Азербайджан г.Баку - ««Баку - город ветров, огней и тысячи контрастов! Роберт Рождественский написал «Если ты Баку не видел, что тогда ты видел? Что?»». Баку – город контрастов, ветров и огня Современные способы передвижения

Разве есть что-то более интересное для изучения, чем народное название города. Ну не прилипает же такое прозвище, как "город огней" на ровном месте. Вот и стал разбираться в истории, появлении и смысле данного обозначения. Тем более оно напрямую связано с новым символом города - пламенными башнями. Откуда вообще пошло название "город огней"? Или все же город ветров? Давайте разбираться.

1. Может из перевода слова Баку? Главная версия народа, растущая ногами из истории толкует, что название города Баку пошло от персидского слова "бад кубе", обозначавшего обдуваемый ветром. Но эта версия искажается написанием слова и малореалистична.

2. Основное толкование идет от слова "багу" - город Бога или место Бога, что тесно связано с горящими фонтанами нефти и газа.

3. Но копнем еще глубже в историю. Византийский автор Приск Панийский, описывая путь ведущий из Скифии в Мидию, сообщает о «пышущем из морского камня пламени» близ Баку.

4. Уже позже армянский историк VIII века, описывая события связанные с нашествием хазар, упоминает разрушенную ими область Атши-Багуан. Название «Атши-Багуан» трактуется как «огни Багуана», само же слово «Багуан» уходит корнями в зороастризм и происходит от слова «бага», которое в ряде древних языков означает «солнце», «Бог».

5. Почему историки так твердо связывают Баку с горящими огнями и Богом? Ответ прост- нефть в Баку нашли рано, очень рано. Единственный толк от темной вязкой жидкости, о котором догадывались местные - ее горючие свойства.

6. Не знаете что такое зороастризм? Объясняю. Вера берущая свое начало в учениях Заратустры, которая стала прародительницей современного Ислама. Согласно учению зороастризма огонь является зримым образом Бога в нашем мире. Следовательно желая обратиться к Богу, необходимо было обратиться лицом к огню, как к источнику направления молитвы. Существовала даже целая иерархия огня.

7. Теперь представляете что испытали древние обитатели Баку, когда нашли нефть и поняли что она горит! Это же кровь земли, кровь Бога.

8. Так по всей стране и возникали храмы огнепоклонников. К сожалению, я ни до одного не доехал и более детально показать не смогу.

9. Мы определились с тем, почему и откуда растут ножки этого огнепоклонничества. Почему город огней. Но добавим еще истории.

10. В начале XIX века Баку, будучи в составе Российской Империи, получил разрешение властей на создание собственного герба. Следуя духу тому времени был выбран геральдический щит разделенный на четыре части. Соответственно те же "гербовые мотивы" было предложено использовать для Баку. В результате оказались изображены три языка пламени (как символ горящей из земли нефти и газа), нагруженный тюками верблюд (чтобы показать торговый характер города) и якорь (город, расположенный у берега Каспия), был выгравирован также и дикий кот (символизирующий бдительность).

фото с сайта http://demiart.ru/

11. Когда же в 1859 году Баку стал губернским городом, то на его гербе остались несколько видоизмененных три пылающих огненных языка в виде лепестков на фоне черного щита, а сверху была размещена корона, щит окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою.

фото с сайта http://demiart.ru/

12. С тех пор основной символ Баку и Азербайджана сильно не менялся. Огни остаются символом города и страны до сегодняшних дней, претерпев лишь небольшие изменения.

фото с сайта http://demiart.ru/

13. Стоит ли удивляться тому, что новым и главным символом стали именно пламенные башни? При такой истории, гербе и прочих воздействиях они являются самым настоящим отражением Баку. Как и задумывал архитектор, по просьбе заказчиков, каждая башня является отражением языка пламяни с герба города.

14. Пламенные башни стали новым символом Баку, оставив в тени Девичью Башню. Но для азербайджанского народа, наверное, все-таки Девичья Башня и есть главный символ, который иностранец никогда не поймет. Это их история, это их ценность, это их достопримечательность. Это – легенда. Но о ней я расскажу в следующий раз.

