Бизнес как преступление. В Британии обанкротилась «Monarch Airlines»: почувствуйте разницу с крахом ВИМ-Авиа

Авиакомпания Monarch Airlines является четвертой по размерам в Соединенном Королевстве. Британский воздушный регулятор - Управление гражданской авиации (CAA) пару раз продлевало дедлайн для поиска компанией средств, но Monarch так и не удалось найти инвесторов, готовых спасти ее от банкротства. В результате CAA было вынуждено аннулировать лицензию авиакомпании на воздушные перевозки и ввести в ней с четырех часов утра понедельника внешнее управление.

Последствия этого шага регулятора такие же серьезные, как результат банкротства российского авиаперевозчика «ВИМ-Авиа»: за границей остались 110 тыс. британских туристов, для которых теперь необходимо организовывать крупнейшую, по словам министра транспорта Великобритании Криса Грейлинга, эвакуацию в мирное время. Для этого, сообщил журналистам директор САА Эндрю Хейнс, арендованы 34 авиалайнера у 16 авиалиний, включая Qatar Airways.

В течение следующих двух недель они совершат более 700 рейсов. Больше всего туристов придется вывозить из Испании, курорты которой уже много лет пользуются особой популярностью на Британских островах. От банкротства Monarch пострадали еще три четверти миллиона британцев, собиравшиеся воспользоваться его услугами и забронировавшие у него билеты.

Политический риск

Серьезные проблемы у Monarch Airlines появились после прошлогоднего референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе. Инвесторов, готовых вкладывать средства в авиалинии, найти нетрудно, но многих отпугивает неопределенность, связанная с брекситом и, в первую очередь, неясность в отношении того, смогут ли британские авиакомпании после выхода королевства из ЕС совершать рейсы в Европу и на каких условиях.

В инвестиционной компании Greybull Capital, владеющей авиалинией с 2014 года, главными факторами, спровоцировавшими банкротство, считают терроризм и обесценивание фунта стерлингов, вызванное референдумом. Продолжительное время два крупнейших рынка Monarch: Египет и Тунис были закрыты для британских туристов в связи с терактами в 2015 году. Сильно повлияли на финансовое положение авиалинии и беспорядки и теракты в Турции.

Что касается британской валюты, то за год после референдума фунт стерлингов обесценился по отношению к доллару на 10%, а к евро – на 12%. Из-за этого компании приходится ежегодно переплачивать в долларах только за топливо 50 млн фунтов. Особенно большая переплата возникла по крупному заказу на Boeing 737 Max. Платить, а речь идет о 3 млрд долларах, тоже пришлось в долларах. В результате всех этих неурядиц, как объяснил в письме сотрудникам директор компании Эндрю Сваффилд, в прошлом году было перевезено на 14% пассажиров больше, а доходы уменьшились на 100 млн фунтов.

Какое-то время Monarch Airlines с трудом, что называется, сводила концы с концами, но осенью произошел коллапс. Сейчас горячее время не только у клиентов Monarch и САА, но и у страховых компаний, которым придется выплачивать страховки и неустойки. В САА считают, что под действие программы полной компенсации Atol попадает примерно половина пассажиров обанкротившегося лоукостера.

Для Atol главным критерием является дата брони билета. Если он был забронирован после 15 декабря 2016 г., то пассажир под действие программы не попадает. Тем не менее, специалисты считают, что компенсацию получит и большинство остальных клиентов Monarch.

Недолет до полувека

Штаб-квартира Monarch располагается в лондонском аэропорту Лутон. Компания основана в 1968 г. и в следующем году должна была отмечать полувековой юбилей. Ее самолеты совершали рейсы по 40 зарубежным маршрутам из четырех британских аэропортов: лондонского Гатвика, из Манчестера, Бирмингема и Лидса. В Monarch работает около 2750 человек. Им сейчас придется искать новую работу.

