка, тамплиеры выдалбливали себе путь в скале. По истечении шести недель они приступили к первым закладкам фундамента. Показалась древняя стена, длинная и широкая. Они также нашли клад из древних монет, незнакомых нынешним людям, ниспосланный благостью Сына Божиего, чтобы вознаградить их за их расходы и труды. Поэтому тамплиеры поначалу назвали замок "Замком Сына Божия". Затем они выкопали и убрали прочь песок, за которым обнаружили другую стену, и меж этих двух стен источник питьевой воды, которая в изобилии била ключом. Бог щедро снабжал их камнем и цементом. Тамплиеры соорудили две башни перед фронтоном из четырехугольных отполированных камней, столь больших, что упряжка из двух быков едва могла тащить один из них. Каждая башня имеет сто шагов в длину на семьдесят четыре в ширину; это пространство состоит из двойной крепостной стены. Новая и высокая сгена, заканчивающаяся зубцами, связывает обе башни, и, благодаря замечательному мастерству [строителей], рыцари во всеоружии могут подниматься и спускаться по лестницам, устроенным внутри. Другая стена простирается от одного берега до другого и охраняет колодец с пресной водой у конца полуострова. Замок окружен со всех сторон высокой новой стеной с башнями, которая поднимается от самой отмели; внутри нее часовня с палатами и множество хозяйственных зданий. Главная задача этого сооружения — позволить монастырю ордена Храма при отступлении из города Акры, держаться здесь до тех пор, покуда будут готовиться к обороне стеныИерусалима. Владение обладает рыбными промыслами, солончаками, лесами, выпасами, пахотными землями и обильными пастбищами. Виноградники, существовавшие ранее или посаженные, и фруктовые сады являются отрадой жителей. У сарацин нет ни одной крепости между Акрой и Иерусалимом. Этот новый замок наносит им чрезвычайный ущерб, и, объятые страхом, они готовятся покинуть свои обработанные земли между Иерусалимом и Иорданом. Там также есть порт, который хорош от природы и который мастерство [строителей] могло бы улучшить. Это укрепленное место лишь на шесть миль отдалено от горы Фавор, и полагают, что его сооружение предопределило уничтожение крепости на горе; ибо по всей протяженной и широкой равнине, которая простирается от Атлита до горы Фавор, сарацины из-за мощи нового замка не могут ни пахать землю, ни сеять, ни пожинать в безопасности. (Цит.: "Historia captionis Damiatae" Оливье Схоластика, опубликованная Томасом Коулом в: Historia Anglicanae Scriptores. Oxford. l687.) Крепость, столь гордо глядевшая в воды Средиземного моря, была сооружена из известняка; стены вырастали из самих волн. Позади крепостной стены, вокруг большого зала, огромного сводчатого строения, украшенного гигантскими головами изваянных рыцарей, сосредоточивались склады, конюшни, казармы. Шестиугольная часовня была, возможно, самой красивой, которую когда-либо возводили тамплиеры. Фундамент стен, разбитые опоры, огромные глыбы обтесанного камня, несколько резных карнизов - свидетели былой славы - и сегодня громоздятся на мысу.