15. Ночной Баку – это совершенно другой город, совершенно другая картина. Глядя на ночной Баку, словосочетание «Город Огней» приобретает двойной смысл.

Город по ночам лежал подковой,
Весь в огнях - зеленых, желтых, красных.
И всю ночь от зрелища такого
Оба мы не отрывали глаз.
Нам в лицо дышала нефть и горечь
Крупного весеннего прибоя.

Павел Антокольский, "Баку"

- город ветров и огней

«Нет на свете города мне ближе,
Хоть немало видел на веку -
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли - Баку!»

Столица Азербайджана, где причудливо переплелись старина и современность всегда притягивала туристов. Особый интерес у гостей Баку вызывает, обнесенный крепостью Старый город или Ичери Шехер. Этот музей под открытым небом внесен в список Все-мирного Наследия ЮНЕСКО.
Не меньший интерес для гостей представляет современный облик столицы. Среди но-вых символов Баку можно выделить великолепный комплекс зданий Flame Towers, спортивно-развлекательный комплекс Crystal Hall, в котором в 2012 году проводился конкурс песни «Евровидение», культурный Центр Гейдара Алиева и другие. Излюблен-ным местом прогулок горожан и гостей столицы является сияющий неоновыми огнями городской Приморский Бульвар. В Баку также множество торгово-развлекательных центров, бутиков, кинотеатров, концертных и выставочных площадок, музеев, рестора-нов, отелей известных мировых брендов.

Уточняйте даты и цены у менеджеров!

День 1.

Вылет в Баку группы из Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург - Баку 23.35-04.25 рейс SU 6811 а/к Россия



День 2.

Вылет в Баку группы из Москвы: Москва (Шереметьево) - Баку 01.05-05.05 рейс SU 1852 а/к Аэрофлот
Трансфер в отель. Отдых.

День 3.

Завтрак в отеле.
9.00 Выезд из отеля с вещами.

Обзорная экскурсия по Баку (9:00 - 16:00) с посещением и осмотром монументальных, исторических и архитектурных памятников города , в том числе:

Основные автомагистрали и площади города, ключевые достопримечательности Баку;

Посещение «Аллеи почетного захоронения», «Аллеи Шехидов» и Нагорного Парка, от-куда открывается замечательный вид на город и Бакинскую Бухту;

Осмотр средневековой части города «Ичяри Шяхяр», «Внутренний Город»: крепостные стены, главные ворота города «Гоша гала гапы», Дворец Ширваншахов, башенный храм «Гыз галасы», «Девичья башня», средневековые бани, каравансараи, мастерские ремес-ленников, ковровые и антикварные магазины;

Посещение Культурного Центра Г. Алиева.


В программе экскурсии также спуск на фуникулере, пешая прогулка по Приморскому Бульвару, морская прогулка на катере по Бакинской бухте, осмотр площади «Фонтанов», бакинского «Арбата» и «Торговой» улицы.

День 4.

Завтрак в отеле.
Экскурсия по Апшеронскому полуострову (10:00 - 15:00).
Посещение древних мест и крепостей Апшеронского Полуострова датированных XII-XIII вв.

Выезд к природным и историко-архитектурным памятникам Апшеронского полуостро-ва (в окрестностях Баку), в том числе посещение и осмотр:

Место выхода природных горючих газов на горе Янардаг у поселка Мамедлы;

Средневековый замок, мечеть и ханская дача в поселке Нардаран;

Старые нефтепромыслы на суше и средневековый башенный храм-замок в поселке Рама-на;

2-ух минаретная действующая мечеть в поселке Амираджан;

Храм огнепоклонников «Атэшгях» в поселке Сураханы, пятиугольный комплекс с от-крытым двором и с храмом-алтарём в центре, который был местом паломничества огне-поклонников;

Башенный храм в поселке Мярдякан.