Российским туристам, застрявшим за границей из-за банкротства «ВИМ-Авиа», остается утешать себя тем, что их британским коллегам тоже придется помучиться. Причем, для них мучения только начинаются. Слабым утешением является и то, что банкротство Monarch и «ВИМ-Авиа» последовали следом за банкротствами Air Berlin и Alitalia.

На исходе высокого летнего сезона проблемы испытывают не только российские перевозчики в лице « » - один из старейших игроков на британском рынке и пятая по объёмам перевозки авиакомпания страны « » объявила о прекращении полётов из-за экономических трудностей. Стоит отметить, что английский перевозчик, также как и «ВИМ-авиа», специализировался на чартерной доставке туристов на курорты Средиземноморья. Впрочем, авиационный и туристический рынок в Британии регулируется местными чиновниками куда более корректно ко всем его участникам, в результате чего туристы с авиабилетами «Monarch Airlines» практически не испытают на себе никаких проблем, в отличие от российских туристов «ВИМ-авиа».

Так, по данным «BBC», о том, что авиакомпания приостанавливает полеты, стало известно утром в понедельник, 2 октября. Одновременно перевозчик прекратил все продажи авиабилетов, а все бронирования на будущие вылеты были аннулированы. По словам главы компании Эндрю Свалфилда, причиной финансового краха «Monarch Airlines» стали сразу несколько факторов - теракты в Египте и Тунисе, а также попытка государственного переворота в Турции, что привело к резкому спаду турпотока.

В этот момент за границей находилось около 110 тысяч туристов с билетами «Monarch Airlines». Т.е. несостоятельность британского перевозчика коснулась сопоставимого в «ВИМ-авиа» числа туристов. Впрочем, это единственное совпадение в этой аналогии. Все остальные действия как самой авиакомпании, так и властей, кардинально расходятся.

Во-первых, свои проблемы в отличие от «ВИМ-авиа» британская авиакомпания от государства не скрывала - о трудностях руководство перевозчика сообщило Управлению гражданской авиации Великобритании (CAA), после чего попыталось достичь определенных договоренностей с кредиторами. Крайний срок для решения этого вопроса был намечен на вечер воскресенья. Однако получить финансовую поддержку «Monarch» не смогла, из-за чего в понедельник утром и было объявлено о прекращении полетов.

Но и тут руководители профильных ведомств Великобритании продемонстрировали, что свою зарплату они получают не зря: по поручению Транспортного секретаря (аналог нашему министру транспорта) CAA зафрахтовала борта для вывоза туристов, которые направили за путешественниками уже сегодня. При этом все пассажиры «Monarch» будут возвращены на родину согласно их путёвкам - сокращать свой отпуск никому не придется.

В свою очередь те, кто только должен был отправиться на отдых на крыльях пятого по величине перевозчика Британии, смогут вернуть 100% стоимость билетов. Специально для защиты туристов в подобных ситуациях в стране действует система «Air Travel Organiser"s Licence» (ATOL), которая находится под управлением CAA. Она гарантирует возврат средств туристу за оплаченный тур или перевозку, а также защищает от вероятности быть «брошенным» за рубежом в случае банкротства туроператора или авиакомпании. Более того, в случае возникновения непредвиденных ситуаций, для путешественников вообще ничего не меняется - средства из резервного фонда идут на оплату проживания именно в тех отелях, которые прописаны в договоре. Также без изменения остаются и сроки поездки. Т.е. туристов даже экстренно никто не эвакуирует!

На этом фоне российские туристы выглядят и вовсе беззащитными. Ведь если вспомнить историю с «ВИМ-авиа», то становится очевидно, что ни Минтранс, ни Росавиация, ни Ростуризм не имели чёткого представления о том, что им нужно делать. И это при том, что руководители профильных ведомств до последнего были в неведении или скрывали информацию о серьезных проблемах авиакомпании. В итоге коллапса удалось избежать лишь благодаря тому, что в ситуацию вмешался лично президент России Владимир Путин, и проблему начали решать фактически в ручном режиме. К возвращению пассажиров «ВИМ-авиа» подключился Специальный летный отряд «Россия», который обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц нашей страны. Помимо этого в воздух были подняты борта как других авиакомпаний, так и самой «ВИМ-авиа».