Eсли рассмотреть план Атлита, укрепление это занимает узкий скалистый и песчаный мыс, исключительно удобный для обороны согласно средневековым воззрениям. Тем не менее тамплиеры, принявшиеся за дело в 1218 г., отбросили все принципы системы фланкирующего огня и нескольких линий обороны, вырабатанной в эту эпоху в Европе. На Атлите они гордились единственной оборонительной линией - чрезвычайно толстой стеной, сооруженной из колоссальных каменных блоков, усиленной прямоугольными башнями, с полукруглыми в плане фасами. Здесь есть донжоны — главные башни замка, но стоят они отнюдь не в тех местах, где их менее всего могли бы атаковать, а на самом опасном направлении, чтобы принять на себя натиск приступа. Казалось бы, они должны быть исключительно массивными; но в истинно византийском стиле, их стены, по сравнению с их куртиной [участок стены между башнями], тонкие, а деревянные галереи поверх башен для усиления их оборонительной мощи, становившиеся уже привычными, не использовались. Атлит обладал морским портом, который позволял во время осады снабжать его обитателей всем необходимым или, в крайнем случае, эвакуироваться.
Когда замок был раскопан в 1930-х годах, археологи были поражены искусством строителей. Например, если бы осаждающие попытались использовать распространенную тактику подкопов под стены замка, их бы затопило водой, т.к. дно рва находилось ниже уровня моря. Так, когда в 1220 г. Атлит был осажден Аль-Муазрамом, в распоряжении которого были требюше, три катапульты и четыре баллисты, их действие оказалось ничтожным из-за толстых стен. Триста тамплиеров под командованием магистраПедрe де Монтегаудо отважно оборонялись и даже сумели вывести из строя требюше и катапульту. Через месяц осада была снята.
Замок также не открывал своих ворот и перед другими лицами. Одним из таких был Фридрих II, которому было отказано в доступе в замок. Ему также пришлось прекратить приступ, т.к. у него не было ни малейшего шанса.
Но история Атлита кончается на печальной ноте. В 1291 г., после падения Акры, его гарнизон был эвакуирован. Замок достался мусульманам, так и ни разу не взятый ими.

Баграс или Гастон

Показать на карте

Замок Баграс в пограничной зоне между Сирией и Малой Азией был жизненно важным для защиты Антиохии. Он перешел в руки ордена Храма в 1131г., когда Фульк, король Иерусалима, путешествовал на север своего королевства, в Антиохию, или, самое позднее, в 1137г., когда Раймунд де Пуатье, князь Антиохии, отправился на север воевать с киликийскими армянами. Вместе с Роше Рюссель и Дарбезаком этот замок был среди первых значительных пожертвований ордену в Святой Земле.
Владельцы этого замка менялись очень часто. Он постоянно переходил от мусульман к христианам и обратно - так, в 1156г. он находился в руках тамплиеров, в 1160-1161гг. входил вместе с окружающими землями в феод князя Антиохии, в 1175г. - это вновь северная штаб-квартира ордена Храма. В 1188г. замок захвачен Салах ад-Дином.
В 1191г. король Киликийской Армении Лев II (Левон II) захватил замок Баграс. По его словам, он изгнал оттуда сарацин и взял замок по праву войны. Тамплиеры же свидетельствовали, что турки после взятия Акры в июле 1191г. бежали, и армянский король нашел Баграс "без жителей и как бы освобожденный от рук язычников", что не допускало с его стороны никакой конфискации.
В 1201 г. разгорелась ссора между королем Киликийской Армении Львом II (Левон II) и Боэмундом I (IV), графом Триполи по поводу княжества Антиохия, которое Боэмунд оспаривал у племянника Раймунда де Рупен. В эту борьбу оказались втянутыми и тамплиеры, замки которых оказались в руках короля Льва II.