Во второй части экскурсии посещение Государственного историко-этнографического заповедника «Гала».
Профилем заповедника является охрана всех исторических и культурных памятников, но-сящих научную, историческую и художественную важность. Территория заповедника со-ставляет 156 гектар. На территории заповедника находятся 5 мечетей, 3 хамама (баня), 4 водохранилища, жилые дома, здания сельскохозяйственного назначения, гробницы, кур-ганы, останки замка и многие другие памятники, относящиеся к III тысячелетию д.н.э. по XX столетие.


День 5.

Завтрак в отеле.

Вас ожидает экскурсия в Национальный Историко-художественный заповедник Го-бустан и 3D Музей, расположенный в 60 км от г. Баку(10:00 - 15:00).

В программе экскурсии осмотр наскальных изображений и стоянки древнего человека периода неолита:
- посещение Биби-Эйбатского комплекса, в который, кроме мечети, входят усыпальни-цы и могилы почитаемых людей (в том числе, могила Укеймы ханум, потомка пророка Мухаммеда), является одним из значительных памятников исламского зодчества Азербайджана. Мечеть в своё время посещали Абаскули-ага Бакиханов, Александр Дюма, Хуршудбану Натаван;

Обзор морских нефтяных платформ на Каспийском море;

Наскальные изображения, надписи и пиктограммы у горы Бёюкдаш. Наскальные изобра-жения - петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и ка-менных глыбах. Эти первобытные памятники искусства отображают культуру, хозяйство, мировоззрение, обычаи и традиции древних азербайджанцев;

Знакомство с проявлениями грязевого вулканизма на горе Дашгиль.


День 6.

Возвращение в Россию.

До встречи в Баку!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Это – рассказ собственного корреспондента блога «Дорог мира», . Вы уже знакомы с ним, если читали рассказы – Мьянме (бывшей Бирме), где он прожил полтора года. На этот раз ветер странствий занёс его в Азербайджан…

Живёт он в Баку, в столице Страны Огней. Так называют эту страну в честь древнего культа поклонения огню – зороастризма.

Культ Солнца был распространён на территории всего Большого Ирана, и сейчас в Азербайджане остались общины огнепоклонников. Огонь изображён на государственном гербе Азербайджана. Хотя большая часть населения исповедует ислам. И на флаге страны – полумесяц со звездой.

Азербайджан граничит с Россией (Дагестан), Грузией, Ираном и Арменией (с последней после Карабахского конфликта граница на замке)… Нахичеванская автономная республика, часть которой под контролем Нагорно-Карабахской республики, часть – контролируется Азербайджаном, находится на границе с Турцией.

Азербайджан – самая большая страна Закавказья. Она богата природными и архитектурными памятниками.

В стране богатое климатическое разнообразие, и из 11 известных климатических зон нашей планеты, 9 – есть в Азербайджане – от субтропиков до высокогорных альпийских лугов. А ещё здесь есть Каспийское море, грязевые вулканы, заповедники и бальнеологические курорты.

Но давайте познакомимся с впечатлениями человека, впервые увидевшего …

Золотые улицы Баку

Баку – город ветров. Такое его определение я слышал много раз. А если дословно перевести название города с древнеперсидского, то оно звучит так: «удар ветра».

Ветра, скажу я Вам, тут действительно весьма знатные. Это объясняется географическим расположением города. Стоящий на склоне горы на южной оконечности Апшеронского полуострова, Баку открыт для любого ветра.

Взяв в древние века своё начало на берегу моря, город равномерно рос вверх по склону горы. Географические особенности наложили отпечаток на планировку города.

Но вернёмся к названию. Есть ещё одна версия. И по ней, название города Баку произошло от слова «бага», которое во многих древних языках означает «Бог» и «Солнце». С учётом того, что богом для солнцепоклонников и является само Солнце, эта версия кажется очень правдоподобной. К тому же раньше в Баку находился один из главных храмов солнцепоклонников…

Моё первое впечатление от города – восточная сказка, город Шахеризады. Да, именно этот облик отложился у меня в голове ещё со времен детства.

Дома с подчеркнутой арабской (надеюсь, что с терминологией не ошибся) архитектурой. Непривычный глазу золотисто-песчаный цвет домов…

А чего стоит старый город, сохранённый для потомков в том виде, в каком он был в начале XX века.