Впрочем, назвать такой подход цивилизованным точно нельзя - вместо того, чтобы действовать системно по четким и продуманным схемам, наши чиновники из-за своей халатности или каких-то других причин кидаются из крайности в крайность, подводя под монастырь не только себя, но отрасли, за которые отвечают.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

  • Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
  • Туристические новости в Facebook:

Всего более 800 тысяч пассажиров пострадали из-за коллапса авиакомпании.

Всего более 800 тысяч пассажиров пострадали из-за коллапса авиакомпании. Агентство описало кризис как "крупнейшую неудачу авиакомпании Великобритании за все времена" и заявило, что организует замену полетов для возвращения путешественников домой.

"Это беспрецедентная реакция на беспрецедентную ситуацию", – заявил в понедельник министр транспорта Великобритании Крис Грейлинг, который описывает реакцию на неожиданное банкротство авиакомпании Monarch Airlines как "крупнейшую в стране репатриацию в мирное время". "Никто не должен недооценивать размер проблемы, поэтому я прошу пассажиров быть терпеливыми и действовать согласно советам агентства гражданской авиации ", – добавил Грейлинг.

В Twitter авиакомпании появилось предупреждение для клиентов о отмене рейсов. "Не езжайте в аэропорт. Там не будет больше ни одного рейса Monarch", – говорится в сообщении.

Хаотическая ситуация вызвала гневные и встревоженные посты в социальных сетях. В комментариях кто-то из пользователей возмущается, а кто-то пытается успокоить людей. "Такой позор, но народ, подумайте о персонале... просыпаешься с этими новостями, и думаешь об ипотечных платежах и фьючерсах. Ваш отдых можно перепланировать!" – пишет Эмма Смит. В другом твите женщина написала, что ее брат – один из бортпроводников и только взял ипотеку, которую теперь не знает, как выплачивать.

"Проснулась, чтобы узнать о коллапсе Monarch. Авиабилеты на семейный отдых отменены, а эквивалентные рейсы стоят в два раза больше", – жалуется Нейвид Хан, студент-медик из Лондона.

Британские транспортные органы заявили, что они наймут более 30 самолетов для рейсов на репатриацию, создавая "временную авиакомпанию с нуля, которая была бы одной из крупнейших перевозчиков Британии, если бы работала на постоянной основе".

По оценкам авиационного управления, около 300 тысяч будущих заказов авиакомпании, которые вылетели в пункты назначения по всей Европе и Средиземном море, также были отменены. Управление создало специальный веб-сайт, чтобы помочь пострадавшим клиентам.

Блэр Ниммо, представитель авиакомпании, выступил в прямом эфире Sky News и объяснил ситуацию падением поступлений в связи с терактами в Египте и Тунисе, "уничтожением" туристического направления в Турцию и падением курса фунта по отношению к доллару после . Он сообщил, что возмещать затраты на отдых клиентов будут в индивидуальном порядке.

Власть уверяет, что всех пассажиров вернут домой, в первую очередь – несовершеннолетних, находящихся без сопровождения. Также обещают приложить усилия, чтобы обеспечить передвижение семейных групп одним рейсом.

Авиакомпания Monarch Airlines была одной из старейших в Великобритании и пятой по величине в стране. Она действовала с 1968 года и осуществляла полеты в сорока направлениях из аэропортов Лутон, Гатвик, Бирмингем, Манчестер и Лидс-Брэдфорд.