В эту борьбу оказались втянутыми и тамплиеры. Тамплиеры при поддержке Боэмунда и патриарха Антиохии требовали вернуть замок Баграс. Лев II созвал их и в запальчивости сообщил, что "удерживает Гастен как возмещение за Антиохию". После этого обе партии отправили донесения в Рим. Немного позднее, Лев II обратился к ордену Храма с просьбой о помощи против султана Алеппо, Великий магистр Жильбер Эраль отправился в Армению и представил Льву II буллу Иннокентия III, приказывающую возвратить Баграс. Лев пообещал вернуть Баграс и Дарбезак (другой замок ордена), вплоть до просьбы принять его в собратья Дома. Король ни в чем не мог отказать тамплиерам, желая от них лишь помощи в овладении Антиохией. Но Жильбер Эраль не был расположен становиться наемником в войне между христианами, и покинул страну. Лев, не долго думая, обратился к госпитальерам, которые пришли ему на помощь в обмен на замки и фьефы. Борьба за Антиохию вылилась в настоящую войну. Король Киликийской Армении как мог мстил тамплиерам и несмотря на просьбы папы римского отказывался возвращать им Баграс, а также другие занятые им замки (Дарбезак, порт Бонель).
Перемирие было заключено на время прибытия папских легатов, которым было поручено управление Иерусалимским патриархатом, а так же разрешение Антиохийского конфликта. Первый из кардиналов-легатов, прибыл в Святую Землю в ноябре 1202г., другой - в марте 1203г. Во время их пребывания в Акре и после первых переговоров Лев предпринял ночную атаку на Антиохию. Пока патриарх Антиохии пытался договориться, тамплиеры, составлявшие половину гарнизона, "показали зубы", по выражению Льва: "Ecce Templarii contra nos denies acuentnt" (Се, храмовники против нас изострили зубы (лат.)). "Они оснастили башни, прибегли к оружию, обстреливали наши отряды и внутри, и вне города, развернув против нас знамя" - пишет король Армении.
Оба легата, кардинал св. Праксидии и кардинал св. Маркелла, не слишком хорошо понимали друг друга. Кардинал св. Праксидии больше принимал сторону армянского короля. Его коллега, кардинал св. Маркелла, поддерживал тамплиеров и отлучил Льва и его королевство, госпитальеры в свою очередь заставили отлучить от церкви графа Триполи.
В 1205г. легаты покинули Святую Землю. Иннокентий III назначил новых посланников расследовать дело графа Триполи, а двух других, - епископов Валании и Библиса, - дело тамплиеров против Льва II.
В 1209 г. Иннокентий III вновь терпеливо повторял Льву II свои предупреждения:

Тамплиеры прекратят оскорбления, на которые вы жалуетесь, как только вы прекратите оскорблять их и не будете больше препятствовать им во взятии под свою юрисдикцию замка Гастен. Именно в этом суть и причина их неприязни, ибо вы отказываетесь передать им замок и не желаете поступить с ними справедливо, невзирая на наши просьбы и внушения. Все законы, любое правосудие позволяют противопоставить силе силу, особенно тем, кто не совершает ничего предосудительного, сопротивляясь. Тамплиеры не священники, они вправе защищаться, раз вы на них нападаете, и в особенности потому, что вы похищаете у них потребное для войны с язычниками. Поскольку вы удерживаете и укрепляете их замки, неудивительно, что они стоят на своем и обороняются от вас в Антиохии, немалой частью коей они владеют <...> Они настойчиво испрашивают разрешения исполнить то, право на что предоставила им снисходительность папы Александра III, иначе многие из них подтверждают нам, что покинут Святую Землю <...> и поскольку они люди отважные и могущественные, они смогли бы стать вам великой подмогой или принести великий вред <...> Не думайте, что мы говорим вам сие из расположения к графу [Триполи] или из привязанности к тамплиерам, ибо нам угоднее было бы видеть их соблюдающими свой устав, нежели воюющими с вами. Лев отказался отдать захваченный Баграс. В 1211г. тамплиеры начали военные действия против Льва, поддержанные регентом Иерусалимского королевства Иоанном I (Жан де Биенн), который прислал им пятьдесят рыцарей. Стычки с армянами уже случались при доставке продовольствия в замки ордена Решо Гийом и Роше Рюссель (единственные из пяти замков которым продолжал владеть орден в Киликийской Армении). Во время одной из таких экспедиций отряды армянского короля застигли тамплиеров в ущелье, где магистр и многие из его братьев были ранены, а один из них убит. Борьба продлилась до 1213г., когда Лев сдался, возвратив тамплиерам все их замки.