Теперь-то я уже понял, каким образом город получил такой облик. Современные градоначальники просто «одели» старые дома советских времен в такую сказочную одёжку. А ряд исторических зданий привели в соответствующий вид.

Хотя, если нырнуть в глубины бакинских улочек, перед глазами встаёт далеко не сказочная картина.

Но надо отдать должное – город растёт, трущобы сносят и на их месте возводят современные дома, но с национальным колоритом.

Да, ещё одним элементом сказочности является строительный материал – камень.

Его добывают неподалеку от Баку и широко используют во всех постройках вместо кирпича.

А другой вид камня используют для отделки. Именно его характерный жёлто-песочный цвет и придает городу сказочный облик. На ярком южном солнце дома приобретают красивый золотистый цвет.

Ещё в Баку большое количество фонтанов и парков.

И надо сказать – не зря. Они не только подчёркивают сказочный облик города, но и дают горожанам возможность отдохнуть в теньке в знойные дни и подышать свежим, увлажнённым воздухом.

А сам главным местом отдыха в Баку, несомненно, являет набережная.

Набережная Баку. Слева — Каспийское море. На заднем плане – телебашня и комплекс зданий «Пламенные башни»

Протяжённостью около 5 км (тут справочные данные Интернета разнятся, но ноги говорят, что около того), бакинский приморский бульвар представляет собой большой парк с фонтанами и аттракционами.

Гулять тут можно долго, и вечерами и в выходные дни сюда стекается множество горожан…

Пламенные башни, или Башни пламени – самые высокие здания в Азербайджане

В общем, Баку очень красивый город. А Вам понравился?

——————

Схожие записи:

Ну и, если Вам понравился пост, пожалуйста, понажимайте на кнопочки:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Баку является столицей Азербайджанской Республики, крупнейшим экономическим, промышленным научно-техническим центром Закавказья, самым значительным портом на Каспийском море и самым большим городом на Кавказе. Его многовековая история отражена в многочисленных средневековых достопримечательностях, среди которых Дворец ширваншахов, Девичья башня, старый квартал Ичери-Шехер.

Город раскинулся на берегу Каспийского моря, на юге Апшеронского полуострова. В Баку преобладает мягкий континентальный и полупустынный климат с прохладной зимой, жарким летом и нечастыми осадками. В отдельные годы может выпасть много снега, но обычно каждую зиму наблюдаются небольшие скопления снега.

История

По всей вероятности, в начале эры Апшеронский полуостров был расположен на дне моря, так как уровень Каспийского моря находился гораздо выше. Первые упоминания о Баку встречаются в раннем средневековье.

Климатические и физико-географические условия стали причиной возникновения на Апшеронском полуострове города. Баку расположился в центре пересечения торговых и миграционных путей, растянувшихся с запада на восток, с севера на юг (Великий шелковый путь) . Энергетическое и топливное достояние, с давних времен выходящее на земную поверхность и называемое «нафта» также способствовало образованию города.

В девятом веке Баку входил в Государство Ширваншахов и служил основным городом Ширвана. Местное население занималось торговлей, ремеслами, нефтедобычей, рыболовством, садоводством. В двенадцатом веке город окружала двухрядная крепостная стена и ров. Девичья башня входила в систему защиты города.

Нашествие монголов в тринадцатом веке привело город в упадок. Экономическая жизнь оживилась в следующем веке. Из Баку везли разные товары в Среднюю Азию, Золотую Орду, Иран, русские княжества. Вывозили нефть, шелк, соль, из Ширвана привозили съестные припасы. В Баку до сих пор сохранились мечеть одиннадцатого века и несколько мечетей четырнадцатого века.

Османская армия в 1578 году захватила Баку. Под власть Сефевидов город вновь вернулся в 1607 году. Основное население Апшерона занималось ковроткачеством.

Баку привлек внимание Российского государства. В 1723 году сюда вступили русские войска, однако вынуждены были покинуть город после Гянджинского договора (1735 г) между Ираном и Россией.