Напомним, недавно в ассоциации туроператоров России (АТОР) заявили о , который приведет к социальному недовольству. Причина такого неутешительного прогноза заключается в кредиторской задолженности авиакомпании «ВИМ-Авиа» в сумме от 3 до 10 миллиардов рублей, которая привела к фактической приостановке полетов.

Почему в Англии королева не спасает авиапассажиров

2 октября прекратила полеты крупная авиакомпания Великобритании – Monarch Airlines . В тот же день начались мероприятия по урегулированию ЧП с наименьшим дискомфортом для пассажиров.

В отличие от Владимира Путина , устроившего разнос министру транспорта, королеве Елизавете II или премьер-министру Великобритании Терезе Мэй не пришлось делать грозных заявлений. В спешке изыскивать средства для вывоза туристов тоже не понадобилось – включилась система ATOL , существующая для подобных случаев.

Как это у них работает? Может, создать аналогичный инструмент в России вместо того, чтобы изобретать очередной «велосипед» для развоза клиентов на будущее?

Расплата по обычной схеме

Итого по «ВИМ-Авиа» : очередной скандал, вызванный крахом авиаперевозчика, разруливается в ручном режиме – после прямого вмешательства президента В. Путина, состоявшегося через неделю с момента возникновения проблемы. Опять обсуждаются меры для предотвращения таких коллапсов в будущем.

У вас нет ощущения дежавю? Собственник проблемной компании Рашид Мурсекаев , как пишут в СМИ, покинул Россию , гендиректор и главный бухгалтер задержаны по делу о мошенничестве. Минтранс и Росавиация развивают бурную деятельность, оперативный штаб заседает два раза в день. А туроператоры – заказчики «ВИМ-Авиа» тем временем подсчитывают убытки.

Если упрощенно, то для получения лицензии компания проходит проверку на финансовую стабильность, ежегодно отчисляет взносы, суммы которых разнятся в зависимости от масштабов деятельности. Плюс к тому надо еще отчислять взносы за каждого перевезенного за отчетный год пассажира, купившего продукт, подлежащий лицензированию ATOL.

О том, как работает система, можно судить по публикациям в британских СМИ, где представители Управления гражданской авиации разъясняют пассажирам Monarch Airlines их права и перспективы. Вкратце так: кто за границей – того доставят в Англию по завершении отдыха. Кто имеет билеты на более поздние даты, тому предоставят финансовые компенсации. Без дополнительных оплат.

Показательный факт: никто из руководства Monarch Airlines не ударился в бега и не взят под арест. Очевидно, система страхует не только клиента, но и участников рынка на случай, если что-то пойдет не так. В то время как наши , спасаясь от уголовного преследования. Как знать, может, и Рашид Мурсекаев уже в их числе?

Эксперты уверены, что если законотворцы возьмут в качестве примера английский опыт и создадут некий аналог ATOL в России, все расходы, в конечном счете, лягут на плечи потребителей – либо в виде отдельного сбора, либо путем повышения стоимости авиабилета или тура. В связи с этим предлагаем вам принять участие в опросе.

Исход высоко летнего сезона принес проблемы не только российским перевозчикам в лице «ВИМ-Авиа». Одна из самых старых британских авиакомпаний «Monarch Airlines» , которая являлась пятой по объемам перевозки в стране, объявила об экономических трудностях и прекращении перевозки.

Стоит отметить, что у данной авиакомпании есть общее с «ВИМ-Авиа» — обе специализировались на чартерных перевозках туристов на средиземноморские курорты. Не секрет, что туристический и авиационный рынок Британии регулируется несколько иначе. Туристы, которые купили билеты у «Monarch Airlines» почти не ощутили на себе проблем перевозчика. Транспортировка была оперативно перенаправлена и всех вовремя доставили в пункты назначения.