В 1268г. замок Баграс был потерян орденом Храма.
Каталонский устав (Regle catalane) рассказывает нам неопубликованную версию потери Баграса (Гастен), где находился командор Антиохии брат Жиро де Созе в 1268г.. В тексте французский язык сильно перемешан с провансальско-каталонским наречием: Случилось, что брат Жиро де Созе был командором Антиохийской земли. Султан вышел из Вавилона со всеми своими силами и двинулся на Антиохию. Прежде, чем он оказался на этой земле, командор донес магистру, что слышал, будто султан в пути и, говорят, идет против Антиохии, дабы магистр прислал, Бога ради, сержантов и вооружение для замка, ибо в Гастене недоставало всего. Магистр ответил, что пошлет ему подкрепление и все необходимое, если султан подойдет к Антиохии, но пусть он знает, что нападения бояться нечего [с 5 по 26 апреля Бейбарс повернул к Бофору и Баниасу]. Вслед за этим султан объявился у Антиохии и по своему прибытию взял город: таким образом, не прошло и двух дней, как он был взят.
Тамплиеры Гастена были в великом смятении, поскольку им не хватало всего, оружия и продовольствия, а также опытных руководителей, как это требовалось бы для укрепления замка. И пока братья ели, один из них, который звался братом Ги де Беленом [д"Ибелен? может быть, Ибелен де Жибле?, овладел ключами от замка, вскочил на коня и отвез их султану. Он сказал ему, что Гастен его, ибо братья хотят сдаться - "и вот ключи от вашего замка, которые я вам привез!" И затем султан собрал крупные силы и бросил их на замок. До начала атаки гарнизон собрал военный совет. Рыцари и сержанты прекрасно знали, что крепость труднозащищаема. Но когда командор объявил, "что будет защищать ее как сможет, а потом да свершится воля Божия", братья-рыцари ответили, что "сделают все, что бы он ни пожелал и ни приказал". Напротив, сержанты, - всего лишь наемники, - "отказались там оставаться, ибо видели хорошо, что город не сможет защищаться, и они не хотят в нем умереть". Перед лицом предательства Ги, видя охлаждение своих воинов, тамплиеры поняли, что положение отчаянное. Они решили срыть замок и присоединиться к Роше Гийом (La Roche de Guillaume), другой крепости тамплиеров, которая была почти так же обессилена. Они увезли все, что смогли, из продовольствия и припасов и разрушили большую часть того, что там оставалось.
Когда вести о потере Антиохии достигли Акры, Великий магистр ордена Храма Тома Берар и орден ощутили великую боль и большое беспокойство об участи Баграса. Поскольку небыло надежды что тамплиеры удержат замок своими силами, а послать помощь небыло возможности, капитул решил отдать приказ об отзыве гарнизона, который прежд

«Замки крестоносцев были именно той приманкой, на которую Сирия «зацепила» меня с самого начала. Я помнил, как еще в школе зачитывался приключениями отважного короля Ричарда Львиное сердце и других благородных рыцарей, отправлявшихся в многолетние крестовые походы и сооружавших вдали от дома неприступные цитадели. И тут неожиданно выяснилось, что все это не сказка! Несмотря на войны и разрушения, сумрачные цитадели воинов креста сохранились и до сих пор стоят продуваемые всеми ветрами на скалистых холмах далекой Сирии…

БАНИЯС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Маркаб. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Не отправиться в путешествие, чтобы увидеть замки крестоносцев я не мог. Но на все замки времени у меня не было. Поэтому среди множества я выбрали три, которые показались мне наиболее привлекательными. Конечно, Крак де Шевалье, именно он до идущей сегодня гражданской войны в Сирии признавался всеми как самый хорошо сохранившийся. Кроме того — черно-серый Маркаб почти на самом побережье Средиземного моря и грандиозный замок Салахаддина, в который я и отправился первым…»

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

В гостях у Сайта для любознательных путешественников — Дмитрий Воздвиженский, мой коллега, журналист, фотограф, опытный путешественник. Этой статьей мы продолжим серию материалов под общим названием «Сирия до войны», расскажем о том, какой была эта страна еще совсем недавно, и о том какую Сирию мы безвозвратно потеряли.


Али Бита – не потомственный аристократ и не наследник миллионера. Но с самого рождения он жил в огромном средневековом замке — замке Салахаддина. До войны он был местом паломничества туристов. А когда-то это были просто никому не нужные развалины. Вот предки Али Бита – простые бедуины — взяли и поселились здесь.