В 18 веке было создано Бакинское ханство. В 1806 году русская армия захватила Баку. С 19-го века Баку промышленный и культурный центр Кавказа. В Шемахе в 1859 году случилось сильное землетрясение. После чего упразднили Шемахинскую губернию и создали Бакинскую губернию с центром в Баку.

Разработка нефтяных месторождений вызвала бурный рост Баку, начался приток иностранного капитала. Свои офисы открыли Ротшильды, Нобели и др. предприниматели. В 1899 году в Бакинском порту возник паровой флот, открывались театры.

Основными национальностями в городе являлись азербайджанцы и армяне. Четыре раза (зимой и летом 1905 г; весной и осенью 1918 г) между этими группами произошла кровопролитная резня.

В 1920 году советские войска вошли в Баку. В советский период Баку – столица Азербайджанской ССР. Город быстро развивается и превращается в крупный промышленный, административный, научный, культурный центр СССР. В годы Великой Отечественной войны столица Азербайджана становится основным стратегическим центром обеспечения топливом военной бронетехники и авиации.

Экономический и политический кризис 80-х породил в жизни Азербайджана и Баку новые реалии, что привело к страшным трагедиям и расколу общества (Кровавый или Черный январь 1990 г).

В настоящие дни, преодолев социальный и экономический кризисы постсоветских лет, Баку вновь становится крупным экономическим и культурным центром Закавказья.

Театры

Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета создан весной 1920 года. Размещался в здании построенном архитектором Н. Баевым в 1910-11 гг.

Братья Маиловы в 1910 году приняли решение построить в Баку на собственном участке большое современное здание нового театра. Старший брат Даниил Лазаревич – бизнесмен, член торгово-промышленного комитета, младший Илья Лазаревич – врач.

Вместимость зрительного зала составляла 1281 человек. На театральной сцене шли балетные, оперные, драматические спектакли и также оперетты на азербайджанском, русском языках.

Азербайджанский государственный театр оперы и балета многие годы является гордостью и украшением Баку, а опера как вид театрального искусства нашла место в национальной культуре Азербайджана.

В современную труппу театра включены вокальная, балетная группы, симфонический оркестр, хор. Репертуар театра составляют как мировые произведения оперы и балета, так и творения национальных авторов, также музыкальные спектакли для детей.

Азербайджанский Государственный Академический Национальный Драматический Театр в разные годы имел различные названия, в 1991 году переименован в современное.

Азербайджанские разрозненные театральные труппы в 1919 году объединяются и театру присваивается статус государственного. В 1960 году было построено современное здание театра (архитекторы М. Мадатов и Г. Али-заде. В 1962 году перед театральным зданием установлен памятник Физули.

За успешную деятельность в советский период театр неоднократно удостаивался наград. Некоторые постановки получили Государственную премию СССР и Азербайджана. Театр часто бывал на гастролях в Санкт-Петербурге, Москве, Тбилиси, Казани, Ашхабаде, Ташкенте, также в Турции, на Кипре, в Германии.

Азербайджанский Государственный Русский Драматический Театр имени Самеда Вургуна действует с 1920 года. Государственный Свободный Сатир-Агиттеатр был создан на основе труппы театра Балиева «Летучая мышь» (Тбилиси) и частично коллектива театра «Момус», просуществовал до 1923 года. Затем театральный коллектив переименовали в Бакинский Рабочий театр. Репертуар театра составляли произведения революционной отечественной и зарубежной драматургии.

В 1937 году театр получает название «Азербайджанский Государственный Краснознаменный театр русской драмы». Начинаются театральные гастроли в города Закавказья и Северного Кавказа, затем по всему Советскому Союзу.

Имя народного поэта Самеда Вургуна присвоено в 1956 году и театр получил современное название. Театр имеет два ордена Трудового Красного Знамени.

На нынешний день в составе труппы молодые выпускники Азербайджанского университета искусства и культуры, Драматической Студии театра, Хореографического училища.

Азербайджанский театр юного зрителя имени М. Горького основан в 1928 году. К 1930 году в состав театра кроме русской труппы, вошла азербайджанская труппа из драмкружка при Бакинском клубе моряков.