Согласно информации ВВС, сведения о приостановке полетов поступили вчера утром, 2 октября. Вместе с тем были прекращены продажи билетов перевозчиком, а все существующие бронирования с вылетами в ближайшее время сразу аннулировались. Директор авиакомпании Э. Свалфилд в своем интервью относительно случившегося сказал, что проблемы возникли на фоне нескольких нюансов. Финансовый крах обусловлен терактами в Египте и Тунисе. Множеству туристов пришлось менять свои планы, а перевозчику терять деньги. Также не прошли бесследно и попытки государственного переворота в Турции. Снижение туристического потока повлекло за собой финансовые трудности, а потом и банкротство. Главное — все открыто говорят о проблеме, никто не скрывается.

На момент объявления о банкротстве за границей было примерно 110 тысяч туристов, купивших билеты у «Monarch Airlines» . Можно сказать, что проблема застрявших туристов оказалась сопоставима у двоих перевозчиков, прекративших деятельность. На этом совпадения заканчиваются, так как дальнейшие действия самого перевозчика «Monarch Airlines» и властей значительно отличаются.

Начнем с перевозчика. О том, что появились финансовые трудности «Monarch Airlines» объявили сразу, как только сами поняли о неизбежном крахе. Руководство авиакомпании обратилось в Управление гражданской авиации Великобритании и только потом сделало еще одну попытку найти компромисс с кредиторами. Крайним сроком для решения возникших трудностей оказался вечер воскресенья. Получить финансирование от кредиторов у перевозчика не вышло, потому в понедельник утром было объявлено о приостановке деятельности.

Что сделали руководители профильных ведомств? Они изначально получили поручение Транспортного секретаря, который является аналогом российского министра транспорта, ССА зафрахтовать борта для перевозки пассажиров. Уже во вторник, 2 октября, судна были направлены за отдыхающими. Есть один еще момент: все пассажиры возвращаются домой, как говорится, согласно купленным билетам, то есть путевкам. Никому не пришлось сокращать дни долгожданного отпуска в связи с банкротством перевозчика.

Что касается тех, кто только собирался отравиться в отпуск, купив билеты у пятого по величине перевозчика Великобритании, им предлагают компенсацию 100% стоимости. Никаких фактически понесенных расходов взимать не будут. Чтобы находить выход во время подобного рода проблем в Британии ввели систему «Air Travel Organiser’s Licence», управлением которой занимается САА. Эта система призвана защищать туристов и гарантировать им возврат средств. Также сюда обращаются, когда есть вероятность остаться «брошенным» из-за банкротства перевозчика или поставщика туристической услуги. Когда возникают непредвиденные обстоятельства, туристы вообще ничего не должны ощущать. Это ведь проблемы не их компетенции и возникают не по их вине. Резервный фонд выделяет финансирование, которое направляют на проживание в тех отелях, с которыми был заключен договор. Никто не меняет сроков поездки — турист вылетает именно тогда, когда запланировал.

Пример с банкротством британского перевозчика показывает, что российские туристы, к сожалению, не могут быть настолько защищенными. Если вспомнить ту же «ВИМ-Авиа», вывод появляется сам по себе. Ни Росавиация, ни Минтранс, ни Ростуризм не понимали толком, что нужно делать. Более того, информация о проблемах с финансами перевозчика до последнего не распространялась. Если говорить конкретно, то пока президент лично не вмешался в ситуацию, она развивалась не самым радужным образом. Фактически, решали все в ручном режиме.

Чтобы туристы, которые должны были вернуться на крыльях «ВИМ-Авиа» таки попали домой, подключили Специальный летный отряд «Россия», который занимается перевозкой первых должностных лиц. Кроме этого, в воздух подняли судна многих других перевозчиков, в том числе и компании-банкрота. Сейчас банкротство перевозчика подводит под монастырь и туроператоров, против которых в конечном итоге административные дела возбуждаются.

Как вы думаете, действительно ли ситуация с проблемным перевозчиком в Британии решилась так легко? Могло бы так быть и с пассажирами «ВИМ-Авиа»?