В начале 20-го века это была территория Турции. Турки на замок, который назывался Сон, никакого внимания не обращали – хватало других, более насущных забот.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

А потому местное население с удовольствием пользовалось постройками, которые были сооружены отважными крестоносцами больше восьмисот лет назад. Теперь замок известен во всем мире, как один из шедевров крепостного зодчества. Бедуинов, конечно, уже давно переселили на новые места, а Али Бита, который провел здесь все свое детство решил остаться среди родных руин навсегда и работал смотрителем.

Али Бита, смотритель замка: «Моя семья жила здесь очень давно, и я тут родился и вырос. Я так привык к этим камням, что решил остаться среди них. Вот уже несколько десятков лет я работаю смотрителем и знаю здесь каждый уголок».


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Крепостной ров. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Замок Сон превратился в замок Салахаддина в 1957 году, сирийские власти назвали его так в честь великого арабского завоевателя, который сумел очистить Ближний Восток от европейских рыцарей. Взятие этой неприступной крепости считается одним из ключевых моментов той далекой военной кампании. Штурм длился всего несколько дней.

Это звучит невероятно. Мощные стены замка были окружены огромным рвом. В монолитной горе крестоносцы прорыли канаву глубиной в целых 30 метров. Это высота десятиэтажного дома. Причем долбили ров, естественно, без взрывчатки и экскаваторов, только кирками и лопатами. Потребовалось на это сто лет, но это уже детали. Само время тогда шло гораздо медленнее.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — цитадель замка Сон, замка Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Сверху ров венчал мощнейший донжон – отдельно стоящая и самая неуязвимая башня. В замке Сон рыцари чувствовали себя в абсолютной безопасности. Атаковать крепость в лоб мог только полный безумец. Но Салахаддин и не стал этого делать. Он окружил замок, а потом без особого труда захватил нижний двор, пробив брешь в стенах из катапульт. Крестоносцы считали, что его потеря не осложнит оборону. Но они просчитались. В итоге Салахаддин позволил им уйти, заплатив выкуп: 10 динаров с мужчин, 5 с женщин и 2 динара с ребенка.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Али Бита гостеприимно напоил нас чаем. Он говорил, что чувствовал себя настоящим хозяином, таким же как Роберт де Сон, строивший эти фантасмагорические укрепления или Салахаддин, взявший их почти без боя.

Али был уверен, что замок погубили именно его циклопические его размеры. Это был самый большой из всех замков крестоносцев: площадь — более пяти гектаров. Укрепить его целиком так же надежно, как со стороны донжона, рыцари не могли. Да и для того, чтобы защищать такие длинные стены нужно было очень много воинов. А их у крестоносцев и не оказалось.

Салахаддин прекрасно понимал эту крепостную математику и скорее всего именно поэтому даже не пытался штурмовать самый маленький из рыцарских замков – Крак де Шевалье…

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Знаменитый авантюрист Лоуренс Аравийский назвал его самым восхитительным из всех замков мира. Путешествовать Сирии и не побывать здесь – все равно, что побывать в Москве и не взглянуть на Кремль.


Плох тот турист, который не мечтает отколоть камушек от древней постройки: замка, пирамиды или храма. Делать это строго запрещено, как никак – памятник истории. Но существует особый род путешественников, на которых это правило не распространяется. Такие туристы называются археологами и делают они свое дело исключительно ради науки. Люди, увлеченно разбиравшие крышу средневекового донжона, оказались сирийскими и немецкими археологи. Их энтузиазм вполне объясним: последние серьезные исследования замка проводили еще при французах, в середине тридцатых годов. И с тех пор у ученых накопилось немало вопросов к этой твердыне.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Это потом появляются серьезные научные статьи и солидные монографии, а пока археологи похожи на любопытных детей, ищущих сказочные пиратские клады.

Торальф Буркерт — археолог: «Посмотрите, как это интересно. Вот цемент, который здесь оставили французы. Он, скорее всего, пропускал воду, а потому все камни, что находятся под ним, сырые. Это песчаник, крестоносцы обычно строили из него, а что это за камни, и откуда они взялись, сказать трудно. Может от французов, может турки работали, но вряд ли это осталось здесь со средних веков».