Первоначально ставились пьесы русских писателей, переведенные на азербайджанский язык. Спектакли, поставленные по пьесам азербайджанских драматургов в репертуаре появились в 1930-х годах. Имя М. Горького театру присвоили в 1936 году.

В 2013 году состоялось открытие Малой сцены, вместимостью 45 зрителей.

Музеи

Азербайджанский Государственный Музей Музыкальной Культуры создан в 1967 году. Основные цели музея заключаются в собирании, хранении, изучении, популяризации материалов, взаимосвязанных с музыкальной историей Азербайджана.

В хранилищах музея собрано более 20 тысяч экспонатов. Это музыкальные национальные инструменты: кяманча, тар, гавал, саз, зурна, гошанагара; необычные инструменты: аса-саз, аса-тар; также патефоны, граммофоны, грампластинки. В музее хранятся афиши, личные вещи, записи, архивы оперных певцов, авторские нотные рукописи, фотографии, программы, книги, произведения изобразительного искусства, ноты и др.

Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви основан в 1939 году. Располагается недалеко от входа в Ичери Шехер и площади Фонтанов. В нынешние дни музей служит одной из значимых и богатых сокровищниц духовной культуры Азербайджана. Культурное учреждение занимается исследованием, сбором, хранением научных материалов об азербайджанской культуре и литературе, представляет материалы в экспозициях.

Национальный музей искусств Азербайджана имени Рустама Мустафаева основан в 1936 году. В крупнейшем музее произведений искусств хранится более 17 тысяч экспонатов. А 1943 году учреждение было названо в честь видного театрального художника Азербайджана Рустама Мустафаева – основоположника театрально-декоративного искусства Азербайджана.

Сейчас музей размещается в двух соседних зданиях, построенных в конце девятнадцатого века. В залах музея представлены коллекции искусства Азербайджана, России, Востока, Западной Европы. Экспонаты выставлялись на Кубе, в Сирии, Канаде, Чехословакии, Франции, Алжире, Ираке. Музей работает 10:00-18:00, вторник-воскресенье.

Азербайджанский Государственный Музей Ковра и народно-прикладного искусства основан в 1967 году. Это первый в мире специализированный музей по изучению, сбору и сохранению ковра.

Первая экспозиция открылась на территории исторического квартала Ичери-шехер, в Джума-мечети в 1972 году. Азербайджанский Музей Ковра служит сокровищницей национальной культуры, где ковер демонстрируется в тесной взаимосвязи с иными видами традиционного искусства народностей Азербайджана. В коллекции содержится около 14 тысяч ковров, одежды, вышивки, предметов ювелирного искусства, медночеканных изделий, современных работ из войлока, стекла, дерева.

Музей азербайджанского ковра служит научным центром изучения и развития ковровых изделий, участвует в организации крупных международных симпозиумов. В 2008 году началось возведение современного здания музея, в 2014 году открылась новая экспозиция.

Ковроткачество – древнейший вид декоративно-прикладного искусства в Азербайджане. Музейные коллекции многократно демонстрировались в странах мира: Великобритании, Голландии, Португалии, Франции, Испании, Италии, Иране, Индии, Турции, Израиле, США. Самый старинный предмет коврового искусства – фрагмент тебризского ковра 17-го века.

Достопримечательности

Площадь Государственного Флага – так называют в Баку площадь, на которой размещается государственный флаг Азербайджанской Республики. В декабре 2007 года недалеко от базы Военно-морских сил Азербайджана, в бакинском поселке Баилово был заложен фундамент площади.

Торжественное открытие Площади состоялось в 2010 году, в праздничной обстановке был поднят флаг Азербайджана. До мая 2011 года флагшток в Столице Азербайджана считался самым высоким в мире и включен в Книгу рекордов Гиннеса.

Площадь размещается на территории в 60 га, флагшток имеет высоту 162 м, диаметр от 3.2 м внизу до 1.09 м вверху. Вес конструкции – 220 т. Параметры флага: длина – 70 м, ширина – 35 м, площадь – 2450 кв. м, вес – около 350 кг.

На площади из позолоченной бронзы установлены изображения государственных символов: герба, текста гимна и карты страны. Здесь также находится Музей Государственного Флага , открытие которого произошло в 2010 году. Здание имеет форму восьмиконечной звезды и расположено под пьедесталом флагштока. В музее представлены флаги ханств и государств, существовавших на месте современных Азербайджана и Армении, гербы, наконечники знамен, образцы денежных знаков, почтовые марки, ордена, медали, документы и другие предметы истории Азербайджана.

Девичья башня – это древнее крепостное сооружение возле прибрежной части исторической Ичери-шехер, служащее важным компонентом приморского «фасада» Баку. Суровый башенный массив вздымается в прибрежной полосе феодального города – крепости. Башня размещена на скале, облицованной тесанным камнем и заслоненной крепостной стеной с крупными полукруглыми выступами от подножия до вершины.

В 12-м веке Девичья башня входила в оборонительную систему города и являлась основной цитаделью Бакинской крепости – самой мощной крепостью Ширваншахов. Однако исследования башни опровергают предположения об оборонительном назначении. Изначально существовала версия о религиозном предопределении Девичьей башни. Это могла быть зороастрийская «башня молчания», возведенная при Сасанидах или раньше.

Девичья башня своими размерами и мощными стенами значительно превосходит замки Апшерона. Средства защиты, вероятно, были сосредоточены на верхней площадке, архитектура которой документально не установлена.

Дворец ширваншахов – бывшая резиденция правителей Ширвана образует комплекс, в который кроме дворца входят дворцовая мечеть (1441 г) с минаретом, дворик Диван-хане, баня, усыпальница ширваншахов, мавзолей придворного ученого Сейида Бакуви. Здания дворцового комплекса построены в 13-16 веках. Строительство дворца связано с переездом столицы государства Ширваншахов из Шемахи в Баку.

Основные постройки дворцового ансамбля создавались в разное время, однако комплекс производит неделимое художественное впечатление. Строители делали упор на многовековые традиции ширвано-апшеронской архитектурной школы. Они декорировали стены богатым резным узором, создавая четкие многогранные и кубические архитектурные объемы. Зодчие, прекрасно владея мастерством каменной кладки, воспринимали архитектурный замысел предшественника, творчески развивали и обогащали его.

Дворцовый комплекс в 1964 году заявлен музеем-заповедником и взят под государственную охрану. До настоящих дней дворец Ширваншахов считается жемчужиной архитектуры Азербайджана.

Дворец Мухтарова возведен в 1911-1912 гг нефтепромышленником, миллионером-меценатом Муртузой Мухтаровым по проекту Иосифа Плошко. Мухтаров, путешествуя с супругой по Европе, был очень впечатлен архитектурой Венеции. Поэтому и принял решение, что после турне в родном Баку построит дворец в венецианском стиле. Здание задумано и выполнено в духе французской готики.

В свое время во дворце размещался «Клуб освобожденной тюрчанки», затем открыт музей-заповедник Ширваншахов, позже – Дворец бракосочетаний («Дворец счастья»). Дворцовое здание и сейчас является самым примечательным и красивейшим архитектурным сооружением Баку.

Атешгях – индийский храм огнепоклонников, расположенный на Апшеронском полуострове, на окраине селения Сураханы, в тридцати километрах от Баку. В разное время почитался и зороастрийцами, и индуистами, и сикхами. Появился на месте неугасимых огней – пылающих выходов естественного газа в 17-18 веках, поэтому и называется «Атешгях», что значит «Место огня», «Дом огня».

Архитектурное сооружение представляет по форме шестиугольник с внешней зубчатой стеной и порталом, в центре которого главный четырехугольный храм – алтарь, служивший местом паломничества огнепоклонников. Над входом устроена обычная на Апшероне балахана – гостевая комната.

Комплекс сооружений храма построен в 1713 году. Алтарь огня отражает древнейшую традицию строительства алтарей, популярных в Азербайджане в мидийскую эпоху. По распоряжению президента страны музей под открытым небом признан Государственным историко-архитектурным заповедником.