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Французы в тридцатых годах провели здесь серьезную реставрацию. Они переселили отсюда целую алавитскую деревню. Проводили специальные рельсы, чтобы расчистить завалы. Поработали не зря. Здесь есть на что посмотреть. Крак де Шевалье стоит на вершине горного хребта, на высоте шестисот пятидесяти метров над уровнем моря. Вокруг нет ни гор, с которых можно было бы обстреливать цитадель, ни густых зарослей, в которых мог бы скрываться противник. Крак де Шевалье был построен в очень важном месте – проходе между средиземноморским побережьем и внутренними районами Евфрата и долины Бекаа. Маленький гарнизон этой крепости мог остановить целую армию.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Современный облик Крак де Шевалье приобрел во второй половине двенадцатого века. В то время крепость перешла в руки рыцарей-госпитальеров. Именно они построили второй ряд оборонительных сооружений, который позволил выдержать многочисленные атаки арабских воителей. Крак де Шевалье почти в три раза меньше, чем замок Салахаддина. Франки отказались от сооружения нижнего двора, а потому замок было легче защищать.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Каждый, кто слышал рассказы об этом удивительном замке, представляет себе могучую христианскую твердыню. Но с виду этот замок рыцарей вовсе не так устрашающ, как многие другие не столь знаменитые крепости. Он очень компактен, а издали выглядит просто миниатюрным. Но небольшие размеры как раз и делали этот бастион неприступным. В лучшие военные кампании гарнизон увеличивался до четырех тысяч человек, что позволяло создать невероятно плотную оборону и отражать любые нападения.

Крак де Шевалье был взят уже в конце 13 века, когда позиции крестоносцев на Ближнем Востоке сильно ослабли. Войска султана Бейбарса с большими потерями захватили его после полуторамесячной осады. Ияс Алхаты, участник сирийско-германской археологической экспедиции, считал, что Крак де Шевалье — лучший рыцарский замок на всем Ближнем востоке.

Ияс Алхаты – археолог: «Это уникальный замок. Здесь все особое – архитектура, земля, атмосфера. Мое любимое место в Сирии, это, конечно, Пальмира, но Крак де Шевалье тоже вне конкуренции. Второго такого замка невозможно найти нигде в мире».


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

В своей любви к средневековым замкам Ияс был совсем не одинок. Этими совсем не сирийскими сооружениями гордятся многие сирийцы. Всего в Сирии сохранилось больше десятка превосходных крепостей времен крестовых походов. Ими усеяно практически все побережье. Прогулки по бывшим цитаделям европейских рыцарей до гражданской войны были развлечением популярным и полезным. В некогда облюбованные франками места приезжали целые семьи с детьми, группы студентов и молодые пары. Замки крестоносцев — это не только величественная архитектура, но и величественные пейзажи. Крепости возводили обычно на вершинах гор и холмов, а потому пейзажи с полуразрушенных стен открываются поистине потрясающие.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

На вершине крепостной башни начинаешь чувствовать историю. Поражаешься упорству, с которым можно было строить и защищать, захватывать и разрушать такие фантастические сооружения. Проведя хотя бы полдня в настоящей средневековой крепости Сирии, начинаешь совсем по-другому смотреть на весь Ближний Восток. А посещение антикварных магазинчиков Алеппо или Дамаска потом превращается в увлекательные поиски потерянных сокровищ…

Большинство из них сделаны в соседнем квартале. Но впечатленные замками туристы были сами рады обманываться и с удовольствием покупали эти реликвии. Ведь Салахаддин для Сирии — это такой же сирийский бренд как Наполеон – для Франции.

ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский. ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Этот человек умел воевать, он сломал хребет рыцарским орденам и изгнал европейцев с Ближнего Востока. Парадокс, но его гробница в Дамаске была приведена в надлежащий вид исключительно из-за визита в город европейского монарха, германского императора Вильгельма второго. Могила Салахаддина едва не потерялась во время бурного строительства в Дамаске в конце девятнадцатого века.